ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-2418/2021 от 16.02.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-2418/2021

17 февраля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 12.11.2021),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 27.10.2021),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации города Иваново

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.07.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021

по делу № А11-2418/2021

по заявлению администрации города Иваново

о признании недействительным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом

во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о признании

незаконным утверждения Межрегиональным территориальным управлением

Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в одностороннем порядке акта приема-передачи федерального имущества, о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Российской Федерации на жилые помещения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – акционерное общество «Почта России» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области,

и у с т а н о в и л :

администрация города Иваново (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее – Управление) от 07.12.2020 № 33-2056-р «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа Иваново», о признании незаконным утверждения Управлением 20.01.2021 в одностороннем порядке акта приема-передачи федерального имущества, в соответствии с которым право собственности Российской Федерации на жилые помещения с кадастровым номером 37:24:010306:1766 в общежитии площадью 1407 квадратных метров, расположенном по адресу: <...>, прекращается, а у городского округа возникает, о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Российской Федерации на жилые помещения с кадастровым номером 37:24:010306:1766 в общежитии площадью 1407 квадратных метров, расположенном по адресу: <...>.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют акционерное общество «Почта России» (далее – Общество) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – Управление Росреестра).

Решением суда от 15.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 решение суда оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), не применили подлежащий применению пункт 24 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ), сделали ошибочный вывод о возможности федерального органа власти принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, без учета волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. Администрация указывает, что до преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») в Общество спорное здание было закреплено за указанным предприятием на праве хозяйственного ведения. По мнению заявителя, все имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России», вне зависимости от его назначения подлежало включению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества. В нарушение пункта 6 статьи 19 Закона № 171-ФЗ обязанность по содержанию помещений 3 и 4 этажей здания общежития, общего имущества переложена на муниципальное образование. Помещения 3 и 4 этажей функционально связаны с помещениями 1 и 2 этажей и не могут самостоятельно обеспечить их эффективное использование в качестве жилых помещений. Заявленные Администрацией требования подлежали удовлетворению.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (определение суда от 31.01.2022).

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ивановской области.

Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности Российской Федерации находилось здание с кадастровым номером 37:24:010306:1766, расположенное по адресу: <...>.

Помещения 1 и 2 этажей указанного здания были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России».

На основании Закона № 171-ФЗ 01.10.2019 ФГУП «Почта России» реорганизовано путем преобразования в Общество.

В состав имущественного комплекса, подлежащего передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, переданы помещения 1 и 2 этажей указанного здания. Право собственности Общества на помещения первого этажа (1 – 19, 22 – 30, 33 – 36, 39 – 46, 3а, 3б, 14а, 33а) и второго этажа (47 – 86, 47а, 68а, 68б, 68г, 84а, 84б, 84в, 84г, 86а) зарегистрировано 29.10.2019, номер государственной регистрации 37:24:010306:1767-37/073/2019-5.

В собственности Российской Федерации остались жилые помещения, расположенные на третьем этаже (помещения 87 – 126, 108а, 108б, 108в, 108г, 125а, 125б, 125в, 125г) и на четвертом этаже (помещения 127 – 144, 146 – 164, 144а, 144б, 144в, 146а, 146б, 148а, 148б, 148в, 148г, 150а, 152а, 163а, 163б, 163в, 163г, 164а), номер и дата регистрации права – 37624:010306:176637/073/2018-1 от 14.12.2018.

Распоряжением Управления от 07.12.2020 № 33-2056-р указанные помещения переданы в муниципальную собственность городского округа Иваново. Городскому округу Иваново предложено представить на утверждение Управления подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения. В распоряжении указано, что оно является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к распоряжению. Право собственности городского округа Иваново возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Администрация письмом от 22.12.2020 указала на невозможность исполнить указанное распоряжение, изданное без учета волеизъявления органа местного самоуправления, а именно принять в муниципальную собственность предлагаемый объект, и возвратила три экземпляра передаточного акта без подписания.

Управление 22.01.2021 направило Администрации утвержденный 20.01.2021 в одностороннем порядке акт приема-передачи федерального имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа Иваново, в отношении жилых помещений в общежитии площадью 1407,8 квадратного метра, расположенном по адресу: <...>, указав, что в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), пунктом 5 распоряжения Управления от 07.12.2020 № 33-2056-р право собственности городского округа Иваново на передаваемое имущество возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 4, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Законов № 122-ФЗ, 171-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 5.13 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Закона № 131-ФЗ.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предполагают при их реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П, положения абзацев шесть и семь части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации.

В силу правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П, конституционно-правовое истолкование положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ является непосредственно обязывающим как для законодательных, так и для всех правоприменительных органов и, стало быть, должно служить основой для разрешения арбитражными судами дел, связанных с перераспределением собственности между Российской Федерацией и муниципальными образованиями. При этом арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

В соответствии с пунктом 6 части 1 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе вопросы обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным законом вопросов местного значения.

В пункте 3 части 7 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Суды установили, что помещения третьего и четвертого этажей здания по адресу: <...>, находятся на территории городского округа Иваново. Согласно выпискам Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 16.09.2019 и 06.07.2021 наименование спорного объекта – общежитие, назначение – жилое. Фактически данные помещения используются на проживания граждан (акт о закреплении помещения за жильцами общежития по адресу: <...> от 30.09.2019, акт осмотра здания общежития от 26.05.2021).

Таким образом, рассматриваемое имущество относится к категории имущества (объекты жилищного фонда), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится. Обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность возникла у Администрации в силу закона.

Согласно техническому паспорту от 02.12.2011 домовладения по адресу: <...>, жилые помещения, расположенные на третьем и четвертом этажах, обеспечены инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция), то есть отвечают требованиям, установленным к жилым помещениям, и могут функционировать в качестве таковых.

Доказательства обратного в дело не представлено.

Отсутствие в бюджете финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с принятием их в муниципальную собственность, содержанием и ремонтом, не является основанием для отказа в принятии объектов в собственность. В соответствии с положениями Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать и исполнять местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.

Так как содержание жилищного фонда в границах городского округа Иваново отнесено к вопросам местного значения, то при составлении проекта местного бюджета расходы на осуществление этой деятельности также должны учитываться.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 № 828-О-П «По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ», местный бюджет не существует изолированно, он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Администрация не представила доказательств ее обращения к органам государственной власти Ивановской области либо органам государственной власти Российской Федерации по вопросу финансовой поддержки бюджета городского округа в случае недостаточности в нем средств на ремонтно-восстановительные работы передаваемого имущества – жилого фонда.

Из материалов дела не следует, что спорные жилые помещения являются аварийными, не пригодны для проживания. Доказательств невозможности использования имущества для решения вопросов местного значения в материалах дела не имеется.

Необоснованное непринятие соответствующего решения органом местного самоуправления при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

Суды правильно не приняли во внимание довод Администрации о том, что жилые помещения, расположенные на 3 и 4 этажах спорного здания подлежали включению в передаточный акт в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества как объект коммунально-бытового назначения, поскольку данный вопрос не относится к предмету рассматриваемого спора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30 Закона № 178-ФЗ объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры, к которым относятся помещения третьего и четвертых этажах общежития по адресу: <...>, не могут быть приватизированы.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что оспариваемые распоряжение и акт приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность городского округа Иваново приняты и утверждены Управлением в соответствии с действующим законодательством порядке, в пределах предоставленных полномочий и не нарушали права Администрации в сфере осуществления возложенных на нее полномочий и обязанностей, в связи с чем обоснованно отказали Администрации в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу № А11-2418/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Иваново – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

Н.Н. Домрачева

И.Л. Забурдаева