ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-3586/2022 от 31.07.2023 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

07 августа 2023 года Дело № А11-3586/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2023 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.04.2023 по делу
№ А11-3586/2022,

по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) о взыскании 1 181 208 руб. 17 коп., об обязании вывезти товар с территории государственного заказчика,

по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании совершить определенные действия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства по Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федерального казначейства по Нижегородской области,

при участии представителей:от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» – полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области – ФИО1 (по доверенности от 05.06.2023 № ВН-34/ТО-29-190 сроком действия на 3 года и диплому);

от третьих лиц – Управления Федерального казначейства по Владимирской области, Управления Федерального казначейства по Нижегородской области – полномочные представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,

установил.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний Росси по Владимирской области (далее – УФСИН России по Владимирской области, Управление), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» (далее – ООО «КРЕПАН», Общество) с требованием о взыскании задолженности по государственному контракту
№ 2121320100502001281000033/50 от 13.10.2021 в размере 682 506 руб. 03 коп., штрафа в сумме 110 972 руб. 70 коп., пени за просрочку исполнения обязательств за период с 11.10.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по день фактической оплаты задолженности от суммы не надлежаще исполненного обязательства, исходя из 1/300 ставки Банка России, действующей на момент вынесения решения, а также судебных издержек за проведение экспертизы в размере 22 565 руб. 84 коп., обязании ответчика вывезти сухой полнорационный сбалансированных корм для взрослых служебных собак по ГОСТ 55453-2013, страна происхождения товара – Российская Федерация, в количестве 9225, 548 кг с территории государственного заказчика, убытков, причиненных УФСИН России по Владимирской области, в сумме 363 671 руб. 10 коп.

ООО «КРЕПАН» в порядке, предусмотренном статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с встречными исковыми требованиями об обязании УФСИН России по Владимирской области направить в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств уведомление о полном исполнении государственного контракта в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, для перечисления целевых средств с лицевого счета, открытого ООО «КРЕПАН», для дальнейшего перечисления на счета, открытые им в банках.

Определениями суда от 20.06.2022, от 05.10.2022 в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Владимирской области, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области.

Решением от 03.04.2023 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск Управления в полном объеме, встречный иск Общества оставил без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, ООО «КРЕПАН» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы по существу спора дублируют позицию ООО «КРЕПАН» изложенную во встречном исковом заявлении и отзыве на иск Управления и сводятся к тому, что УФСИН России по Владимирской области не исполнила свою часть обязательства по контракту, а именно не оплатило поставленный товар, в свою очередь поставленный корм является надлежащего качества, о чем свидетельствует ветеринарное свидетельство, вся партия корма была использована Управлением по прямому назначению, что свидетельствует о невозможности исполнения решения в части вывоза товара и взыскания убытков, кроме того убытки не предусмотрены условиями контракта. Также заявитель указал, что испытательная лаборатория ФГБУ «ВНИИЗЖ» не является экспертной организацией в разрешении вопросов исследования корма, предложенные ответчиком экспертные учреждения остались без внимания.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Представитель Управления в судебном заседании возразил против доводов изложенных в апелляционной желобе.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей Общества и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 13.10.2021 между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (головной исполнитель) заключен государственный контракт на поставку продуктов питания для государственных нужд № 2121320100502001281000033/50, согласно пункту 1.1 которого головной исполнитель обязуется в целях выполнения государственного оборонного заказа поставить грузополучателю государственного заказчика сухой полнорационный сбалансированный корм, выработанный в соответствии с ГОСТ 55453-2013 (далее-товар) в количестве 15 000 кг по адресу и сроки в соответствии со спецификацией (Приложение 1), а грузополучатель государственного заказчика обязуются обеспечить приемку товара согласно условиям контракта. Страна происхождения Российская Федерация. КТРУ 10.92.10.111-00000004. ИКЗ 21 13329011844332901001 0000 067 1092 223.

В соответствии с условиями договора государственный заказчик обязуется осуществлять контроль за исполнением головным исполнителем условий контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.1 контракта), обеспечить приемку товара грузополучателем государственного заказчика, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.2 контракта), обеспечить оплату товара в соответствии с условиями контракта (пункт 2.1.3 договора), взыскивать пени и штраф в соответствии с условиями настоящего контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение головным исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 2.1.5 контракта), применять казначейское сопровождение средств (пункт 2.1.7 контракта), соблюдать режим лицевых счетов (пункт 2.1.8 контракта), указывать идентификатор государственного контракта в государственном контракте и в платежных документах (пункт 2.1.9 контракта), направлять в сроки, установленные разделом II Правил, в территориальный орган Федерального казначейства информацию о подтверждении открытия лицевого счета головному исполнителю или об отказе в его открытии, предусмотренную пунктом 8 настоящих Правил (пункт 2.1.11 контракта), направлять в сроки, установленные разделом III Правил, в территориальный орган Федерального казначейства и головному исполнителю уведомление о полном исполнении государственного контракта (пункт 2.1.12 контракта), обеспечивать перечисление средств в рамках исполнения государственного контракта на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства головному исполнителю, с которым заключен государственный контракт (пункт 2.1.15 контракта), принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в случае, если в ходе исполнения настоящего контракта установлено, что головной исполнитель и (или) поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения головного исполнителя (пункт 2.1.16 контракта), в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить в единой информационной системе и направить головному исполнителю такое решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу головного исполнителя, указанному в настоящем контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение государственным заказчиком подтверждения о его вручении головному исполнителю. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения государственным заказчиком подтверждения о вручении головному исполнителю указанного уведомления либо дата получения государственным заказчиком информации об отсутствии головного исполнителя по его адресу, указанному в настоящем контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в единой информационной системе (пункт 2.1.17 контракта).

Контрактом определено, что государственный заказчик имеет право определять лиц, непосредственно участвующих в контроле
за осуществлением поставки товара головным исполнителем и (или) лиц, участвующих в приемке товара по количеству и качеству, на всех этапах исполнения государственного контракта без вмешательства в оперативно – хозяйственную деятельность (пункт 2.2.1 контракта), в соответствии с условиями контракта в период срока годности (хранения) требовать безвозмездной замены товара, несоответствующего по качеству
и безопасности показателям, содержащимся в нормативных и технических документах, и в настоящем контракте (пункт 2.2.2 контракта), требовать от головного исполнителя надлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 2.2.6 контракта), требовать от головного исполнителя своевременное устранение выявленных недостатков товара (пункт 2.2.7 контракта), требовать возмещения убытков в соответствии с настоящим контрактом, причиненных по вине головного исполнителя (пункт 2.2.9 договора), отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям настоящего контракта (пункт 2.2.10 контракта), принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.12 контракта).

Пунктом 2.3 контракта установлено, что головной исполнитель обязан использовать для расчетов по контракту (договору) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства исполнителю, с которым головным исполнителем заключен контракт (договор) (пункт 2.3.14 контракта), направлять в сроки, установленные разделом II Правил, в территориальный орган Федерального казначейства информацию о подтверждении открытия лицевого счета исполнителю или об отказе в его открытии, предусмотренную пунктом 8 настоящих Правил (пункт 2.3.16 контракта), направлять в сроки, установленные разделом V Правил, в территориальный орган Федерального казначейства, принявший решение о приостановлении операции по лицевому счету, уведомление, предусмотренное пунктом 28 настоящих Правил (пункт 2.3.17 контракта), вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и контракту (договору) и распределять накладные расходы по государственному контракту, контракту (договору) пропорционально срокам его исполнения в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2.3.19 контракта), использовать для расчетов по контракту (договору) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства исполнителю, с которым головным исполнителем заключен контракт (договор) (пункт 2.3.21 контракта), предоставлять государственному заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта, а также своевременно предоставлять государственному заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (пункт 2.3.24 контракта).

Пунктом 2.3 контракта установлено, что головной исполнитель обязан: с использованием любых средств связи известить государственного заказчика о готовности товара к поставке и о дате поставки (пункт 2.3.1 контракта), обеспечить соответствие товара требованиям законодательства, нормативных и технических документов, иных актов государственного заказчика и условиям контракта (пункт 2.3.2 контракта), поставить товар, по показателям качества и безопасности соответствующий требованиям, содержащимся в нормативных, технических документах и в контракте, в количестве, предусмотренном контрактом, не обремененный правами третьих лиц (пункт 2.3.3 контракта), обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного товара условиям настоящего контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 2.3.4 контракта), обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом (пункт 2.3.5 контракта).

Пунктом 3.1 контракта стороны согласовали, что головной исполнитель гарантирует государственному заказчику соответствие поставляемого товара требованиям ГОСТ 55453-2013.

Срок годности не менее 11 месяцев на момент поставки товара грузополучателю государственного заказчика при соблюдении всех условий хранения указанных в ГОСТ 55453-2013 (пункт 3.2 контракта).

В соответствии с пунктом 3.3 контракта устранение выявленных недостатков, а также замену некачественного товара головной исполнитель должен произвести в течении 3-х (трех) дней с момента
их выявления за свой счет в установленные сроки. Некачественный товар
не засчитывается в счет выполнения обязательств по контракту и подлежит замене в порядке, предусмотренном настоящим пунктом контракта.

Упаковка поставляемого товара должна соответствовать требованиям
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», ГОСТ 55453-2013. Корм должен быть упакован промышленным способом (пункт 3.4 контракта).

В силу пункта 3.4.1 контракта маркировка поставляемого товара должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ГОСТ Р 55984-2014.

Пунктом 4.1 контракта установлено, что товар поставляется грузополучателю государственного заказчика согласно спецификации (по настоящему контракту) и в соответствии с условиями настоящего контракта.

Поставка товара грузополучателю государственного заказчика осуществляется силами и за счет головного исполнителя в адрес и сроки указанные в приложении № 1 (пункт 4.2 контракта).

Согласно пункту 4.3 контракта товар отгруженный головным исполнителем сверх объемов и цены контракта государственным заказчиком не оплачивается.

В соответствии с пунктом 4.4 контракта в день доставки товара по адресу поставки товара, указанному в соответствии с условиями настоящего контракта, головной исполнитель обязан передать грузополучателю государственного заказчика подписанные со своей стороны товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в 3 (трех) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из сторон) и счет на оплату. Вместе с товарной накладной по форме № ТОРГ-12 Головной исполнитель предоставляет счет-фактуру в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (для плательщиков НДС). В день доставки товара грузополучателю государственного заказчика осуществляет приемку товара по количеству упаковок товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству товара. Для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям настоящего контракта грузополучатель государственного заказчика проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара может проводиться грузополучателем государственного заказчика своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Пунктом 4.6 контракта стороны согласовали, что выборочная проверка качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется в течение сроков, установленных настоящим контрактом для приемки товара. По результатам проведенной экспертизы товара, в том числе выборочной проверки качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта), государственный заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего контракта, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта). В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения условий настоящего контракта (результатов отдельного этапа исполнения контракта), за исключением условий, касающихся качества и безопасности товара, не препятствующие приемке поставленного товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Грузополучатель вправе не отказывать в приемке поставленного товара в случае выявления несоответствия этого товара условиям настоящего контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке товара и устранено головным исполнителем. При отсутствии претензий относительно количества товара, комплектности, упаковки товара, комплекта, качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта), в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта), грузополучатель подписывает акт приемки товара (приложение № 2), в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара. В случае обнаружения грузополучателем нарушений условий настоящего контракта, в том числе требований к количеству товара, комплектности, упаковке товара, комплекту, качеству и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта) грузополучатель отказывается от приемки такого товара (результата отдельного этапа исполнения контракта) и составляет в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара мотивированный отказ от подписания акта о приемке с указанием перечня выявленных нарушений условий настоящего контракта (далее - мотивированный отказ). В случае привлечения грузополучателем для проведения экспертизы поставленного товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта) экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта) грузополучатель должен учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. В случае обнаружения грузополучателем государственного заказчика нарушений условий настоящего контракта, в том числе требований к количеству товара, комплектности, упаковке товара, комплекту, качеству и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта) головной исполнитель обязуется без дополнительной оплаты со стороны грузополучателя устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить товар) в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от грузополучателя государственного заказчика мотивированного отказа. Допоставка недопоставленного, доукомплектование или замена некачественного Товара оформляется соответствующей товарной накладной по форме № ТОРГ-12 в порядке, предусмотренном настоящим разделом. В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий настоящего контракта грузополучатель вправе отказаться от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Подписанный без замечаний акт приема-передачи товара будет является актом проведенной грузополучателем государственного заказчика экспертизы своими силами.

Приемка товара по качеству (в том числе по качеству внутри тарных мест) производится грузополучателем государственного заказчика в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7, в части, не противоречащей требованиям законодательства и условиям контракта (пункт 5.2 контракта).

Согласно пункту 6.1 контракта цена контракта составляет 1 109 727 руб., НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, цена за единицу товара указана в спецификации (приложение № 1) с учетом расходов головного исполнителя на уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, расходов на страхование, разгрузку и погрузку товара, транспортных расходов, а также иных платежей, связанных с исполнением обязательств головным исполнителем по настоящему контракту.

Согласно пункту 6.13.1 контракта уведомление о полном исполнении государственного контракта не позднее 10-го рабочего дня со дня полного исполнения государственного контракта направляется государственным заказчиком в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств для последующего его направления указанным территориальным органом Федерального казначейства в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета головному исполнителю (исполнителю).

Пунктом 8.2 контракта установлено, что в случае неисполнения головным исполнителем условий настоящего контракта государственный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении настоящего контракта.

В соответствии с пунктом 8.3 контракта в случае полного (частичного) неисполнения условий настоящего контракта одной из сторон эта сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки.

Пунктом 8.4 договора стороны согласовали, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения головным исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных головным исполнителем.

В соответствии с пунктом 8.5 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки головным исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, головной исполнитель уплачивает государственному заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения государственным заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств государственным заказчиком, головной исполнитель (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила), и составляет 10% процентов цены контракта.

Согласно пункту 8.6 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, головной исполнитель уплачивает государственному заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет 1 000 руб.

За каждый факт неисполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, головной исполнитель вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет 1 000 руб. (пункт 8.10 контракта).

Все споры, возникающие из настоящего контракта, подлежат передаче на разрешение Арбитражного суда Владимирской области (пункт 10.2 контракта).

Срок начала исполнения государственного контракта с момента его заключения сторонами. Срок действия контракта до 22.12.2021. Срок окончания исполнения контракта сторонами 22.11.2021. В части не исполненных обязательств контракт действует до момента их надлежащего исполнения (пункт 13.1 контракта).

В спецификации стороны согласовали наименование товара, цену за кг, адрес поставки, количество товара, срок поставки товара, согласно которой поставке подлежал сухой полнорационный сбалансированный корм для взрослых служебных собак по ГОСТ 55453-2013, Используется КТРУ 10.92.10.111-00000004: порода собак – все породы, требования к товару – полнорационный, класс – «премиум», поставляемый Товар должен был в форме гранул, поставляемый товар должен быть полнорационным, т.е. полностью обеспечивать физиологические потребности служебных собак, максимально-допустимые уровни содержания потенциально опасных для здоровья животных; содержание питательных веществ – в соответствии
с требованиями приказа Минсельхозпрода РФ от 15.07.1997 № 13-7-2/1010 «Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов
для непродуктивных животных». Энергетическая ценность не менее 340 килокалорий на 100 грамм сухого корма, согласно приказу ФСИН России от 13.05.2008 № 330. Содержание питательных веществ: витамин А – не менее 5 000 МЕ/кг; витамин Д – не менее 500 МЕ/кг; витамин Е – не менее 50 МЕ/кг; массовая доля сырого протеина – не менее 18 %; массовая доля сырого жира не менее 5%; массовая доля сырой золы не более 11%; массовая доля сырой клетчатки не более 5,8%; массовая доля кальция не менее 0,6%; массовая доля фосфора не менее 0,5%, ценой 14 900 кг по 73 руб. 98 коп., 100 кг по 74 руб. 25 коп., адрес поставки: ФКУ БМТиВС УФСИН России по Владимирской области (600007, <...>), в количестве 15 000 кг, срок поставки установлен с 18.10.2021 по 28.10.2021. Итого 1 109 727 руб. Страна происхождения товара – Российская Федерация. Срок годности не менее 11 месяцев на момент поставки товара грузополучателям государственного заказчика при соблюдении всех условий хранения указанных в ГОСТ 55453-2013.

Во исполнение условий государственного контракта на поставку продуктов питания для государственных нужд № 2121320100502001281000033/50 от 13.10.2021 ООО «КРЕПАН» поставило в адрес истца по товарной накладной № 48 от 09.11.2021 сухой корм для собак и выставило к оплате в адрес истца счет № 48 от 09.11.2021 на сумму 1 109 727 руб. УФСИН России по Владимирской области на расчетный счет ответчика в УФК по Нижегородской области, указанный в контракте, перечислило денежные средства в сумме 1 109 727 руб. по платежному поручению № 576200 от 24.11.2021.

Согласно акту о приемке товара № 1 ответчиком 10.11.2021 поставлен сухой полнорационный сбалансированный корм для взрослых служебных собак по ГОСТ 55453-2013 в количестве 14 900 кг, по цене 73 руб. 98 коп. (включая НДС, если НДС не облагается), стоимостью 1 102 302 руб., страна происхождения товара – Россия; сухой полнорационный сбалансированный корм для взрослых служебных собак по ГОСТ 55453-2013 в количестве 100 кг, по цене 74 руб. 25 коп. (включая НДС, если НДС не облагается), стоимостью 7425 руб., страна происхождения товара – Россия, на сумму 1 109 727 руб.

Управление в претензии от 17.11.2021 указало на несвоевременную поставку Обществом товара, потребовало оплатить пени за просрочку поставки товара, начисленные в соответствии с пунктом 8.4 контракта от 13.10.2021, в размере 3 606 руб. 61 коп. за 13 дней просрочки.

Требование по оплате неустойки за просрочку поставки товара ответчиком в добровольном порядке не исполнено.

С целью установления соответствия/несоответствия поставленного товара условиям контракта УФСИН России по Владимирской области был инициирован отбор проб, проведена экспертиза.

Согласно результатам проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральным центром охраны здоровья животных» (ФГБУ «ВНИИЗЖ») экспертизы, оформленной протоколам испытаний № 1947-1/2021-1 от 24.12.2021, № 1947-1/2021-2 установлено, что товар не соответствует требованиям ГОСТ Р 55453-2013, приказу Минсельхозпрода РФ № 13-7-2/1010 о 15.07.1997 «Ветеринарно-санитарные нормы требования к качеству кормов для непродуктивных животных», условиям государственного контракта по показателя лизина, содержания витамина Е, внешнему виду.

Истец указал, что информация о поставке ответчиком товара ненадлежащего качества поступила в УФСИН России по Владимирской области только 28.12.2021, в связи с чем часть поставленного корма была использована для питания собак, осталось товара 9 225,548 кг на общую сумму 682 506 руб. 03 коп.

В письме № 34/ТО/6-23553 от 29.12.2021 истец обратился к ответчику с предложением не позднее 3-х дней заменить товар ненадлежащего качества, которое оставлено без удовлетворения.

В связи с тем, что Общество замену товара не произвело, Управление направило в адрес ответчика претензию № исх.-34/ТО/6-3763 от 05.03.2022 с требованием забрать товар ненадлежащего качества и вернуть уплаченную сумму за данный товар, оплатить пени за нарушение обязательства по государственному контракту, штраф за поставку товара ненадлежащего качества.

Неисполнение ответчиком требований Управления послужили основанием для обращения УФСИН России по Владимирской области в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения первоначальных исковых требований и предъявляя встречные исковые требования, ООО «Крепан» указало, что поставленный корм имеет ветеринарное свидетельство формы 3 № 12026913477 от 01.11.2021, которое гарантирует качество товара, Общество считает, что Управлением не исполнены обязательства по государственному контракту по оплате товара, не отправлено в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств уведомление о полном исполнении государственного контракта.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции нашел правовые основания для удовлетворения иска Управления, встречный иск Общества оставил без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.

Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.

Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе ответчик по сути выражают несогласие с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом представленных в материалы дела доказательств, к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, но не опровергает их соответствующими доказательствами.

Обязательственные отношения сторон, возникшие в силу заключения государственного контракта от 03.09.2019, регулируются нормами § 4 главы 30 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также в силу пункта 2 статьи 525 ГК РФ правилами о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ).

Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 469 Кодекса продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (пункт 4 статьи 469 Кодекса).

В пункте 1 статьи 513 Кодекса установлено, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2 статьи 513 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании пункта 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).

В соответствии со статьей 521 ГК РФ установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт поставки товара в согласованном количестве подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Товар полностью принят и оплачен заказчиком.

УФСИН по Владимирской области с целью проверки качества поставленного товара согласно пункту 4.6 контракта, в отсутствии представителей ООО «Крепан», надлежащим образом уведомленного, отобрало пробы для проведения экспертизы поставленного сухого корма.

Из представленных УФСИН России по Владимирской области протоколов испытаний ФГБУ «ВНИИЗЖ» № 1947-1/2021-1 от 24.12.2021, № 1947-1/2021-2 следует, что поставленный корм не прошел проверку соответствия качества поставленного товара требованиям ГОСТ Р 55453-2013, приказу Минсельхозпрода РФ № 13-7-2/1010 о 15.07.1997 «Ветеринарно-санитарные нормы требования к качеству кормов для непродуктивных животных», требованиям государственного контракта, поскольку по результатам исследования выявлено несоответствие содержания лизина и витамина Е требованиям технического задания и конкурсной документации, так исследуемый образец содержит показатель лизина 0,6% (погрешность +/- 0,2) при заявленном в техническом задании 1,5%; образец содержит показатель витамина Е 10 МЕ/кг, при заявленном в техническом задании не менее 50 МЕ/кг, внешний вид товара не соответствует заявленному.

Ответчик, на которого, исходя из данного спора, и в силу пункта 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих продавца от ответственности за недостатки товара, на которые предоставлена гарантия качества, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не воспользовался своим правом, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявил.

В связи с чем по смыслу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, негативные последствия указанного бездействия относятся на ответчика.

Кроме того, ответчик не представлено доказательств и из обстоятельств дела не следует, что истцом были нарушении условия контракта и требования Закона № 44-ФЗ по приемке товара и проведению экспертиз поставленного товара.

Вопреки доводам жалобы ветеринарные свидетельства и сертификаты являются документами, подтверждающими ветеринарно-санитарную безопасность грузов, а справки - ветеринарными сопроводительными документами для доставки грузов из хозяйства в хозяйство внутри района (города) или к месту проведения ветсанэкспертизы в полном объеме. Таким образом, представленные истцом ветеринарные свидетельства не являются бесспорными доказательствами качества товара и не опровергают выводы проведенного Управлением ветеринарии исследования.

Условиями обязательства предусмотрена поставка товара с определенными характеристиками, в том числе по качеству, в связи с этим поставка товара, несоответствующего контракту свидетельствует о нарушении данных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 469, статьей 518 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, в противном случае у покупателя (получателя), которому поставлены товары ненадлежащего качества, имеется право предъявить поставщику требования, указанные в статье 475 названного Кодекса.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).

Таким образом, требования истца об обязании забрать товар ненадлежащего качества и вернуть уплаченную за него денежную сумму в размере 682 506 руб. 03 коп., а также поскольку поставка товара осуществлена с нарушением сроков поставки, предусмотренных контрактом, так как товар надлежащего качества в адрес истца не поставлен, требование Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области о взыскании с ООО «Крепан» штрафа в сумме 110 972 руб. 70 коп. на основании пункта 8.5 государственного контракта, пени за просрочку исполнения обязательств за период с 11.10.2021 по 31.03.2022 в размере 24 058 руб. 34 коп., пени, начисленных на сумму задолженности, начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты задолженности предъявлено Управлением обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, вопреки доводам жалобы согласно пунктам 8.3, 8.16 и 9.2 контракта в случае полного (частичного) неисполнения условий настоящего контракта одной из сторон эта сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки; головной исполнитель возмещает убытки, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка); обеспечение исполнения настоящего контракта обеспечивает все обязательства головного исполнителя, предусмотренные настоящим контрактом, включая: исполнение основного обязательства по поставке товара; предоставление головным исполнителем государственному заказчику предусмотренных настоящим контрактом и приложениями к нему результатов, включая отчетные документы; соблюдение срока поставки (графика поставки); возмещение убытков, причиненных государственному заказчику головным исполнителем в результате ненадлежащего исполнения, неисполнения предусмотренного настоящим контрактом и приложениями к нему обязательства последнего, а также обязанность выплаты неустойки (пени, штрафа), предусмотренной настоящим контрактом.

Таким образом, возмещение убытком предусмотрено условиями контракта.

В качестве доказательств несения убытков истец указал на то, что в связи с отсутствием поставки товара надлежащего качества по государственному контракту со стороны головного исполнителя, УФСИН России по Владимирской области заключенный сторонами контракт расторгнуло и вынужденно было заключить государственный контракт от 04.05.2022 № 2222320100302001281000033/30 на поставку 18 444 килограмм сухого корма; цена государственного контракта 2 091 549 руб. 60 коп. (заключен по результатам электронного аукциона). Данный государственный контракт был заключен по более высокой цене, в результате чего, УФСИН России по Владимирской области были понесены убытки.

Указанные обстоятельства нашли свое повреждение в материалах дела.

Расчет взыскиваемых судом первой инстанции сумм долга, штрафа, неустойки и убытков проверен апелляционным судом и признан верным, подтвержденным материалами дела.

Утверждения Общества о полном отсутствии товара у истца ввиду его использования по прямому назначению, являются голословными и не поврежденными. Кроме того, в случае отсутствия товара на складе истца при исполнении решения, ответчик не лишен своего права на защиту своих интересов в рамках действующего законодательства.

Доводы о сроке годности товара отклоняются на основании статьи 514 ГК РФ, поскольку обязанность вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок, возлагается на поставщика. Ответчик был уведомлен о несоответствии качества товара в разумный срок и заблаговременно до обращения в суд с настоящим иском.

Встречные исковые требования об обязании Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области направить в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств уведомление о полном исполнении государственного контракта в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, для перечисления целевых средств с лицевого счета, открытого
ООО «КРЕПАН», для дальнейшего перечисления на счета, открытые им в банках, правомерно не удовлетворены судом на основании следующего.

Согласно письму Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю № 18-26-08/205 от 11.01.2023, направленному в ответ на запрос суда от 23.11.2022, Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю 11.11.2020 на имя ООО «Крепан» (ИНН <***>) открыт лицевой счет участника казначейского сопровождения 711Ж6441001. Денежные средства в сумме 1 109 727 руб. поступили на аналитический код раздела 21057309, открытый на лицевом счете 711Ж6441001 в рамках исполнения государственного контракта № 2121320100502001281000033/50 от 13.10.2021, заключенным с УФСИН России по Владимирской области. Движений по аналитическому коду раздела 21057309 не было.

В связи с чем является доказанным факт исполнения истцом обязанности по перечислению денежных средств на счет ООО «Крепан».

Довод Общества о том, что не направление УФСИН России по Владимирской области в территориальный орган Федерального казначейства уведомления о полном исполнении государственного контракта привело к заморозке денежных средств и неполучению их ООО «Крепан», что нарушает условия контракта, в том числе пункт 2.1.11, правомерно отклонен судом.

Обязанность по уведомлению территориального органа Федерального казначейства возникла бы у Управления в случае надлежащего исполнения Обществом условий контракта. Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего исполнения Обществом условий контракта от 13.10.2021, суд считает, что требование ООО «Крепан» о возложении на УФСИН России по Владимирской области обязанности уведомить территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия Обществу лицевого счета получателя бюджетных средств уведомление о полном исполнении государственного контракта не подлежит удовлетворению.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.04.2023 по делу № А11-3586/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРЕПАН» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

А.Н. Ковбасюк

Судьи

Е.Н. Наумова

Н.В. Устинова