ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-8065/17 от 20.10.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

27 октября 2020 года Дело № А11-8065/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2020.

В полном объеме постановление изготовлено 27.10.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В.,

судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1

на определение Арбитражного суда Владимирской области от 30.06.2020 по делу №А11-8065/2017,

принятое по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области

об исключении имущества из конкурсной массы Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства,

при участии:

от конкурсного управляющего Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 – ФИО2, по доверенности от 20.05.2020, сроком три года;

от администрации муниципального образования сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области – ФИО3, по доверенности от 06.03.2020, сроком до 31.12.2020;

от администрации Киржачского района Владимирской области – ФИО4, по доверенности №65-01-34, от 15.01.2020, сроком до 31.12.2020.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее – ФУМП ЖКХ, должник) администрация муниципального образования сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,об исключении имущества из конкурсной массы должника.

Определением от 30.06.2020 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное требование, исключив из конкурсной массы должника следующее имущество: здание котельной, расположенноепо адресу: Владимирская область, Киржачский район, уч. ДРП-1, здание котельной, расположенное по адресу: <...>, артезианскую скважину, расположенную по адресу: <...>, артезианскую скважину, расположенную по адресу: Владимирская область, Киржачский район, уч.ДРП1, специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3, VI№-XVL48321080001742, год изготовления -2008, номер двигателя 52310081005706, номер шасси 33070080961985, номер кузова 33070080152212, цвет белый.

Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника ФИО1 (далее- конкурсный управляющий)обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое определение суда первой инстанции полностью по основаниям, изложенным в жалобе и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что обжалуемое определение суда первой инстанции было вынесено без учета всех обстоятельств дела и представленных доказательств. Полагает, что факт нахождения имущества на балансе свидетельствует о возникновении у предприятия вещного права на это имущество, если собственником было принято решение о закреплении его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и такое имущество передавалось предприятию в целях осуществления хозяйственной (уставной) деятельности и фактически использовалось им. Поскольку все имущество было передано ФУМП ЖКХ для осуществления уставной деятельности, считает что вывод суда о том, что передача на баланс предприятия имущества не влечет возникновения имущественных прав, является ошибочным. В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что имущество не было изъято из казны и передано предприятию в пользование на ином основании, чем предусмотрено ст. 294,296 ГК РФ. Гражданским кодексом и Законом «О муниципальных предприятиях» не предусмотрена передача имущества как передача на баланс предприятия. В данном случае имеет место злоупотребление со стороны Администрации своими правами. Неправильно оформленные документы, а именно формулировка передача имущества на баланс, а по факту передача в хозяйственное ведение, толкуется в ином значении с целью уменьшения конкурсной массы предприятия. В соответствие со статьей 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Представитель конкурсного управляющего должника в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу, и его представитель в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта и несостоятельность доводов заявителя жалобы, просил оставить определение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация Киржачского района представив отзыв на апелляционную жалобу, и его представитель в судебном заседании просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции определения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.

В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Правовое положение государственного унитарного предприятия, права и обязанности собственника его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, определяется в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.112002 № 161-ФЗ (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом действия по распоряжению закрепленным за унитарным предприятием имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного имущества.

Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).

Как следует из материалов дела, постановлением Главы местного самоуправления города Киржач и Киржчаского района Владимирской области от 28.11.1995 № 595 «О создании Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства» на базе имущества ТОО «Аленинская шелковая фабрика», передаваемого в муниципальную собственность района, создано Филипповское унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно акту приема-передачи социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемого предприятия от 20.05.1996 объект по адресу ул. Центральная, д. 73, находящийся в ведении ТОО «Аленинская шелковая фабрика» (в том числе по жилому фонду) передается Филипповскому унитарному муниципальному предприятию ЖКХ.

Постановлением Главы администрации Киржачского района Владимирской области от 26.03.2001 № 282 в соответствии с решением Киржачского районного Совета народных депутатов от 28.09.2000 № 31/455 «Об утверждении перечня социально-культурного и коммунально-бытового назначения УГП «ДРСУ № 12», передаваемых в муниципальную собственность Киржачского района» установлено, что Филипповскому унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять на баланс объекты коммунально-бытового назначения УГП «Дорожное ремонтно-строительное управление № 12», согласно прилагаемому перечню (2-х квартирный жилой дом, 8-ми квартирный жилой дом, общежитие семейных рабочих, теплотрассу, водопровод, канализацию, артскважину, котельную).

Распоряжением Главы администрации Киржачского района Владимирской области от 04.10.2005 № 319-р «О передаче зданий котельных с оборудованием на баланс» на баланс Филипповскому УМП ЖКХ (ФИО5) передано здание котельной с оборудованием Филипповской средней общеобразовательной школы с баланса администрации Филипповского сельского округа; здание котельной с оборудованием Кипревского детского сада № 27 с баланса отдела образования администрации Киржачского района.

Распоряжением Главы администрации муниципального образования Киржачский район Владимирской области от 15.03.2006 № 77-р «О передаче артезианской скважины и здания над скважиной на баланс Филипповского УМП ЖКХ» артезианская скважина и здание над скважиной Филипповской средней общеобразовательной школы с баланса отдела образования администрации Киржачского района передано на баланс Филипповского УМП ЖКХ. Сторонами подписан акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 17.03.2006.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от 25.02.2009 № 13/116 «О принятии объектов движимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Филипповское» принято в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение Филипповское транспортные средства: специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3, VI№-XVL 483210800017, год изготовления - 2008, № двигателя 523100 81005706, № шасси 33070080961985, № кузова 33070080152212, цвет белый; машина вакуумная КО-503В, VI№-XVL 48230080002664, год изготовления - 2008, № двигателя 523100 81000960, № шасси 33070080956393, № кузова 33070080147288, цвет кузова белый.

Постановление Главы администрации муниципального образования сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области «О передаче объектов движимого имущества на баланс Филлиповскому УМП ЖКХ» от 01.04.2010 № 14, в котором руководствуясь Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области, утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское от 29.08.2008 № 8/83, решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское от 25.02.2009 № 13/116 «О принятии объектов движимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Филипповское» постановил передать на баланс Филипповскому УМП ЖКХ транспортные средства: специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3, VI№-XVL 48321080001742, год изготовления - 2008, № двигателя 523100 81005706, № шасси 33070080961985, № кузова 33070080152212, цвет белый; машина вакуумная КО-503В, VI№-XVL 48230080002664, год изготовления - 2008, № двигателя 523100 81000960, № шасси 33070080956393, № кузова 33070080147288, цвет кузова белый.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 25.09.2009 № 798 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киржачский район Владимирской области и муниципальным образованием Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области» (далее - постановления от 25.09.2009 № 798) утвержден перечень имущества, безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Киржачский район Владимирской области муниципальному образованию Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области, согласно приложению № 1.

Согласно пункту 3 постановления от 25.09.2009 № 798 настоящее постановление является основанием возникновения права собственности муниципального образования Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области на имущество, принятое в соответствие с пунктами 1, 2 постановления.

В соответствии с пунктом 4 постановления от 25.09.2009 № 798 право собственности муниципального образования Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области на принятое имущество возникает со дня подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность Филипповского сельского поселения Киржачского района Владимирской области.

В приложении № 1 к постановлению от 25.09.2009 № 798 указаны также оспариваемые объекты недвижимости и мусоровоз КО 440-3. Сторонами составлен акт приема-передачи имущества, безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Киржачский район Владимирской области муниципальному образованию Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области от 12.10.2009.

Согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2015 (запись регистрации № 33-33/021-33/021/002/2015-3423/1) за муниципальным образованием сельским поселением Филипповское Киржачского района Владимирской области на основании постановления Губернатора администрации Владимирской области от 25.09.2009 № 798 и акта приема-передачи имущества, безвозмездно передаваемого МО Киржачский район Владимирской области МО Филипповское Киржачского района Владимирской области от 12.10.2009, зарегистрирована артскважина, назначение: Артскважина, глубина 105 м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, р-н Киржачский, ДРП-1, кадастровый (условный) номер 33:02:000000:1667, вид права: собственность.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 05.07.2016 (запись регистрации № 33-33/021-33/021/001/2016-776/1) за муниципальным образованием сельским поселением Филипповское Киржачского района Владимирской области на основании постановления Губернатора администрации Владимирской области от 25.09.2009 № 798 и акта приема-передачи имущества, безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Киржачский район Владимирской области муниципальному образованию Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области от 12.10.2009, зарегистрирована артезианская скважина, назначение: сооружения водозаборные, глубина 80 м, адрес (местонахождение) объекта: Владимирская область, р-н Киржачский, МО Филипповское, ул. Советская, д. 15 а, кадастровый (условный) номер 33:02:021208:663, вид права: собственность.

Из представленной в материалы дела выписки из реестра муниципального имущества от 20.03.2019 № 02 перечисленные выше объекты (здания котельных, артскважины, автомобиль) внесены в реестр муниципального имущества сельского поселения Филлиповского.

В материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.07.2019, в которых собственником артскважины с кадастровым номером 33:02:000000:1667, глубиной 105 м, расположенной по адресу: Владимирская область, р-н Киржачский, ДРП-1, артезианской скважины с кадастровым номером 33:02:021208:663, глубиной 80 м, расположенной по адресу: Владимирская область, р-н Киржачский, МО Филипповское (сельское поселение), <...>, является муниципальное образование сельского поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое имущество передано на баланс Филипповскому унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства.

На праве хозяйственного ведения имущество за должником не закреплялось. Зарегистрированное право хозяйственного ведения на указанное имущество у должника отсутствовало.

При этом, факт нахождения имущества на балансе сам по себе не свидетельствует о возникновении у предприятия вещного права на это имущество, собственник не принял решение о закреплении его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и такое имущество не передавалось предприятию в целях его использования в хозяйственной (уставной) деятельности, фактически не использовалось им.

Согласно пункту 3 постановления от 25.09.2009 № 798 настоящее постановление является основанием возникновения права собственности муниципального образования Филипповское сельское поселение Киржачского района Владимирской области на имущество, принятое в соответствие с пунктами 1, 2 постановления.

Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы конкурсного управляющего.

Доводы конкурсного управляющего об отражении спорного имущества в Уставе предприятия (в редакции 1995, 1996) признаются несостоятельными, поскольку передача имущества на баланс предприятия осуществлялась в более позднее время, а именно в период с 2001 по 2010 года.

Ссылка конкурсного управляющего на справку Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отделения Министерства внутренних дел по Киржачскому району от 08.02.2019 относительно регистрации транспортного средства, судом также отклоняется, поскольку постановлением Главы администрации муниципального образования сельского поселения Филипповское Киржачского района Владимирской области «О передаче объектов движимого имущества на баланс Филлиповскому УМП ЖКХ» от 01.04.2010 № 14, транспортное средство: специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3, VI№-XVL 48321080001742, год изготовления - 2008, № двигателя 523100 81005706, № шасси 33070080961985, № кузова 33070080152212, цвет белый, также передано на баланс должника.

Таким образом, оценив указанные обстоятельства, установленные в настоящем деле, в их совокупности и сопоставив их, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что конкурсным управляющим должника в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного имущества должнику на праве хозяйственного ведения, следовательно, оспариваемое имущество не может быть включено в конкурсную массу и использоваться для расчетов с кредиторами.

В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы доказательств обратного не представил.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Владимирской области от 30.06.2020 по делу №А11-8065/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего Филипповского унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго?Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 ? 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий судья

Ю.В. Протасов

Судьи

О.А. Волгина

Е.А. Рубис