ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-6152/2010 от 22.06.2011 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-6152/2010

22 июня 2011 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чижова И.В.,

судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.

при участии представителей

от заявителя: ФИО1,

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 20.06.2011 № 03-14/11),

ФИО3 (доверенность от 06.08.2010 № 03-14/18)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2010,

принятое судьей Шимановской С.Я., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011,

принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,

по делу № А11-6152/2010

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решений Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы № 8 по Владимирской области и

Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области

и у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Владимирской области (далее – Инспекция) от 25.05.2010 № 09-36/2296 и Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее – Управление) от 06.07.2010 № 13-15-01/6750.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2010 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.

По мнению налогового органа, суды неправильно применили статьи 346.26, 346.27, 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Инспекция считает, что ФИО1 обязана исчислить и уплатить единый налог на вмененный доход отдельно в Вязниковском и Гороховецком районах Владимирской области, поскольку осуществляет розничную торговлю в каждом районе.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

В судебном заседании Предприниматель подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе, указал на законность принятых судебных актов.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ФИО1 декларации по единому налогу на вмененный доход за четвертый квартал 2009 года и установила, что Предприниматель осуществлял розничную торговлю в Вязниковском и Гороховецком районах Владимирской области, а исчислял и уплачивал данный налог только на территории Вязниковского района.

По результатам проверки составлен акт от 28.04.2010 № 09-72/2230 и принято решение от 25.05.2010 № 09-36/2296 о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 506 рублей 30 копеек штрафа за неполную уплату единого налога на вмененный доход, о доначислении 5063 рублей данного налога и 169 рублей 82 копеек пеней.

Решением Управления от 06.07.2010 № 13-15-01/6750 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.

ФИО1 не согласилась с ненормативными актами Инспекции и Управления и обжаловала их в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктами 1, 2, 3 статьи 346.26, статьей 346.27, пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 № 82-О, от 16.11.2006 № 475-О, решением Совета народных депутатов Вязниковского района от 14.11.2005 № 15 «О введении на территории муниципального образования Вязниковский район системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», решением Совета народных депутатов Гороховецкого района от 29.07.2005 № 57 «О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Гороховецкого района», Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что в связи с тем, что Предприниматель не осуществляет торговлю в двух муниципальных образованиях одновременно, он должен уплачивать единый налог на вмененный доход на территории одного муниципального образования.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На территории Вязниковского района Владимирской области единый налог на вмененный доход уплачивается на основании решения Совета народных депутатов Вязниковского района от 14.11.2005 № 15 «О введении на территории муниципального образования Вязниковский район системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении отдельных видов деятельности осуществляется на основании решения Совета народных депутатов Вязниковского района от 27.11.2007 № 381.

В Гороховецком районе Владимирской области единый налог на вмененный доход уплачивается на основании Совета народных депутатов Гороховецкого района от 29.07.2005 № 57 «О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Гороховецкого района».

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети.

В силу статьи 346.27 Кодекса под розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Нестационарная торговая сеть это – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

В пункте 3 статьи 346.29 Кодекса установлено, что при исчислении суммы единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров, применяется физический показатель «торговое место» и базовая доходность – 9000 рублей в месяц, а при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров, применяется физический показатель «площадь торгового места (в квадратных метрах)» и базовая доходность – 1800 рублей в месяц.

Суды установили, что Предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход, поскольку осуществляет деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети.

В четвертом квартале 2009 года Предприниматель три дня в неделю (четверг, суббота, воскресенье) осуществлял торговлю на территории общества с ограниченной ответственностью «Ярмарка» (г. Вязники) и один день в неделю (пятница) на территории МУП «Гороховецкий рынок» (г. Гороховец).

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Предприниматель не осуществлял одновременно деятельность в двух муниципальных образованиях.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ абзац 3 пункта 6 статьи 346.29
 Кодекса, предусматривающий применение корректирующего коэффициента К2, определяемого как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода, признан утратившим силу с 01.01.2009, поэтому Инспекция произвела расчет налога за полный месяц по каждому торговому месту.

Вместе с тем, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 № 82-О разъяснено, что при установлении и исчислении единого налога на вмененный доход должен обеспечиваться такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Кодекса).

Расчет единого налога на вмененный доход, произведенный налоговым органом, в соответствии с которым неодновременное осуществление в течение месяца облагаемой единым налогом на вмененный доход деятельности на территории двух муниципальных образований означает необходимость уплаты данного налога в полном объеме на территории обоих муниципальных образований, противоречит указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку учет фактической способности налогоплательщика к уплате названного налога в данном случае отсутствует.

При этом в силу статьи 346.27 Кодекса вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Соответственно, двух - и более кратное обложение единым налогом на вмененный доход налогоплательщика, последовательно осуществляющего облагаемую единым налогом на вмененный доход деятельность на территории разных публично-правовых образований, означает только то, что его итоговый вмененный доход не является потенциально возможным.

Кроме того, при уплате единого налога на вмененный доход в случае последовательного осуществления деятельности на территории различных муниципальных образований нарушается пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное ФИО1 требование, признав недействительными оспариваемые решения Инспекции и Управления.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по делу № А11-6152/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Владимирской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Чижов

Судьи

Т.В. Базилева

О.Е. Бердников