165/2023-154944(3)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А11-13326/2022 06 декабря 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Седова А.А. (доверенность от 19.10.2023), от третьего лица: Бажановой Е.А. (доверенность от 21.12.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье»
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023
по делу № А11-13326/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное
предприятие «Ополье» (ИНН: 3326013258, ОГРН: 1203300002333)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Владимирской
области об отказе в предоставлении субсидии, формализованного в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Ополье» (далее – ООО «Ополье», Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Владимирской области об отказе в предоставлении субсидии, формализованного в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО «Ополье» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Министерство сельского хозяйства Владимирской области неправомерно отказало Обществу в предоставлении субсидии. Обязательства Общества перед АО «Россель- хозбанк» исполнены в полном объеме. Как полагает Общество, в рассматриваемом случае мировые соглашения от 25.05.2016 и от 24.09.2019 по делу № 2-270/2016, утвержденные Кольчугинским городским судом Владимирской области, фактически представляют собой дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении сроков возврата кредита и уплаты процентов по нему.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Министерство сельского хозяйства Владимирской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в отзывах на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО «Ополье» 15.07.2022 обратилось в Министерство сельского хозяйства Владимирской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам за период с 06.06.2016 по 29.08.2021 в сумме 8 488 895 рублей 11 копеек.
По результатам рассмотрения заявления Министерство сельского хозяйства Владимирской области пришло к выводу о несоблюдении Обществом условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к постановлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области от 06.03.2020 № 5 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в рамках регионального проекта «Поддержка сельскохозяйственного производства и стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области» (далее – Правила № 5), а именно – несоответствие представленных документов требованиям, установленным Правилами № 5, и предоставление этих документов не в полном объеме.
Письмом от 15.08.2022 № ДСХ-7804-0508 Обществу отказано в предоставлении субсидии.
ООО «Ополье» не согласилось с решением Министерства сельского хозяйства Владимирской области, формализованным в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063, и Правилами № 5, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о наличии у Министерства сельского хозяйства Владимирской области правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее – Правила № 1063).
На основании пункта 10 Правил № 1063 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 настоящих Правил направлениям и включающего требования к заемщикам, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, и сроки их рассмотрения, которые не должны превышать 10 рабочих дней;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 настоящих Правил направлениям.
В силу пункта 11 Правил № 1063 средства из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства из бюджета субъектов Российской Федерации на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
В пункте 15 Правил № 1063 установлено, что инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31 декабря 2016 г. включительно в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящих Правил и повторному отбору не подлежат.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 1063 представленные заемщиком документы для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней.
Уполномоченный орган вправе предоставить заемщику средства из бюджета субъекта Российской Федерации за несколько месяцев при условии представления заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), а также платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в заявлении о получении средств из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за предшествующий год.
Согласно пункту 1 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5 субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов предоставляются на условиях софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 «О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» по кредитным договорам, заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до 31 декабря 2016 года включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата до 1 января 2010 года и не проходивших процедуру отбора, до дня полного погашения обязательств получателя субсидии в соответствии с кредитным договором.
На основании пункта 3 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5 субсидии предоставляются получателям субсидий при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не производится.
Кредитные организации по 31 декабря 2020 года включительно при необходимости заключают с заемщиками дополнительные соглашения к кредитным договорам (договорам
займа) в целях предоставления отсрочки по погашению основного долга, приходящегося на 2020 год, при условии, что срок такой отсрочки не превысит 1 года, в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в таких кредитных организациях.
В силу пункта 6 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5 для получения субсидий получатели субсидий представляют в Департамент документы, в том числе копию кредитного договора (пункт 6.2.6).
Основания для отказа в предоставлении субсидий предусмотрены пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» приложения к Правилам № 5, в том числе несоответствие представленных получателем субсидий документов требованиям, установленным настоящими Правилами предоставления субсидий, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов (пункт 10.2).
Суды установили, что ООО «Ополье» и ОАО «Россельхозбанк» (далее – Банк) заключили договор об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200 (с учетом дополнительного соглашения) с лимитом в размере 34 000 000 рублей. Срок погашения – 28.05.2018.
В 2007 году Общество подало заявку для включения в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию.
Договор об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200 прошел процедуру отбора согласно пункту 15 Правил № 1063, и 27.09.2007 Министерство сельского хозяйства Владимирской области включило Общество в перечень заемщиков на получение целевых средств (субсидий).
Общество и Министерство сельского хозяйства Владимирской области заключили договор государственной поддержки основных направлений сельскохозяйственного производства от 12.02.2014 № 658/14, предметом которого являлась государственная поддержка сельскохозяйственного производства путем возмещения получателю субсидии части затрат на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200.
Аналогичный договор заключен между Обществом и Министерством сельского хозяйства Владимирской области в 2007 году.
Согласно пункту 4.3 договора от 12.02.2014 № 658/14 данный договор действует с момента его подписания до полного исполнения сторонами обязательств в рамках кредитного договора от 04.06.2007 № 074100/0200.
Суды установили, что последняя выплата субсидии была произведена Обществу в 2015 году. В дальнейшем Общество не смогло выполнять свои обязательства по договору от 04.06.2007 № 074100/0200, в связи с чем у него сформировалась просроченная задолженность перед Банком.
Общество и Банк 25.05.2016 заключили мировое соглашение, по которому Общество должно было погасить образовавшуюся задолженность с рассрочкой до 2019 года включительно в размере 23 048 471 рубля 56 копеек.
В связи с нарушениями условий мирового соглашения между Обществом и Банком заключено очередное мировое соглашение от 24.09.2019, из пункта 2 которого следует, что оно заключено сторонами в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для целей установления порядка добровольного погашения задолженности по исполнительным листам, выданным на основании определения Кольчугинского городского суда Владимирской области от 06.06.2016 по делу № 2-270/2016.
По мировому соглашению от 24.09.2019 Общество и поручители – физические лица осуществляют погашение требований Банка по взысканию задолженности, возникшей на основании кредитного договора от 04.06.2007 № 074100/0200.
Общество данное мировое соглашение исполнило в полном объеме в августе 2021 года.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что дополнительные соглашения к кредитному договору об изменении сроков исполнения обязательств по уплате основного долга и процентов между Банком и Обществом не заключались, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Обществом не выполнено условие по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, предусмотренных кредитным договором.
Вывод судов основан на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств, им соответствует и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Общества на мировые соглашения обоснованно не принята судами во внимание, поскольку в мировых соглашениях не содержится указаний на изменение каких-либо обязанностей Общества, вытекающих из кредитного договора от 04.06.2007 № 074100/0200, а также на продление срока пользования кредитом.
При таких обстоятельствах, установив нарушение Обществом обязательства по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, суды признали правомерным отказ Министерства сельского хозяйства Владимирской области в предоставлении субсидии со ссылкой на Правила № 5 и Правила № 1063.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А11-13326/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не
превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье
291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Е. Бердников
Судьи Л.В. Соколова Т.В. Шутикова