ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-1765/2009 от 22.07.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-1765/2009

27 июля 2009 года

(дата изготовления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 22.07.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Радченковой Н.Ш., Тютина Д.В.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

закрытого акционерного общества инженерно-технической фирмы

«Системы и технологии»

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2009,

принятое судьей Фиохиной Е.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009,

принятое судьями Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

по делу № А11-1765/2009

по заявлению закрытого акционерного общества инженерно-технической фирмы

«Системы и технологии»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

во Владимирской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной

ответственности

и у с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество инженерно-техническая фирма «Системы и технологии» (далее – ЗАО ИТФ «Системы и технологии», Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее – Территориальное управление) о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2009 № 10103000-18/2009 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Решением от 26.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 14.05.2009 данное решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 2.9 КоАП. На его взгляд, совершенное административное правонарушение являлось малозначительным, поскольку не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; сумма штрафа несоразмерна впервые совершенному административному правонарушению.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Территориальное управление не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, в ходе проверки соблюдения валютного законодательства Территориальное управление установило нарушение ЗАО ИТФ «Системы и технологии» требований пунктов 2.1, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк документов (20.06.2008), подтверждающих вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров по внешнеторговому контракту от 05.12.2007 № 2007К/84, заключенному с товариществом с ограниченной ответственностью «Техносвязь», Казахстан, и справки о подтверждающих документах. Названные документы подлежали представлению не позднее 16.06.2008.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный в части 6 статьи 15.25 КоАП, руководитель Территориального управления, рассмотревший протокол от 18.02.2009 об административном правонарушении, принял постановление от 04.03.2009 № 10103000-18/2009 о назначении нарушителю административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не отрицая факта совершения административного правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене принятого постановления в связи с малозначительностью содеянного.

Руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.9, частью 6 статьи 15.25 КоАП, статьями 5, 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П, Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения; о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд, дополнительно сославшийся на статьи 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 4.5, 28.3, 23.60 КоАП, статью 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение единых паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (часть 6 статьи 15.25 КоАП).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций утверждено Центральным банком Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П (далее – Положение).

В пунктах 2.1 и 2.2 Положения предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

Срок представления документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, не должен превышать 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (пункт 2.4 Положения).

Факт нарушения сроков представления уполномоченному банку подтверждающих документов и справки судами установлен, материалами дела подтвержден и Обществом не оспаривается.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ЗАО ИТФ «Системы и технологии» состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые), учтены административным органом при назначении наказания, которое определено в соответствии с низшим пределом санкции части 6 статьи 15.25 КоАП.

Применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда; вывод судов о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП сделан с учетом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит, ибо это выходит за пределы его полномочий.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу № А11-1765/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества инженерно-технической фирмы «Системы и технологии» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю. Евтеева

Судьи

Н.Ш. Радченкова

Д.В. Тютин