ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-9391/18 от 26.02.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«05» марта 2019 года Дело № А11-9391/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2018 по делу № А11-9391/2018,

принятое судьей Ушаковой Е.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 14.05.2018 № 485/01-02, от 29.06.2018 № 684/01-02.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» – ФИО1 по доверенности от 28.12.2018 № 38/19 сроком действия до 31.12.2019;

Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области – ФИО2 по доверенности от 22.01.2019 сроком действия 3 года.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Должностным лицом Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее – Инспекция) в соответствии с приказами заместителя начальника Инспекции от 28.04.2018 № 711/01-02 и от 21.06.2018 № 1077/01-02 проведены проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» (далее – Общество) порядка начисления платы жителям дома № 30 по улице 50 лет Советской Власти в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области и жителям дома № 12 по улице 21 Партсъезда в городе Лакинск Собинского района Владимирской области соответственно.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что данные дома оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии, имеют центральную систему теплоснабжения. Поставщиком тепловой энергии в вышеуказанные многоквартирные дома и исполнителем коммунальной услуги является Общество, которое осуществляет начисление жителям данных домов платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Результаты проверок отражены в актах проверок от 14.05.2018 № 485/01-02, от 29.06.2018 № 684/01-02.

По итогам проведенных проверок Инспекцией вынесены предписания от 14.05.2018 № 485/01-02, от 29.06.2018 № 684/01-02, в которых Инспекция предложила Обществу в срок до 13.07.2018 произвести перерасчет, произведенный по итогам 2017 года корректировки платы за отопление собственникам помещений дома № 30 по улице 50 лет Советской Власти города Гусь-Хрустальный, имеющих централизованное отопление (квартиры №№ 3, 5 - 9, 12, 15 - 18), с учетом требований, установленных пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, применив при расчете платы общую площадь всех жилых помещений дома (1372,1 кв.м); в срок до 01.11.2018 привести начисление платы за отопление собственникам помещений дома № 12 по улице 21 Партсъезда города Лакинск, имеющим как центральное отопление, так и оборудованных газовыми котлами, в соответствие с действующим законодательством.

Не согласившись с данными предписаниями, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании их недействительными.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2018в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что плата за отопление должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена. Общество обратило внимание, что услугами центрального отопления и горячего водоснабжения ряд квартир не пользуется.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.

В судебном заседании представитель Инспекции просил оставить решение суда без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 (далее - Положение).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).

В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона № 294-ФЗ (пункт 10 Положения).

При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Аналогичные положения содержатся в Положении о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21.

В части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ также установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, оспариваемые предписания выданы Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.

Судом первой инстанции материалам дела установлено, что в многоквартирном доме № 30 по улице 50 лет Советской Власти города Гусь-Хрустальный расположено 18 квартир, из которых 11 квартир с центральным теплоснабжением, а 7 квартир переведены на индивидуальное отопление. В многоквартирном доме № 12 по улице 21 Партсъезда города Лакинск расположено 60 квартир, из которых 54 подключены к центральному отоплению, а 6 переведены на индивидуальное отопление.

Как установлено Инспекцией и не оспаривается Обществом, начисление платы за отопление собственникам квартир, переведенных на индивидуальное отопление, Обществом не производится. А начисление платы собственникам жилых помещений, подключенных к централизованной системе отопления, производится без учета площадей квартир, оборудованных газовыми котлами.

Между тем данный порядок начисления платы за отопление противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), регулирующие в том числе порядок начисления платы за коммунальные услуги.

Правилами № 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, конструктивных особенностей такого дома и положения помещения в таком доме.

Пунктом 22 Правил №354 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно абзацу второму пункта 42 (1) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели - обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае многоквартирного дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).

Тот факт, что некоторые жилые помещения многоквартирного дома переведены на индивидуальную (поквартирную) систему автономного отопления, не может являться основанием для изменения существующего порядка определения размера платы граждан за отопление, поскольку иное не установлено законом.

Отключение отдельных помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, в том числе осуществленного по согласованию с органами местного самоуправления, не освобождает собственников указанных квартир от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом. В противном случае освобождение указанных собственников от оплаты коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.

Довод Общества о невозможности применения формул 3,3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354, поименованных в пункте 42 (1) указанных Правил, для квартир с индивидуальным отоплением, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, иной формулы законодателем не предусмотрено.

Ссылка Общества на протоколы общего собрания собственников помещений спорных многоквартирных домов также обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку порядок предоставления коммунальных услуг и расчет платы за них в соответствии со статьей 157 ЖК РФ определен Правилами № 354. Названные нормы являются императивными, поэтому решением собрания собственников дома они не могут быть изменены.

Кроме того, представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции сообщил о проведении соответствующего перерасчета.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал предписания Инспекции соответствующими нормам жилищного законодательства и не нарушающими права и законные интересы Общества.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 13.12.2018 № 30716 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2018 по делу № А11-9391/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.12.2018 № 30716.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Б. Белышкова

Ю.В. Протасов