ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-11204/2021 от 25.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«01» июня 2022 года Дело № А11-11204/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 01.06.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуАдминистрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.03.2022 по делу № А11-11204/2021, принятое по заявлению Колхоза им. Кирова (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным бездействия Администрации Киржачского района Владимирской области.

В судебном заседании принял участие представитель Колхоза им. Кирова – Борисичев В.Н. по доверенности от 28.12.2021 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).

Администрация Киржачского района Владимирской области – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.

Администрация муниципального образования сельское поселение Филипповское – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.

Временный управляющий Колхоза им. Кирова Шелуха Александр Кузьмич – надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Колхоз им. Кирова 07.07.2021 обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области (далее по тексту – администрация района) с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 556 825 кв.м с кадастровым номером 33:02:021207:1748, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, район Киржачский, МО Филипповское (сельское поселение), Центральная усадьба колхоз им. Кирова д. Филипповское, область Владимирская, район Киржачский, Центральная усадьба колхоз им. Кирова, д. Филипповское в собственность за плату в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» и статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области».

Администрация района письмом от 10.08.2021 № 3628/1-01-01-22 уведомила Колхоз им. Кирова о том, что решение по данному обращению не принято в связи с рассмотрением Арбитражным судом Владимирской области искового заявления администрации об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об испрашиваемом земельном участке.

Полагая незаконным бездействие администрации района по не рассмотрению заявления от 07.07.2021, Колхоз им. Кирова обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании бездействий администрации района незаконными и обязанииадминистрации района в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Владимирской области повторно рассмотреть заявление Колхоза им. Кирова от 07.07.2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: временный управляющий Колхоза им. Кирова Шелуха Александр Кузьмич, администрация муниципального образования Филипповское Киржачского района (далее – администрация муниципального образования). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.03.2022 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация района не согласна с решением суда в виду неполного выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применение норм материального права.

Указывает, что Колхозом им. Кирова при обращении в администрацию района не представлены документы, подтверждающие право председателя колхоза им. Кирова совершить сделку по покупке земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748, то есть, не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на обращение с заявлением.

Представитель Колхоза им. Кирова в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Временный управляющий Колхоза им. Кирова Шелуха Александр Кузьмич, администрация муниципального образования отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного кодекса.

Согласно пункту 1 Положения об администрации района, утвержденному постановлением администрации района от 18.04.2011 № 72, администрация района является исполнительно-распорядительным органом Киржачского района, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования Киржачский район полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Киржачского района федеральными законами и законами Владимирской области.

Постановлением администрации Киржачского района от 28.12.2016 № 1488 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена муниципального образования Киржачский район Владимирской области, без проведения торгов (далее – Административный регламент).

В силу пункта 1.4 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией Киржачского района Владимирской области.

Согласно пункту 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: предоставление земельного участка в собственность или в аренду; отказ в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду.

Таким образом, именно администрация района уполномочена на рассмотрение заявлений юридических лиц о предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов.

Следовательно, рассматриваемое требование предъявлено к надлежащему ответчику.

К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1).

Так, подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного Кодекса.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 19 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Как следует из материалов дела, Колхоз им. Кирова владеет испрашиваемым земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, что лицами, участвующими в деле, не оспорено.

В целях приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность на льготных условиях Колхоз им. Кирова 07.07.2021 подал соответствующее заявление на основании статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ и статьи 5 Закона 10 Владимирской области от 12.03.2007 № 19-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области».

Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация района, получив от Колхоза им. Кирова заявление от 07.07.2021 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748 без проведения торгов, в установленный законом срок указанное заявление не рассмотрела и не совершила ни одного из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, тем самым допустив незаконное бездействие, нарушающее права Колхоза им. Кирова на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ и законные интересы Колхоза им. Кирова приобрести данный земельный участок в установленном законом порядке.

Факт не рассмотрения заявления Колхоза им. Кирова подтвержден администрацией района в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.

При этом ссылка администрации района в письме от 10.08.2021 № 3628/1-01-22, имеющим информативный характер, на нахождение в производстве Арбитражного суда Владимирской области дела №А11-5882/2021 по заявлению администрации района об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 33:02:021207:1748, правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку не может расцениваться в качестве правового обоснования объективной невозможности рассмотрения заявления Колхоза им. Кирова в установленный срок в соответствии с требованиями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции решением арбитражного суда от 16.12.2021 по делу № А11-5882/2021 в удовлетворении заявленных требований администрации района отказано. Первым арбитражным апелляционным судом (резолютивная часть постановления от 09.03.2022) решение суда первой инстанции от 16.12.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации района – без удовлетворения.

Доводы администрации района об отсутствии с ее стороны нарушений требований действующего законодательства вследствие отсутствия у Колхоза им. Кирова права на обращение с соответствующим заявлением на приобретение земельного участка (не представления Колхозом им. Кирова документов, подтверждающих право председателя Колхоза им. Кирова совершить сделку по покупке земельного участка) не имеют отношения к рассматриваемому предмету спора.

Между тем в силу пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок: связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.

Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 08.06.2021, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748 составляет 59 627 000 рублей.

Балансовая стоимость указанного земельного участка составляет 2 021 274 рублей 75 копеек, что составляет 3,38% от балансовой стоимости активов Колхоза на дату введения наблюдения – 16.01.2019 (упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за 2018 год).

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, какого-либо согласия временного управляющего на совершение сделки по приобретению испрашиваемого земельного участка не требовалось. Обратного администрацией района не доказано.

В любом случае, учитывая не рассмотрение заявления Колхоза им. Кирова по существу, данные доводы ответчика преждевременны. Кроме того, заявление Колхоза им. Кирова не было возвращено последнему администрацией района, как того требует часть 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействия администрации района являются незаконными.

Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.03.2022 по делу № А11-11204/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации Киржачского района Владимирской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Москвичева

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кастальская