АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А11-9221/2021 |
05 сентября 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А. ,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В. ,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 20.12.2021),
от заинтересованного лица: Мазка Е.М. (доверенность от 29.12.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022
по делу № А11-9221/2021
по заявлению публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительным приказа Владимирской таможни от 23.04.2021 № 204
и у с т а н о в и л :
публичное акционерное общество «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (далее – Общество, ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным приказа Владимирской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 23.04.2021 № 204.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующим законодательством установлен закрытый перечень оснований для ликвидации зон таможенного контроля; несоответствие места нахождения зоны таможенного контроля месту расположения таможенного поста в указанном перечне не поименовано. Действия должностных лиц Таможни по ограничению функций постоянной зоны таможенного контроля (далее – ПЗТК) Общества свидетельствуют о злоупотреблении полномочиями.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Таможня в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, приказом Ярославской таможни от 21.05.2018 № 302 создана постоянная зона таможенного контроля на открытой площадке, расположенной по адресу: <...> территория производственной зоны Общества, участок 10.
Приказом Федеральной таможенной службы от 27.03.2020 № 332 «О реорганизации Ярославской и Владимирской таможен» утверждены мероприятия по реорганизации таможенных органов в форме присоединения с 01.10.2020 Ярославской таможни к Владимирской таможне; таможенные посты Ярославской таможни переподчинены Владимирской таможне.
Приказом Таможни от 22.09.2020 № 404 в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста, на открытой площадке, расположенной по адресу: <...> территория производственной зоны Общества, участок 10, создана ПЗТК (с приложением к приказу плана постоянной зоны таможенного контроля).
В период с 11.11.2020 по 11.12.2020 Таможня провела проверку правомерности создания зон таможенного контроля в регионе деятельности Ново-Ярославского таможенного поста, в результате которой установила, что ПЗТК, расположенная по адресу: <...> территория производственной зоны Общества, участок 10, фактически не находится в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста, в связи с чем товары, перевозимые из места их прибытия, не доставляются в место нахождения Ново-Ярославского таможенного поста; совершение в данной ПЗТК таможенных операций, связанных с доставкой ввозимых товаров и их размещением до завершения процедуры таможенного транзита, является нарушением пункта 2 статьи 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Приказом Таможни от 14.01.2021 № 13 ПЗТК, созданная на основании приказа от 22.09.2020 № 404, ликвидирована.
Решением Центрального таможенного управления от 05.04.2021 № 83-12/120 на основании жалобы Общества приказ Таможни от 14.01.2021 № 13 отменен с указанием на отсутствие перечня таможенных операций, для совершения которых создана данная ПЗТК, и возможность использования ПЗТК для временного хранения товаров (при условии получения разрешения таможенного органа на временное хранение в иных местах), совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров.
Приказом Таможни от 23.04.2021 № 204 в приказ Таможни от 22.09.2020 № 404 внесены изменения, в соответствии с которыми определен перечень таможенных операций на данной ПЗТК (для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, совершения грузовых и иных операций, за исключением совершения таможенных операций в постоянной зоне таможенного контроля, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзит).
Общество не согласилось с приказом Таможни от 23.04.2021 № 204 и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 9, 145, 150, 151, 319 ТК ЕАЭС, статьей 257 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ), Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (далее – Инструкция № 289), Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводам о том, что оспариваемый приказ таможенного органа является законным, не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 257 Федерального закона от № 289-ФЗ таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство – член Союза.
Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
В силу пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1 статьи 14 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 319 ТК ЕАЭС установлено, что зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными – в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
Порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 319 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее – место доставки товаров).
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, являлся ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
Действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления (пункт 1 статьи 151 ТК ЕАЭС).
В пункте 2 статьи 151 ТК ЕАЭС указано, что в месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, в котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Ново-Ярославский таможенный пост расположен по адресу: город Ярославль, железнодорожная станция Новоярославская; ПЗТК Общества расположена по адресу: <...> территория производственной зоны Общества, участок 10.
Таким образом, установив, что спорная ПЗТК не находится в месте нахождения таможенного органа, суды пришли к верному выводу о том, что приказ Таможни от 23.04.2021 № 204, в соответствии с которым определен перечень таможенных операций и исключена операция по завершению процедуры таможенного транзита, соответствует требованиям действующего законодательства в области таможенного регулирования и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконности ограничений функций ПЗТК подлежит отклонению, поскольку основан на неверном применении норм права.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 12.05.2022 № 867 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А11-9221/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей отнести на публичное акционерное общество «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».
Возвратить публичному акционерному обществу «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 12.05.2022 № 867.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.А. Шемякина
Судьи Д.В. Когут
Т.В. Шутикова