ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-13326/2022 от 04.12.2023 АС Волго-Вятского округа

165/2023-154944(3)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А11-13326/2022  06 декабря 2023 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от заинтересованного лица: Седова А.А. (доверенность от 19.10.2023),  от третьего лица: Бажановой Е.А. (доверенность от 21.12.2022), 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» 

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023
по делу № А11-13326/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное
предприятие «Ополье» (ИНН: 3326013258, ОГРН: 1203300002333)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Владимирской

области об отказе в предоставлении субсидии, формализованного в письме от 15.08.2022   № ДСХ-7804-05-08, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Ополье» (далее – ООО «Ополье», Общество)  обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Владимирской области об отказе в  предоставлении субсидии, формализованного в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08. 


К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.  

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано. 

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 решение  суда оставлено без изменения. 

ООО «Ополье» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального  права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его  мнению, Министерство сельского хозяйства Владимирской области неправомерно отказало Обществу в предоставлении субсидии. Обязательства Общества перед АО «Россель- хозбанк» исполнены в полном объеме. Как полагает Общество, в рассматриваемом случае  мировые соглашения от 25.05.2016 и от 24.09.2019 по делу № 2-270/2016, утвержденные  Кольчугинским городским судом Владимирской области, фактически представляют собой  дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении сроков возврата кредита и уплаты процентов по нему. 

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе. 

Министерство сельского хозяйства Владимирской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в отзывах на кассационную жалобу и представители в  судебном заседании отклонили доводы Общества. 

Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия  представителя. 

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления  Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установили суды, ООО «Ополье» 15.07.2022 обратилось в Министерство сельского хозяйства Владимирской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным  кредитам за период с 06.06.2016 по 29.08.2021 в сумме 8 488 895 рублей 11 копеек. 

По результатам рассмотрения заявления Министерство сельского хозяйства Владимирской области пришло к выводу о несоблюдении Обществом условия предоставления  субсидии, предусмотренного пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления  субсидий» приложения к постановлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области от 06.03.2020 № 5 «Об утверждении Правил предоставления  субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в  рамках регионального проекта «Поддержка сельскохозяйственного производства и стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области» (далее –  Правила № 5), а именно – несоответствие представленных документов требованиям, установленным Правилами № 5, и предоставление этих документов не в полном объеме. 

Письмом от 15.08.2022 № ДСХ-7804-0508 Обществу отказано в предоставлении  субсидии. 

ООО «Ополье» не согласилось с решением Министерства сельского хозяйства Владимирской области, формализованным в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. 


Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном  комплексе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  06.09.2018 № 1063, и Правилами № 5, Арбитражный суд Владимирской области пришел к  выводу о наличии у Министерства сельского хозяйства Владимирской области правовых  оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии и отказал в удовлетворении  заявленного требования. 

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для ее удовлетворения. 

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)  предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров,  работ, услуг. 

На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных  доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством  (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок,  винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской  Федерации), выполнением работ, оказанием услуг. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий,  указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета  субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской  Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской  Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами  уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063  утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – Правила № 1063). 

На основании пункта 10 Правил № 1063 предоставление иных межбюджетных  трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий: 


а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 настоящих Правил направлениям и включающего требования к заемщикам, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, и сроки их рассмотрения,  которые не должны превышать 10 рабочих дней; 

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на  предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в  пункте 2 настоящих Правил направлениям. 

В силу пункта 11 Правил № 1063 средства из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства из бюджета субъектов  Российской Федерации на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие  нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов,  не предоставляются. 

В пункте 15 Правил № 1063 установлено, что инвестиционные проекты, прошедшие  отбор до 31 декабря 2016 г. включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части  процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящих  Правил и повторному отбору не подлежат. 

В соответствии с пунктом 16 Правил № 1063 представленные заемщиком документы  для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации рассматриваются  уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней. 

Уполномоченный орган вправе предоставить заемщику средства из бюджета субъекта Российской Федерации за несколько месяцев при условии представления заемщиком  документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), а также платежных  поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в  заявлении о получении средств из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе  за предшествующий год. 

Согласно пункту 1 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5 субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов  предоставляются на условиях софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 «О предоставлении и распределении  иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным  кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» по кредитным договорам, заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до 31 декабря 2016 года включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата до 1 января 2010 года и не проходивших процедуру отбора, до дня полного погашения обязательств получателя субсидии в соответствии с кредитным договором. 

На основании пункта 3 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий»  приложения к Правилам № 5 субсидии предоставляются получателям субсидий при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных  процентов. Возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных  вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных  процентов, не производится. 

Кредитные организации по 31 декабря 2020 года включительно при необходимости  заключают с заемщиками дополнительные соглашения к кредитным договорам (договорам 


займа) в целях предоставления отсрочки по погашению основного долга, приходящегося  на 2020 год, при условии, что срок такой отсрочки не превысит 1 года, в соответствии с  правилами и процедурами, принятыми в таких кредитных организациях. 

В силу пункта 6 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5 для получения субсидий получатели субсидий представляют в Департамент документы, в том числе копию кредитного договора (пункт 6.2.6). 

Основания для отказа в предоставлении субсидий предусмотрены пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5, в том  числе несоответствие представленных получателем субсидий документов требованиям,  установленным настоящими Правилами предоставления субсидий, или непредставление  (предоставление не в полном объеме) указанных документов (пункт 10.2). 

Суды установили, что ООО «Ополье» и ОАО «Россельхозбанк» (далее – Банк) заключили договор об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200 (с учетом  дополнительного соглашения) с лимитом в размере 34 000 000 рублей. Срок погашения –  28.05.2018. 

В 2007 году Общество подало заявку для включения в перечень инвестиционных  проектов, подлежащих субсидированию. 

Договор об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200 прошел процедуру отбора согласно пункту 15 Правил № 1063, и 27.09.2007 Министерство сельского хозяйства Владимирской области включило Общество в перечень заемщиков на получение  целевых средств (субсидий). 

Общество и Министерство сельского хозяйства Владимирской области заключили  договор государственной поддержки основных направлений сельскохозяйственного производства от 12.02.2014 № 658/14, предметом которого являлась государственная поддержка сельскохозяйственного производства путем возмещения получателю субсидии части затрат на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 04.06.2007   № 074100/0200. 

Аналогичный договор заключен между Обществом и Министерством сельского хозяйства Владимирской области в 2007 году. 

Согласно пункту 4.3 договора от 12.02.2014 № 658/14 данный договор действует с  момента его подписания до полного исполнения сторонами обязательств в рамках кредитного договора от 04.06.2007 № 074100/0200. 

Суды установили, что последняя выплата субсидии была произведена Обществу в  2015 году. В дальнейшем Общество не смогло выполнять свои обязательства по договору  от 04.06.2007 № 074100/0200, в связи с чем у него сформировалась просроченная задолженность перед Банком. 

Общество и Банк 25.05.2016 заключили мировое соглашение, по которому Общество  должно было погасить образовавшуюся задолженность с рассрочкой до 2019 года включительно в размере 23 048 471 рубля 56 копеек. 

В связи с нарушениями условий мирового соглашения между Обществом и Банком  заключено очередное мировое соглашение от 24.09.2019, из пункта 2 которого следует, что  оно заключено сторонами в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007   № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для целей установления порядка добровольного погашения задолженности по исполнительным листам, выданным на основании  определения Кольчугинского городского суда Владимирской области от 06.06.2016 по делу № 2-270/2016. 

По мировому соглашению от 24.09.2019 Общество и поручители – физические лица  осуществляют погашение требований Банка по взысканию задолженности, возникшей на  основании кредитного договора от 04.06.2007 № 074100/0200. 


Общество данное мировое соглашение исполнило в полном объеме в августе 2021  года. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что дополнительные соглашения к кредитному договору об изменении сроков исполнения обязательств по уплате основного долга и  процентов между Банком и Обществом не заключались, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Обществом не выполнено условие по погашению основного долга и  уплаты начисленных процентов, предусмотренных кредитным договором. 

Вывод судов основан на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств, им соответствует и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Ссылка Общества на мировые соглашения обоснованно не принята судами во внимание, поскольку в мировых соглашениях не содержится указаний на изменение каких-либо обязанностей Общества, вытекающих из кредитного договора от 04.06.2007   № 074100/0200, а также на продление срока пользования кредитом. 

 При таких обстоятельствах, установив нарушение Обществом обязательства по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, суды признали правомерным  отказ Министерства сельского хозяйства Владимирской области в предоставлении субсидии со ссылкой на Правила № 5 и Правила № 1063. 

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку,  не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций  правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А11-13326/2022  оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной  ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» – без удовлетворения. 

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением  кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью  сельскохозяйственное предприятие «Ополье». 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не 


превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье
291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председательствующий  О.Е. Бердников 

Судьи  Л.В. Соколова  Т.В. Шутикова