ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-2019/20 от 08.02.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-2019/2020

14 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.

Полный текст постановления изготовлен 14.02.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бабаева С.В. ,

судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н. ,

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

администрации Муромского района Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.08.2021  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021

по делу № А11-2019/2020

по иску Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области

(ИНН: 3329013633, ОГРН: 1023303357472)

к муниципальному району Муромский район Владимирской области

в лице администрации Муромского района Владимирской области

(ИНН: 3334006208, ОГРН: 1053302138460)

об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

акционерное общество «Газпром газораспределение Владимир»,

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, Совет народных депутатов Муромского района Владимирской области и

Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству

администрации Муромского района Владимирской области,

и   у с т а н о в и л :

Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации Муромского района Владимирской области (далее – Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность Муромского района следующие объекты недвижимости:

1) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:404, наименование: газификация с. Лазарево, протяженностью 2454 метра, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение),                      с. Лазарево (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014                                       № 33-33-28/012/2014684);

2) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:405, наименование: газоснабжение, протяженностью 1197 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), с. Лазарево,                         ул. Кирова, 1...16, ул. Пушкина, 1...16 (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014 № 33-33-28/012/2014-680);

3) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:431, наименование: газоснабжение, протяженностью 874 метра, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), с. Лазарево,                            ул. Советская, 23-43, ул. Молодежная, 1-7 (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014 № 33-33-28/012/2014-679);

4) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:575, наименование: газоснабжение, протяженностью 2626 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), с. Лазарево,                          ул. Школьная, д. 1...47, ул. Коммунистическая, д. 1...24 (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014 № 33-33-28/012/2014-677);

5) сооружение с кадастровым номером 33:15:000920:637, наименование: газоснабжение жилого фонда п. Зименки Муромского района Владимирской области (распределительные газопроводы и газопроводывводы низкого давления), протяженностью 7984 метра, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), п. Зимёнки, общая долевая собственность, доля в праве 6/97 (запись о государственной регистрации права от 28.04.2014 № 33-33-28/012/2014-600);

6) сооружение с кадастровым номером 33:15:001005:419, наименование: газификация д. Савково, протяженностью 5136 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение),                      д. Савково, общая долевая собственность, доля в праве 124/143 (запись о государственной регистрации права от 28.04.2014  № 33-33-28/012/2014-608);

7) сооружение с кадастровым номером 33:15:000401:573, наименование: распределительные газопроводы и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилого фонда пос. Кондраково Муромского района, протяженностью                 8561 метр, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район,                            п. Кондраково (запись о государственной регистрации права от 28.04.2014                                 № 33-33-28/012/2014-605);

8) сооружение с кадастровым номером 33:15:000000:359, наименование: газопровод высокого давления Р<1,2 МПа, до ШРП, ШРП, распределительные газопроводы и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилого фонда д. Межищи Муромского района, протяженностью 10 479 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение),                      д. Межищи, общая долевая собственность, доля в праве 33/37 (запись о государственной регистрации права от 28.04.2014 № 33-33-28/012/2014-609);

9) сооружение с кадастровым номером 33:15:000802:657, наименование: газоснабжения жилого фонда д. Булатниково Муромского района Владимирской области (газопровод высокого давления Р<0,6 МПа, до ГРП, ГРП, распределительные газопроводы и газопроводы-вводы низкого давления), протяженностью 17 771 метр, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), с. Булатниково, долевая собственность, доля в праве 1/36 (запись о государственной регистрации права от 28.04.2014 № 33-33-28/012/2014-607);

10) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:457, наименование: газификация с. Лазарево, протяженностью 1935 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение), с. Лазарево, ул. Советская, 1-32, ул. Профсоюзная, 1, 3, 9, 11, 13, (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014 № 33-33-28/012/2014-678);

11) сооружение с кадастровым номером 33:15:001601:430, наименование: газоснабжение с. Лазарево, протяженностью 1729 метров, расположенное по адресу: Владимирская область, Муромский район, МО Ковардицкое (сельское поселение),                      с. Лазарево, ул. Профсоюзная, 14-32, ул. Охотников, 1-30 (запись о государственной регистрации права от 29.04.2014 № 33-33-28/012/2014-674).

Исковые требования основаны на статьях 15 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон № 131-ФЗ), статьях 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ), статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ), статье 154 Федерального закона от 22.08.2004                № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П и от 07.02.2012 № 234-О-Р и мотивированны неправомерным отказом ответчика от принятия имущества в муниципальную собственность.

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 26.05.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика на муниципальный район Муромский район Владимирской области в лице Администрации.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Газпром газораспределение Владимир» (далее – АО «Газпром газораспределение Владимир»), Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области (далее – Департамент ЖКХ), Совет народных депутатов Муромского района Владимирской области (далее – Совет депутатов) и Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района Владимирской области (далее – Комитет).

Арбитражный суд Владимирской области решением от 10.08.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, удовлетворил заявленные требования, обязав ответчика принять спорное имущество в муниципальную собственность.

Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.

Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на наличие полномочий по принятию имущества в муниципальную собственность Муромского района у Совета депутатов, а потому Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу; у Департамента отсутствуют законные основания и полномочия по решению вопроса об отчуждении имущества в муниципальную собственность, а также последним нарушена процедура, предусмотренная Законом Владимирской области от 03.11.2005 № 153-ОЗ, и надлежащим образом оформлены документы; спорные объекты недвижимости не являются необходимыми для решения вопросов местного значения и не используются в их реализации, их передача в муниципальную собственность Муромского района не соответствует основаниям и целям, закрепленным в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ; принятие спорных объектов повлечет для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание и будет существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.

Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу сослался на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.

Окружной суд удовлетворил ходатайства истца и ответчика о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия их представителей.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражный суд Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя Банка, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела и установили суды, во исполнение постановления Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 № 1288 «Об организации работы по передаче распределительных газовых сетей в государственную собственность Владимирской области» принято распоряжение Губернатора Владимирской области от 14.03.2014 № 115-р «О принятии имущества из муниципальной собственности Муромского района Владимирской области в государственную собственность Владимирской области».

Приложением к распоряжению является перечень имущества, принимаемого безвозмездно в государственную собственность Владимирской области из муниципальной собственности Муромского района Владимирской области.

Распоряжением директора Департамента от 01.04.2014 № 477 утвержден передаточный акт.

Право собственности Владимирской области зарегистрировано в установленном порядке 28.04.2014, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Постановлением администрации Владимирской области от 11.12.2019 № 860 «О внесении изменений в постановление Губернатора Владимирской области от 02.04.2014     № 312 и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов области в сфере жилищно-коммунального хозяйства» признано утратившим силу постановление Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 № 1288.

Письмом от 30.12.2019 № ДИЗО-11518/03-11 Департамент предложил главе Администрации рассмотреть вопрос о принятии спорного имущества из государственной собственности Владимирской области в собственность муниципального образования Муромский район; к письму приложен перечень имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче из государственной собственности Владимирской области в собственность муниципального образования Муромский район.

В ответ Администрация письмом от 16.01.2020 № ОЖКХиДД-69-01-46 отказала в принятии из государственной собственности Владимирской области имущества, указанного в приложении к письму от 30.12.2019 № ДИЗО-11518/03-11, и сообщила, что на территории Муромского района отсутствует муниципальная эксплуатационная организация газораспределительных сетей, а заключение возмездного договора со специализированной организацией, действующей на подведомственной территории              ПАО «Газпром газораспределение Владимир» не представляется возможным в связи с высокой дотационностью Муромского района (отсутствие собственных средств).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен              частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Закона № 131-ФЗ.

Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Ссылка на отсутствие у Департамента законных основания и полномочий по решению вопроса об отчуждении имущества в муниципальную собственность, а также последним нарушена процедура, предусмотренная Законом Владимирской области от 03.11.2005 № 153-ОЗ, и надлежащим образом оформлены документы, несостоятельна.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ передача объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положением о Департаменте, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 № 739, на первого возложены функции по ведению учета объектов государственной собственности Владимирской области, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, также Департамент осуществляет полномочия по защите в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Владимирской области.

Нахождение имущества в государственной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность и в отсутствие какого-либо 10 решения относительно этого вопроса, нарушает права и законные интересы уполномоченного представителя собственника государственного имущества.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.12.2006 № 542-О и от 04.12.2007 № 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.

Вместе с тем, решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

В силу статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

На основании пункта 4 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ определено, что органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, предоставлено право заключать соглашения с органами местного 8 самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Суды установили, что к вопросам местного значения Муромского района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подпункты 3, 4 пункта 1     статьи 5 Устава).

Спорные объекты расположены в границах Муромского района и используются для газоснабжения населения Муромского района.

Доводы заявителя о том, что спорные объекты недвижимости не являются необходимыми для решения вопросов местного значения и не используются в их реализации, их передача в муниципальную собственность Муромского района не соответствует основаниям и целям, закрепленным в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, подлежат отклонению.

К ведению именно Муромского района относится организация газоснабжения на территории Муромского района и муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское, следовательно, у ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения данных вопросов местного значения.

При этом как следует из письма Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области средства областного бюджета на строительство спорных объектов не направлялись, бюджету Муромского района предоставлялись межбюджетные трансферты на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления своих полномочий по вопросам местного значения, заказчиком строительства указанных объектов газификации выступала Администрация.

Отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.

Указание на то, что принятие спорных объектов повлечет для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание и будет существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления, не принимается во внимание, так как в соответствии с Законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения, в связи с чем отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием спорных объектов в муниципальную собственность, их содержание и ремонт, не является основанием, препятствующим процедуре передачи спорного имущества.

Ссылка на наличие полномочий по принятию имущества в муниципальную собственность Муромского района у Совета депутатов, а потому Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельна.

Согласно пункту 1 статьи 34 устава Муромского района Администрация является исполнительно-распорядительным органом Муромского района, наделенным в соответствии с настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Владимирской области.

В силу статьи 35 устава Муромского района и пункта 5.4 Положения об Администрации, утвержденного решением Совета народных депутатов Муромского района от 15.11.2019 № 21, к полномочиям Администрации относится управление муниципальной собственностью. Также к полномочиям Администрации отнесены организация, содержание и развитие муниципальных электро- и газоснабжения поселений (пункт 5.26 Положения).

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование Муромский район в лице уполномоченного на решение спорного вопроса органа – Администрации.

С учетом изложенного, поскольку Администрация является обязанным лицом по совершению данных действий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения  заявленных требований и обязании Администрации принять в муниципальную собственность спорное имущество.

Оснований для иного вывода исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.

Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.

Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся решения и постановления не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу № А11-2019/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Муромского района Владимирской области – без удовлетворения.          

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

С.В. Бабаев

Судьи

О.Н. Голубева

М.Н. Каманова