ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-6973/17 от 01.08.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

08 августа 2018 года Дело № А11-6973/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.05.2018

по делу № А11-6973/2017,

принятое судьей Рыжковой О.Ю.

по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

о признании незаконным решения Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира, изложенного в письме от 24.04.2017 № 32-09/989,

при участии:

от акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» – ФИО1 по доверенности от 29.12.2017 № 533;

от Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира – ФИО2 по доверенности от 29.032018 № 32-21/12,

и установил:

акционерное общество «Газпром газораспределение Владимир» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира (далее – Управление), изложенного в письме от 24.04.2017 № 32-09/989, об отказе в согласовании рабочих проектов, включая схему размещения, по строительству газопроводов - вводов для газоснабжения жилых домов, расположенных на территории СНТ Коллективный труд, д. 66, СНТ Семязинский, д. 254; об обязании Управления согласовать рабочие проекты, включая схему размещения (акт выбора трассы), по объектам: газопровод-ввод (до границы земельного участка) к жилому дому по адресу: г. Владимир, СНТ Коллективный труд, д. 66; газопровод-ввод (до границы земельного участка) к жилому дому по адресу: г. Владимир, СНТ Семязинский, д. 254.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены садоводческое некоммерческое товарищество «Локомотив-1», садоводческое некоммерческое товарищество «Семязинский» (далее – СНТ «Семязинский»), садоводческое некоммерческое товарищество «Коллективный труд» (далее – СНТ «Коллективный труд»), ФИО3.

Решением от 21.05.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требование заявителя.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества в судебном заседании и в возражениях на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 21.05.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 04.04.2017 Общество обратилось в Управление с обращениями №№ ВЛ/03-06/862, ВЛ/03-06/863, ВЛ/03-06/864, ВЛ/03-06/865 о согласовании рабочих проектов, включая схему размещения, по строительству газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский».

Письмомот 24.04.2017 № 32-09/989 Управление отказало Обществу в размещении газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский».

Посчитав такое решение Управления противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Суд первой инстанции установил, что в соответствии с Правилами № 1314 Обществом предоставлены технические условия для подключения к сети газораспределения и заключены договоры о подключении к сетям газораспределения с собственниками жилых домов, расположенных на территории СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский», по условиям которых Общество должно выполнить комплекс мероприятий, в том числе выполнить проектные работы для создания сети газораспределения до точки подключения, осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения.

С целью исполнения условий договоров о подключении к сетям газораспределения Обществом подготовлены рабочие проекты на строительство газопроводов-вводов низкого давления, включая схемы размещения.

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В пункте 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство не требуется в случае, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, на территории Владимирской области установлен статьей 20.2 Закона Владимирской области от 13.07.2004 № 65-0З «О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области» (далее – Закон Владимирской области № 65-0З).

Вместе с тем Положением об охране объектов благоустройства при производстве строительных и земляных работ в г. Владимире, утвержденным решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.07.2003 № 187 (далее – Положение), определен порядок получения разрешения (ордера) на производство земляных работ.

Указанное Положение является обязательным для граждан, организаций и предприятий всех форм собственности, ведущих строительство и реконструкцию объектов (не требующих разрешения на строительство), ремонт и эксплуатацию подземных сооружений, коммуникаций, дорог, а также производство работ, связанных с разработкой карьеров, проведением инженерно-геологических изысканий, установкой опор рекламных сооружений, посадкой зеленых насаждений и благоустроительными работами на территории г. Владимира.

В силу пункта 5 Положения строительные и земляные работы производятся на основании утвержденной в установленном порядке документации. Работы, кроме аварийных, должны быть предварительно согласованы инженерными и жилищно-коммунальными органами, имеющими в городе подземные коммуникации, землепользователями; размещение объекта определяется комиссией при администрации города.

Согласно пункту 10 Положения разрешение на производство земляных работ на территории муниципального образования город Владимир выдает управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира. Для получения указанного разрешения (ордера) необходимо в том числе предоставить проектную документацию, предварительно согласованную со всеми заинтересованными службами согласно пункту 5 Положения.

В рассматриваемом случае, как установил суд и подтверждается материалами дела, во исполнение требований указанного Положения Общество получило необходимые согласования для строительства газопроводов-вводов СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский».

За согласованием размещения газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на территории СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский» Общество также, при этом неоднократно (начиная с августа 2016 года), обращалось и в Управление.

Вместе с тем, отказав в выборе трассы газопровода высокого давления для газоснабжения домов, находящихся на территории СНТ «Коллективный труд», СНТ «Семязинский», тем самым препятствуя в получении ордера на производство земляных работ для прокладки газопроводов-вводов для подключения объектов капитального строительства на указанной территории, Управление сослалось на то, что данные дома, находящиеся в СНТ, являются строениями, пригодными для сезонного проживания, и не могут расцениваться как жилые помещения.

Управление также указало, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 № 183, вышеуказанные садовые товарищества расположены в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (в границах населенных пунктов) - СХ-3, размещение индивидуальных жилых домов в которой допустимо только при наличии утвержденной планировочной документации. По информации Управления в настоящее время проекты планировки на данной территории не утверждались.

В рассматриваемом случае суд учел, что с 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Внесены изменения в статью 41 ГрК РФ и определены случаи, когда подготовка документации по планировке территории является обязательной.

Так, согласно пункту 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ не является обязательной подготовка документации по планировке территории в случае, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 1 указанного перечня к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 20.2 Закона Владимирской области № 65-0З не требуется получение разрешения на строительство в случаях: строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (линии электропередачи, сети водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, линии связи) и других, связанных с ними сооружений от места присоединения к существующим объектам инженерной инфраструктуры, указанного в технических условиях, выданных эксплуатирующей сети организацией, до строящегося, реконструируемого или существующего объекта капитального строительства (пункт 1 части 1); строительства распределительных газопроводов с давлением до 0,6 МПа включительно, а также технологически связанных с ними наземных частей и сооружений (пункт 8 части 1).

На основании вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что для строительства газопроводов для газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных на территории СНТ Коллективный труд, д.66, СНТ Семязинский, д.254, не требуется разрешение на строительство, а учитывая положения пункта 5 статьи 41 ГрК РФ, не требуется и подготовка проекта планировки территории.

Доводы Управления о том, что на момент оспариваемого решения изменения в градостроительное законодательство еще не вступили в силу, суд апелляционной инстанции считает необоснованными. На момент принятии судебного решения такие изменения действовали, в связи с чем суд не мог их не учесть.

Более того, положения статьи 41 ГрК РФ в редакции от 18.03.2017 не обязывали газораспределительную организацию при выполнении мероприятий по подключению разрабатывать проект планировки территории для садоводческого (дачного) объединения.

Такая обязанность не предусмотрена и иными законодательными актами, в том числе статьей 32 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на которую ссылается Управление в своей жалобе.

Правилами землепользования и застройки МО г.Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов от 31.10.2011 № 183, также не установлено запрета на газификацию объектов капитального строительства в зоне СХ-3, вместе с тем разрешено возведение жилого дома с правом регистрации, размещение газорегуляторных, газораспределительных пунктов.

В данном случае земельные участки в указанной зоне сформированы, определены виды разрешенного использования. Для газификации объектов капитального строительства не требуется изменения вида разрешенного использования земельных участков.

Само по себе отсутствие проекта планировки территории садоводческого (дачного) объединения не может являться препятствием в газификации (строительстве газопроводов-вводов) объектов капитального строительства в отсутствие прямых запретов, установленных законодательством Российской Федерации (учитывая, что проекты по строительству газопроводов-вводов предварительно согласованы со всеми заинтересованными организациями).

Позиция Управления о том, что строящиеся газопроводы не являются газопроводами-вводами, не соответствует действительности и не подтверждена надлежащими доказательствами. Напротив, каждый из газопроводов предназначен для газоснабжения одного жилого дома, что отражено в рабочем проекте и схеме, выполненных в соответствии с техническими условиями.

Ссылка Управления на то, что дома, находящиеся в СНТ, являются строениями, пригодными для сезонного проживания, и не могут расцениваться как жилые помещения, на основании чего принято решение об отказе в согласовании в выборе трассы газопровода, обоснованно не принята судом, как не основанная на нормах действующего законодательства.

Таким образом, необоснованный отказ Управления незаконно возлагает на Общество обязанность поподготовке проекта планировки территории в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (в границах населенных пунктов) - СХ-3, расположенной в границах муниципального образования города Владимира в отсутствие прямо предусмотренной законодательством Российской Федерации данной обязанности.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе создает препятствия для осуществления деятельности,подлежащей государственному регулированию (деятельность по технологическому присоединению).

В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.

Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.05.2018 по делу № А11-6973/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.А. Смирнова

Судьи

Е.А. Кирилова

Ю.В. Протасов