АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А11-11871/2019
01 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от акционерного общества «Владимирские коммунальные системы»:
ФИО1 по доверенности от 17.12.2020,
от жилищного кооператива «Мир»:
ФИО2 по доверенности от 10.06.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –
акционерного общества «Владимирские коммунальные системы»
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.05.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021
по делу № А11-11871/2019
по иску акционерного общества «Владимирские коммунальные системы»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к жилищному кооперативу «Мир»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области,
публичное акционерное общество
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья»
в лице филиала «Владимирэнерго»,
акционерное общество
«Объединенные региональные электрические сети Владимирской области»,
о взыскании задолженности
и у с т а н о в и л :
акционерное общество «Владимирские коммунальные системы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к жилищному кооперативу «Мир» (далее – Кооператив) о взыскании 1 380 191 рубля 15 копеек задолженности по оплате электрической энергии, поставленной с 01.09.2015 по 31.05.2019 в рамках договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 01.05.2013 № 9167 (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2017 – номером договора энергоснабжения является № 225/0113).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» и акционерное общество «Объединенные региональные электрические сети Владимирской области».
Арбитражный суд Владимирской области решением от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021, отказал в удовлетворении иска. Суды исходили из недоказанности наличия задолженности, а также пропуска истцом срока исковой давности в части требования о взыскании задолженности за период с сентября 2015 года по июнь 2016 года.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, подпунктом «ж» пункта 21, подпунктом «а» пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), пунктами 25, 27, 32 и 40 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 (далее – Положение № 614).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнительных пояснений к ней), в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суды неправомерно приняли, выполненный ответчиком, контррасчет объема потребления электрической энергии с применением тарифа в пределах социальной нормы ко всему объему электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом, который не соответствует Положению № 614. В обоснование доводов заявитель указывает, что учет поставленной в многоквартирный дом электроэнергии ведется по 4-м прибора учета. В котельной установлен прибор учета № 1492444, показания которого ежемесячно передаются истцу. Объем электроэнергии, поставленный в котельную, подлежит определению с применением тарифа на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления, установленной в пункте 1.1 приложения к постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 № 34/40. Вместе с тем, Кооператив в контррасчетах к указанной в постановлении от 18.12.2013 № 34/40 величине социальной нормы ошибочно дополнительно использует социальные нормы, установленные на использование электроэнергии на отопление жилого помещения и на подогрев воды при отсутствии горячего водоснабжения.
Заявитель жалобы считает, что контррасчет ответчика, в котором по квартирам, где отсутствуют зарегистрированные граждане, применен тариф в пределах социальной нормы, противоречит пункту 2 примечаний к постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 № 34/40 и пункту 40 Положения № 614. Кроме того, Кооператив неправомерно суммирует социальные нормы потребления электрической энергии всех жилых помещений в многоквартирном доме.
По мнению кассатора, для определения объемов электроэнергии, которые рассчитываются по тарифу в пределах и сверх социальной нормы (информационный расчет объема потребленной электроэнергии), следует использовать следующий порядок: если объем электрической энергии в квартире не превышает социальную норму, то его стоимость рассчитывается по тарифу на электрическую энергию в пределах социальной нормы. Если превышает – в отношении части объема сверх социальной нормы - по тарифу на электрическую энергию для населения сверх социальной нормы. Если при этом социальная норма полностью не выбрана, то невыбранная часть переносится на объем электрической энергии, поставленный на общедомовые нужды, приходящийся на эту квартиру. Невыбранная социальная норма на индивидуальное потребление полностью учтена истцом в объеме на общедомовые нужды (независимо от превышения норматива) и рассчитана по тарифу в пределах социальной нормы, несмотря на то, что ответчик в силу подпункта «а» пункта 22 Правил № 124 обязан оплатить за счет собственных средств объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива, когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями – пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещений. В этом случае объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива, должен оплачивается Кооперативом по тарифу сверх социальной нормы.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Кооператив в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседаниях суда округа отклонили доводы, изложенные в ней, просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа откладывалось (определения суда округа от 24.11.2021, от 21.12.2021 и от 18.01.2022).
Суд округа определением от 18.01.2022 по правилам пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену судьи Ионычевой С.В. на судью Елисееву Е.В. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
В порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.02.2022.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в управлении Кооператива находится многоквартирный дом, имеющий автономную котельную и расположенный по адресу: <...>, в которые Общество поставило электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды.
Неполная оплата Кооперативом электроэнергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать энергию абоненту (потребителю) через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки электрической энергии в спорный период документально подтвержден и сторонами не оспаривается.
Разногласия у сторон возникли в отношении тарифа, подлежащего применению при определении стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива.
Общество произвело расчет стоимости данного объема электрической энергии исходя из тарифа сверх социальной нормы; Кооператив же полагает, что ко всему объему поставленной электрической энергии должен применяться тариф по социальной норме, так как имеется неизрасходованная по социальной норме электроэнергия.
Отказав в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды в спорный период подлежит применению тариф с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы по всем точкам поставки, включая котельную. Величина начисленного объема потребления находится в пределах социальной нормы, поэтому оснований для произведения расчета исходя из тарифа сверх социальной нормы не имеется; задолженность у ответчика перед истцом отсутствует.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (дополнении к ней), отзыве на жалобу и заслушав пояснения присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции счел, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил № 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме на общедомовые нужды.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике социальная норма потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пятый абзац пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы (второй абзац пункта 38 Правил № 354).
В силу пункта 21 подпункта «ж» Правил № 124 в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил № 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, – по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
По смыслу пункта 44 Правил № 354 объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств (когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения). При наличии такого решения – когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения № 614 и формул 5 – 8 приложения 6 к Положению № 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу.
В пункте 27 Положения № 614 предусмотрено, что в случае если исполнителем коммунальных услуг используется электрическая энергия при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), то стоимость использованного на указанные цели объема электрической энергии, который определяется в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, рассчитывается с применением цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), установленной для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы, и учитывается в расчете размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Материалы дела и пояснения представителей сторон свидетельствуют о том, что учет поставленной в многоквартирный дом электрической энергии ведется с использованием четырех приборов учета: 00455361 – ОДПУ, потребление квартир жилого фонда, 06260461 – места общего пользования, 00455323 – лифт и аварийное освещение, 1492444 – котельная.
Суды, признавая обоснованным контррасчет Кооператива(т.8 л.д.123-150, т.9 л.д.1-152)не учли, что в нем к величине социальной нормы, приходящейся на долю, использованной котельной, Кооператив ошибочно дополнительно использует социальные нормы (в том числе недействующие в спорный период), в частности: на использование электроэнергии на отопление жилого помещения (7800 кВтч в год на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек) и на водоподогрев при отсутствии горячего водоснабжения (155 кВтч на 1 человека в месяц).
Таким образом, контррасчет Кооператива, в котором используются одновременно три социальные нормы, нельзя признать правомерным.
Также суды не проверили возражения Общества об ошибочности применения Кооперативом в контррасчете тарифа в пределах социальной нормыпо квартирам, где отсутствуют зарегистрированные граждане (например, квартиры 56 (т8,л.д.18), 106 (т.8,л.д.73), 123 (т.8,л.д.90)).
Соответственно, контррасчет Кооператива является неверным как противоречащий пункту 2 примечаний к постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 № 34/40 и пункту 40 Положения № 614.
Положением № 614 предусмотрено, что социальная норма потребления электрической энергии для населения применяется при наличии регистрации граждан по месту их жительства или по месту пребывания. Социальная норма индивидуальна и носит адресный характер, применима исключительно к одной группе домохозяйств и зависит от количества совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству.
Вводя тариф с учетом социальной нормы потребления, законодатель фактически стремился определить льготный перечень лиц, к которым подлежит применению данный тариф, а также создание предпосылок для экономного расходования электроэнергии данной категорией потребителей.
В пункте 46 Положения № 614 установлен запрет использования в следующем расчетном периоде неизрасходованной в текущем расчетном периоде части социальной нормы, установленной для домохозяйства потребителя.
В соответствии с пунктом 32 Положения № 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 – 8 приложения № 6 к настоящему Положению.
Согласно формулам 5 – 8 приложения 6 к Положению № 614 невыбранный объем социальной нормы в конкретном жилом помещении переносится на объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, приходящийся на это помещение, и в названной части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы.
Указанное свидетельствует о недопустимости перераспределения социальной нормы, неиспользованной в конкретном жилом помещении, на иные цели, кроме как на общедомовые нужды в пределах норматива для этого жилого помещения.
Указанная методика начисления должна применяться Кооперативом как исполнителем коммунальных услуг при расчетах с гражданами – потребителями, так и Обществом (ресурсоснабжающей организацией) с Кооперативом, за исключением объема сверхнормативного ОДН, который оплачивается исполнителем коммунальных услуг по тарифу сверх социальной нормы (подпункт «а» пункта 22 Правил № 124), что приведет соблюдению принципа равенства обязательств.
Представленный Обществом расчет исковых требований и контррасчет, выполненный ответчиком, противоречат данной методике, что не позволяет суду округа признать выводы нижестоящих судов законными и обоснованными.
Таким образом, суды неполно выяснили значимые для дела обстоятельства, не учли приведенные нормы права, поэтому состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным в дело доказательствам, в том числе, установить действующие в спорный период тарифы и нормы потребления электрической энергии, установить наличие либо отсутствие принятия конечными потребителями (собственниками помещений) решений о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и принять судебный акт в соответствии с нормами действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу № А11-11871/2019.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Ю. Трубникова
Судьи
Е.В. Елисеева
А.Н. Чих