ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-4055/2021 от 14.12.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-4055/2021

17 декабря 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л. ,

при участии представителя

от истца: Знобова В.А. (доверенность от 20.04.2020 № ВН-29-122),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.08.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021

по делу № А11-4055/2021

по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний

по Владимирской области  (ИНН: 3329011844, ОГРН: 1033303401295)

к федеральному государственному унитарному предприятию «Главное строительное

управление Федеральной службы исполнения наказаний»

(ИНН: 0708006803, ОГРН: 1020700688832)

о взыскании пеней

и   у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее –  Управление) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области к федеральному государственному унитарному предприятию «Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – Предприятие) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 64 229 рублей 26 копеек пеней по государственному контракту от 28.12.2019 № 603 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Решением суда от 06.08.2021 с Предприятия в пользу Управления взыскано 41 560 рублей 99 копеек пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 решение суда оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Суды не приняли во внимание, что в рассматриваемом случае этапы выполнения работ по контракту не установлены, работы являются неделимыми и должны быть выполнены в установленный срок в полном объеме. Суд первой инстанции не привел в решении расчет присужденной неустойки.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, отзыв на кассационную жалобу не представило, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2021.

Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Управление (государственный заказчик) и Предприятие (генеральный подрядчик) заключили государственный контракт от 28.12.2019 № 191932080603200128/000033/603.

По условиям пункта 1.1 контракта генеральный подрядчик обязался в установленный графиком исполнения контракта (приложение № 2 к контракту) срок выполнить работы по объекту «Реконструкция котельной со строительством газопровода ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Владимирской области, г. Киржач, Владимирская область», расположенного по адресу: 601010, Владимирская область, Киржачский район, МО город Киржач, ул. Чайкиной, д. 2а (далее – объект), в соответствии с проектно-сметной документацией и сдать государственному заказчику результаты выполненных работ, а государственный заказчик обязался создать генеральному подрядчику необходимые условия для выполнения работ, осуществить приемку выполненных работ и оплатить выполненные работы за счет средств федерального бюджета, в пределах доведенных до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составила 809 952 рубля 80 копеек (налогом на добавленную стоимость не облагается в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2.3 контракта в цену контракта включены все расходы генерального подрядчика, связанные с выполнением всех обязательств по контракту предусмотренное проектно-сметной документацией, в том числе транспортные, заготовительно-складские, на временные подсоединения коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке и подсоединения вновь построенных коммуникаций в точках подключения. Все расходы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение) до ввода объекта в эксплуатацию, несет генеральный подрядчик.

В силу пункта 3.2 контракта все платежи по контракту осуществляются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в безналичной форме, в российских рублях, по виду расходов: 413 (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности). Расчеты по контракту осуществляются в форме казначейского обеспечения обязательств. В течение 20 дней с даты заключения контракта генеральному подрядчику предоставляется казначейское обеспечение обязательств (аванс в форме казначейского обеспечения обязательств) в размере 30 процентов от цены контракта, что составило 242 985 рублей 84 копейки. После принятия государственным заказчиком работ (части работ) генеральному подрядчику предоставляется казначейское обеспечение обязательств в сумме принятых работ (части работ). Оплата выполненных работ производится в течение 15 дней со дня подписания актов выполненных работ (форма КС- 2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), после погашения аванса в форме казначейского обеспечения обязательств.

В соответствии с пунктом 3.9 контракта оплата выполненных генеральным подрядчиком работ по контракту осуществляется в течение 15 дней с даты предоставления генеральным подрядчиком подписанных с его стороны документов, предусмотренных пунктом 7.2 контракта, в сроки, которые установлены графиком исполнения контракта, являющимся неотъемлемой частью контракта (приложение № 2 к контракту), исходя из объема выполненных работ и цены контракта.

Согласно пункту 4.1 контракта генеральный подрядчик принимает на себя обязательство поставить на строительную площадку государственного заказчика все необходимые материалы, оборудование, изделия, строительную технику в соответствии с проектно-сметной документацией, а также осуществить их приемку, разгрузку и складирование.

В пункте 5.1 контракта установлено, что работы по контракту исполняются в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение № 2 к контракту). Работы выполняются в один этап.

Сроки завершения работ по контракту по каждому отчетному месяцу являются промежуточными сроками. Генеральный подрядчик не несет ответственность за нарушение промежуточных сроков выполнения работы (пункт 5.3 контракта).

Из пункта 7.2 контракта следует, что сроки выполнения работ исполнения контракта установлены в приложении № 2 к контракту. В рамках исполнения контракта генеральный подрядчик обязан выполнять работы и сдавать их государственному заказчику по частям – по завершении каждого отчетного месяца в сроки, установленные пунктом 5.2 контракта. Генеральный подрядчик в течение пяти дней с даты завершения каждого отчетного месяца представляет государственному заказчику подписанные со своей стороны следующие документы: акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) в трех экземплярах; справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в трех экземплярах; исполнительную документацию на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ в четырех экземплярах; счет на фактически выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце.

В пункте 15.5 контракта определено, что в случае просрочки генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет генеральному подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком (пункт 15.7 контракта).

Контракт вступает в силу с даты его заключения сторонами и действует по 31.12.2019, а в части исполнения обязательств до полного исполнения их сторонами контракта. Условия контракта распространяются на правоотношения, возникшие с 02.12.2019 (пункт 21.1 контракта).

Согласно приложению № 2 «График исполнения контракта» к контракту сроком окончания выполнения работ по контракту является 31.12.2019.

Генеральный подрядчик в установленный срок не выполнил предусмотренные контрактом работы.

Управление направило Предприятию претензию от 31.12.2020 № 34/ТО/18-21257 с требованием в добровольном порядке выплатить пени в размере 31 540 рублей 60 копеек в связи с нарушением сроков сдачи работ по контракту.

Претензия оставлена Предприятием без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.

Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – Кодекс) об обязательствах, подряде, Закона № 44-ФЗ, учитывая разъяснения,  приведенные в Обзоре судебной практики применения Закона № 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее – Обзор от 28.06.2017), суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о наличии оснований для возложения на Предприятие ответственности в виде взыскания неустойки. Проверив расчет пеней, суды взыскали с ответчика в пользу истца 41 560 рублей 99 копеек пеней, отказав в удовлетворении остальной части иска.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В пункте 1 статьи 329 Кодекса предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).

На основании пункта 1 статьи 708 Кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательные работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику. Государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Кодекса).

В части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

В части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, и материалам дела не противоречит, что Предприятие несвоевременно выполнило работы по контракту, в связи с этим пришли к выводу о наличии оснований для взыскания неустойки.

Проверив представленный Управлением расчет неустойки, учитывая положения части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пункта 15.7 контракта, суды обоснованно признали его неверным и рассчитали подлежащую взысканию неустойку с учетом исполнения ответчиком обязательств по контракту (акт по форме КС-2 от 25.12.2020 № 1) и исполнения большей части работ с существенно меньшей просрочкой. Согласно скорректированному судами расчету с учетом ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих на момент частичного исполнения обязательств и неисполненных обязательств, сумма неустойки составила 41 560 рублей 90 копеек.

Выводы судов соответствуют правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 38 Обзора от 28.06.2017, в определениях от 04.12.2018          № 302-ЭС18-10991, от 21.02.2017 № 305-ЭС16-14207, от 22.06.2017 № 305-ЭС17-624,              от 06.10.2016 № 305-ЭС16-7657, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 № 5467/14.

Вопреки доводу заявителя в судебных актах приведен порядок расчета пеней.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Управления о взыскании с Предприятия 41 560 рублей 99 копеек пеней.

Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения судов, отражены в судебных актах и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права.

Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.08.2021 и  постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу № А11-4055/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева