г. Владимир Дело № А11-18247/2005-К2-19/735
“ 27 ” марта 20 06 г.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: | |||||||||||
председательствующего | Шимановской Т.Я. | ||||||||||
судей | Андриановой Н.В. Мокрецовой Т.М. | ||||||||||
при ведении протокола судебного заседания | судьей Шимановской Т.Я. | ||||||||||
при участии | |||||||||||
от заявителя жалобы: Прусовой Т.М. - по доверенности № 04-06/57 от 21.03.2006, | |||||||||||
Бережковой Е.Н. – по доверенности № 04-06/48 от 02.02.2006, | |||||||||||
от индивидуального предпринимателя: Руновой Л.Н.: Поповой Ю.В.- по доверен- | |||||||||||
ности от 02.12.2005 | |||||||||||
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции | |||||||||||
Федеральной налоговой службы России № 9 по Владимирской области | |||||||||||
на решение от " | 17 | " | января | 20 | 06 | г. по делу № | А11-18247/2005-К2-19/735 | ||||
Арбитражного суда Владимирской области | |||||||||||
принятого | судьей Давыдовой Л.М. | ||||||||||
и установил:
Индивидуальный предприниматель Рунова Людмила Николаевна обратилась в арбитражный суд с требованием, изложенным в заявлении и уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области (далее – Инспекция) от 31.08.2005 № 73 в части, касающейся налоговых санкций в сумме 694 руб. 47 коп., неуплаченного единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы, за 2003 год в сумме 102779 руб. 27 коп., пеней за несвоевременную уплату указанного налога в общей сумме 28136 руб. 48 коп., в том числе: за 2003 год в сумме 27577 руб. 83 коп., за 2004 год в сумме 558 руб. 65 коп., уменьшения на начисленные в завышенных размерах суммы единого минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов, за 2003 год в сумме 52883 руб. (по сроку 30.04.2004).
Решением от 17.01.2006 заявленное требование удовлетворено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Владимирской области с принятым по делу решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права.
Инспекция считает, что при исчислении единого налога за 2003 год индивидуальный предприниматель ФИО1, применяющая упрощенную систему налогообложения, неправомерно уменьшила налоговую базу 2003 года на сумму расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных и оплаченных в 2002 году, а реализованных в 2003 году, а также на сумму расходов по оплате услуг дезинфекции.
В подтверждение своей позиции инспекция, ссылаясь на п. 5 ст. 346.18, ст. 346.16, ст.ст. 254, 268, п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода; расходы признаются после их фактической оплаты независимо от времени реализации товаров; расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации не названы в перечне расходов, принимаемых применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций; расходы по дезинфекции не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФИО2 с доводами заявителя апелляционной жалобы не согласилась, считает решение арбитражного суда законным и обоснованным и просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО2 в частности, указывает, что при толковании нормы права, содержащейся в п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации возникает неустранимое сомнение в том, какой порядок учета товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, должен быть применен лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации указанное неустранимое сомнение должно быть истолковано в пользу налогоплательщика.
ФИО2 указывает, что вела учет товаров в 2003 и 2004 годах в соответствии с положениями ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации добросовестно, руководствуясь рекомендациями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содержащимися в письмах от 11.06.2006 № СА-6-22/657, от 23.07.2003 № 22-1-14/1707-Я291.
Она также считает, что санитарно-гигиенические услуги, оказываемые ей сторонней организацией, непосредственно связаны с осуществленной деятельностью (розничной торговлей), в связи с чем расходы о оплате услуг по дезинфекции правомерно включены в расходы на основании п.п.6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционной инстанцией арбитражного суда по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы участвующих в деле лиц, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией с 24.06.2005 по 29.07.2005 была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя ФИО2 по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты внесения в бюджет единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, по результатам которой 04.08.2005 составлен акт № 7 и 31.08.2005 принято решение № 73 о привлечении ФИО2 к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 694 руб. 47 коп. за неполную уплату единого налога за 2003 год в результате занижения налогооблагаемой базы из-за неправомерного включения в расходы оплаты за дезинфекционные работы.
Указанным решением ФИО2 также предложено уплатить единый налог за 2003 год в сумме 102779 руб. 27 коп. и пени в сумме 28136 руб. 48 коп. по данному налогу за 2003 год и 9 месяцев 2004 года, также решено уменьшить на начисленные в завышенных размерах суммы единого минимального налога за 2003 год на 52883 руб. ( по сроку 30.04.2004).
Основанием для привлечения к налоговой ответственности и доначисления указанных сумм налога и пеней послужили неправомерные, по мнению Инспекции, действия ФИО2 по уменьшению полученных ею в 2003 году доходов на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, и на расходы по дезинфекции.
ФИО2, не согласившись с решением в указанной части, оспорила его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что понесенные ФИО2 затраты при реализации полученных товаров, а также затраты, связанные с дезинфекцией торговых помещений являются обоснованными, документально подтвержденными и фактически оплаченными, а поэтому правомерно учтены ею при формировании налоговой базы в составе расходов, на величину которых уменьшен полученный доход.
Изложенные в решении арбитражного суда первой инстанции выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Из имеющихся в деле материалов видно, что с 01.01.2003 ФИО2 перешла на упрощенную систему налогообложения с объектом - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Перечень расходов и порядок их применения в целях налогообложения установлен статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 данного пункта) (подпункт 23 введен Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7. 9-21 пункта 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ).
Согласно ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей особенности определения расходов при реализации товаров, в том числе покупных, доходы от реализации покупных товаров уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров.
В силу изложенного предприниматель ФИО2 правомерно уменьшила полученные при применении упрощенной системы налогообложения доходы от реализации товаров, приобретенных и оплаченных в 2002 году в сумме 522431 руб. 13коп.
Доводы заявителя жалобы о том, что ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемому правоотношению не применима и что в силу положений п. 5 ст. 346.18, п. 2 ст. 346. 17 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения предпринимателем могут быть учтены лишь расходы, понесенные в отчетных налоговых периодах, признаны арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованными, исходя из следующего.
Действительно, подпункт 23 части 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации в пункте 2 этой же статьи не назван. Вместе с тем статья 268 Кодекса определяет порядок принятия расходов, не названных в подпунктах 5, 6, 7, 9 –21, которые перечислены в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, п. 2 ст. 346.16 Кодекса содержит неустранимое противоречие, которое в силу п. 7 ст. 3 Кодекса подлежит толкованию в пользу налогоплательщика.
П. 5 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Согласно п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходы признаются при определении налоговой базы в полной сумме после их фактической оплаты, независимо от времени реализации товара.
Буквальное прочтение указанных норм не позволяет сделать однозначный вывод о запрете учета в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, расходов, понесенных налогоплательщиком до начала применения упрощенной системы налогообложения.
При этом п. 2 ст. 346.17 Кодекса содержит обязательное требование к расходам - факт оплаты. Указание на то, в каком периоде расходы должны быть понесены, в правовой норме отсутствует.
Применение п. 2 ст. 346.17 Кодекса в том смысле, в каком понимает его инспекция, вступает в противоречие с положениями ст. 268 Кодекса.
Из изложенного следует, что п. 2 ст. 346.17 Кодекса также содержит неустранимое противоречие (неясность), подлежащее толкованию в пользу налогоплательщика.
О наличии неясности, неустранимого противоречия, нормы о порядке учета расходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, как правильно указал в решении арбитражный суд первой инстанции, свидетельствуют письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.2003 № СА-6-22/657, от 23.07.2003 № 22-1-4/1707 –Я291 и письма Министерства финансов Российской Федерации от 13.05.2005 № 03-03-02-02/70, от 17.10.2005 № 03-11-02/5, в последнем из которых Министерство финансов Российской Федерации посчитало возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003-2005 годы.
Данное противоречие устранено Федеральным законом № 101-ФЗ от 21.07.2005 « О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», статьей 1 которого, введенной в действие с 01.01.2006, в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесения изменения, согласно которым стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитывается в составе расходов по мере их реализации.
Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам также относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, к которым отнесены выполнение отдельных операций по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, контроль за соблюдением технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные услуги, а также транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри организации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона о 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Таким образом, санитарно-гигиенические услуги, оказываемые сторонней организацией, непосредственно связаны с деятельностью ФИО2 и должны рассматриваться в целях налогообложения как услуги производственного характера.
Следовательно, расходы по дезинфекции торговых помещений правомерно приняты предпринимателем к вычету из налогооблагаемой базы.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.01.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий | ФИО3 |
Судьи | ФИО4 |
ФИО5 |