ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-15236/2021 от 04.09.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-15236/2021

07 сентября 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.В.,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

при участии представителя

Министерства государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области:

Меньшова М.А. (доверенность от 31.08.2023)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Вязники Энергия» Павлова Алексея Вячеславовича

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023

по делу № А11-15236/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «Вязники Энергия»

(ОГРН: 1153332001602, ИНН: 3303035600)

к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (ОГРН: 1063328002143, ИНН: 3328440760)

и Департаменту финансов Владимирской области

(ОГРН: 1033302006726, ИНН: 3328101767)

о взыскании 508 129 710 рублей

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Вязники Энергия» (далее – Общество, ООО «Вязники Энергия») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (далее – Департамент цен и тарифов) и Департаменту финансов Владимирской области (далее – Департамент финансов) о взыскании убытков в сумме 508 129 710 рублей.

Решением от 16.12.2022 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.

Постановлением апелляционного суда от 13.04.2023 решение суда оставлено без изменения.

Конкурсный управляющий ООО «Вязники Энергия» Павлов А. В. (далее – Конкурсный управляющий) не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Конкурсный управляющий указывает, что Департамент цен и тарифов при установлении тарифов необоснованно уменьшил размер необходимой валовой выручки по сравнению с предложением регулируемой организации. По его мнению, суды необоснованно отказали Обществу в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы, а также неправомерно при рассмотрении настоящего спора приняли во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел № А11-7949 и А11-6803/2018.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Министерство государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области в письменном отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.10.2019 по делу № А11-6453/2018 Общество признано несостоятельным (банкротом). В отношении ООО «Вязники Энергия» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Аникеев Р.К.

Определением суда от 11.05.2022 Аникеев Р.К. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО «Вязники Энергия».

Определением арбитражного суда по указанному делу от 14.06.2022 конкурсным управляющим ООО «Вязники Энергия» утвержден Павлов А.В.

Департаментом цен и тарифов издано постановление от 20.10.2015 № 37/1, которым утверждены тарифы на тепловую энергию ООО «Вязники Энергия», поставляемую потребителям с календарной разбивкой согласно приложению № 1.

Тарифы, установленные в пункте 1 данного постановления, действовали в следующие периоды (пункт 2 постановления): с 24.10.2015 по 31.12.2015; с 01.01.2016 по 30.06.2016; с 01.07.2016 по 31.12.2016; с 01.01.2017 по 30.06.2017; с 01.07.2017 по 31.12.2017; с 01.01.2018 по 30.06.2018; с 01.07.2018 по 31.12.2018.

Регулирующим органом в названное постановление были внесены изменения на основании постановления от 14.12.2017 № 57/66.

Постановлением Департамента цен и тарифов от 13.12.2018 № 51/35 «О тарифах на тепловую энергию» для ООО «Вязники Энергия» установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой согласно приложению № 1 со следующими периодами действиям: с 01.01.2019 по 30.06.2019; с 01.07.2019 по 31.12.2019; с 01.01.2020 по 30.06.2020; с 01.07.2020 по 31.12.2020; с 01.01.2021 по 30.06.2021; с 01.07.2021 по 31.12.2021; с 01.01.2022 по 30.06.2022; с 01.07.2022 по 31.12.2022; с 01.01.2023 по 30.06.2023; с 01.07. 2023 по 31.12.2023.

Постановлением Департамента цен и тарифов от 12.12.2019 № 48/10 в постановление от 13.12.2018 № 51/35 внесены изменения, в соответствии с которыми приложения № 1 и 2 к постановлению приняты в новой редакции, согласованной в приложениях № 1 и 2. Указанные изменения вступили в силу с 24.12.2019.

Посчитав, что установленные регулирующим органом тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, не обеспечивали финансовые потребности Общества по возмещению затрат на производство, тарифные решения приняты без соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, а размер необходимой валовой выручки Общества необоснованно уменьшен Департаментом цен и тарифов, в том числе по статьям затрат «выпадающие доходы», «расходы на электрическую энергию», «оплата труда», «расходы на горюче-смазочные материалы», «расходы на приобретение энергетических ресурсов», «амортизация» и другие, ООО «Вязники Энергия» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 15, 16, 424, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 85, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении исковых требований.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).

На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).

Таким образом, из приведенных норм следует, что убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, заявившее требование об их взыскании, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками, а также размер убытков. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется в порядке и на основании принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания).

Пунктом 1 статьи 424 Кодекса установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.

Теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

На основании пункта 1.1 постановления Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 № 766 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области» Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области с правами юридического лица, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу пункта 1.5 указанного Постановления основными задачами Департамента являются: а) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения; б) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности); в) недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей; г) создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности).

На основании части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 – 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принятию решения об установлении тарифов предшествует экспертиза экономического обоснования предложений об установлении цен (тарифов) регулируемой организации.

Названными правилами, а также Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.06.2013 № 163, определен порядок принятия решений по утверждению тарифов на тепловую энергию: приказом назначается уполномоченное лицо, открывается дело по рассмотрению представленных к экспертизе документов на период регулирования, о чем организация уведомляется в письменном виде. Далее, решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии).

Из протоколов заседания правления Департамента цен и тарифов от 14.12.2017 № 57, от 13.12.2018 № 51, от 12.12.2019 № 48, от 20.12.2019 № 51 следует, что Общество не заявляло о разногласиях с выводами экспертных заключений и относительно пересмотра тарифов на тепловую энергию (мощность) за спорные периоды регулирования.

Пунктом 6 Методических указаний предусмотрено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

В силу пункта 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

На основании абзаца 1 пункта 12 Методических указаний определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на третий расчетный период регулирования, в полном объеме (абзац третий пункта 12 Методических указаний).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Суды установили, и материалам дела это не противоречит, что тарифное регулирование в отношении ООО «Вязники Энергия» осуществлялось в период 2015 – 2020 годов, в течение которого Общество эксплуатировало объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Вязниковского района, на основании концессионного соглашения (2015 – 2019 годы), а после его расторжения – на праве аренды (2019 – 2020 годы).

Тарифы на тепловую энергию для истца были установлены Департаментом цен и тарифов на долгосрочные периоды регулирования 2015 – 2018 годы и 2019 – 2023 годы методом индексации установленных тарифов, так как указанный метод регулирования предусматривался заключенным концессионным соглашением.

Тарифное регулирование ООО «Вязники Энергия» в обозначенные в исковом заявлении периоды классифицировалось следующим образом:

– 2018 год – завершающий год первого долгосрочного периода регулирования 2015 – 2018 годов;

– 2019 год – первый год второго долгосрочного периода регулирования 2019 – 2023 годов;

– 2020 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2019 – 2023 годов.

В целях установления долгосрочных тарифов перед началом долгосрочного периода определяются долгосрочные параметры регулирования, к числу которых относятся базовый уровень операционных расходов (расходы на оплату труда, ремонты, на сырье и материалы, работы и услуги производственного характера, иные работы и услуги), показатели энергосбережения и энергетической эффективности (удельные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов, уровень технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям), нормативный уровень прибыли. Указанные параметры по общему правилу в течение долгосрочного периода не пересматриваются (за исключением отдельных случаев, поименованных в пункте 7 Правил регулирования).

Базовый уровень операционных расходов в соответствии с пунктом 37 Методических указаний определяется методом экономически обоснованных расходов.

При этом долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов, должны соответствовать значениям, закрепленным в концессионном соглашении, что было реализовано при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Вязники Энергия».

Помимо операционных расходов и расходов на энергетические ресурсы в состав НВВ регулируемой организации включаются также неподконтрольные расходы (арендная плата, сомнительные долги, уплата налогов, амортизация, отчисления на социальные нужды), определяемые на каждый год долгосрочного периода регулирования методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 39 Методических указаний.

Суды установили, что Департамент цен и тарифов в соответствии с пунктами 28, 29 Правил регулирования, пунктом 52 Основ ценообразования ежегодно проводил экспертизу предложений Общества об установлении тарифов, анализ деятельности Общества за отчетный период, а также ежегодно осуществлял корректировку ранее установленного тарифа ООО «Вязники Энергия» на тепловую энергию, в том числе на 2016, 2017, 2018 и 2020 годы.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2018 – 2020 годы сформирована на основе ранее утвержденных долгосрочных параметров регулирования и ежегодно определяемых планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом расторжения концессионного соглашения и предложений самой теплоснабжающей организации.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе экспертные заключения Департамента цен и тарифов от 13.12.2017 № ДЦТ-5301-06-08, от 13.12.2018 № ДЦТ-4752-06-08, от 11.12.2019 № ДЦТ-5269-06-08, от 19.12.2019 № ДЦТ-5522-06-08, суды пришли к выводу о том, что тарифы на тепловую энергию, установленные на долгосрочные периоды регулирования 2015-2018 и 2019-2023 годов, а также их ежегодная корректировка на 2016, 2017, 2018 и 2020 годы соответствуют Основам ценообразования и Методическим указаниям и являются экономически обоснованными.

Довод Общества о неправомерном отказе судов в удовлетворении заявленного им ходатайства о проведении экономической экспертизы утвержденного тарифа отклоняется.

Назначение проведения экспертизы является правом, а не обязанностью суда. При этом экспертиза назначается судом для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний. При рассмотрении данного спора вопросы, подлежащие исследованию экспертом, у судов не возникли.

Экономическая обоснованность тарифов, утвержденных истцу, подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, которые были предметом исследования и оценки судов по правилам статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являются достаточными для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного спора.

Суды также правильно приняли во внимание, что вопросы тарифного регулирования ООО «Вязники Энергии», в том числе, рассматривались арбитражным судом в рамках дела № А11-6803/2018 по исковому заявлению Общества к администрации Вязниковского района о понуждении к исполнению концессионного соглашения. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.11.2018 по делу № А11-6803/2018 в удовлетворении исковых требований отказано. При рассмотрении указанного дела судом установлено, что величина тарифной выручки (в том числе на 2018 год), согласованная Департаментом цен и тарифов для Общества при тарифном регулировании на соответствующий период, определена по результатам экспертиз, проведенных в соответствии с законодательством о ценообразовании, с соблюдением согласованных ранее долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Суд указал, что при первоначальном установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Вязники Энергия» объем необходимой валовой выручки на 2015 год, принятый для расчета тарифов, полностью соответствует объему валовой выручки, зафиксированной в Концессионном соглашении. Тарифы не могут устанавливаться исключительно на «приемлемом» для концессионера уровне в целях основного источника получения им дохода, который в дальнейшем будет направлен на реконструкцию во исполнение концессионного соглашения, с учетом того, что сам концессионер в качестве основного источника финансирования Программы указывает заемные средства. В противном случае это привело бы к установлению экономически необоснованного тарифа и получению Обществом необоснованной прибыли исключительно за счет тарифа.

Кроме того, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 № А11-7949/2019 апелляционной коллегией судей также отклонен довод ответчика о неправильном установлении тарифов, поскольку тарифы не могут устанавливаться исключительно на «приемлемом» для концессионера уровне в целях основного источника получения им дохода.

Поскольку истец не представил расчет заявленных убытков по рассматриваемым периодам, а также доказательства, подтверждающие наличие указанных убытков и конкретное обоснование заявленной величины убытков, не доказал причинно-следственную связь между действиями Департамента цен и тарифов и наступившими для Общества неблагоприятными последствиями, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по делу № А11-15236/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Вязники Энергия» Павлова Алексея Вячеславовича – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью «Вязники Энергия».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.В. Соколова

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова