ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-10106/2021 от 11.10.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23109/2022

г. Казань                                                 Дело № А12-10106/2021

17 октября 2022 года17 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  17 октября  2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,

при участии представителя:

заявителя – ФИО1, доверенность от 10.01.2022,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле  – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022

по делу № А12-10106/2021

по исковому заявлению межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» о возмещении вреда, причиненного почвам вследствие нарушения земельного законодательства, третьи лица: администрация Калачевского городского поселения муниципального района Волгоградской области, администрация Старополтавского муниципального района, администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрация Котовского муниципального района Волгоградской области, администрация Даниловского муниципального района, федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу»,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области поступили исковые заявления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее – МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, истец) к обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами-Волгоград» (ООО «Управление отходами – Волгоград» 27.04.2021 изменило наименование на ООО «Ситиматик-Волгоград», что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; далее – ООО «Ситиматик-Волгоград», ответчик) о возмещении вреда, причиненного почвам вследствие нарушения земельного законодательства, в размере 29 250 руб. (по делу № А12-10106/2021), в размере 14 040 руб. (по делу № А12‑10107/2021), в размере 117 000 руб. (по делу № А12-10109/2021), в размере 117 000 руб. (по делу № А12-10110/2021), в размере 438 750 руб. (по делу № А12‑10111/2021).

Определениями арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2021 и 02.12.2021 производства по указанным делам объединены в одно для совместного рассмотрения на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Калачевского городского поселения муниципального района Волгоградской области, администрация Старополтавского муниципального района, администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрация Котовского муниципального района Волгоградской области, администрация Даниловского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по южному федеральному округу» (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2022, оставленным без изменений  постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022, исковые требования МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям удовлетворены. С ООО «Ситиматик-Волгоград» Волгоградской областям взыскано 716 040 руб. в счет возмещения ущерба. С ООО «Ситиматик-Волгоград» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 17 321 руб.

ООО «Ситиматик-Волгоград» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзыве  МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отзывы от третьих лиц в суд не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих  представителей (кроме истца) в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца,  проверив законность обжалуемых  судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ,  не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «Ситиматик-Волгоград», осуществляя деятельность на основании лицензии серии 034 № 5986 СТО, выданной 10.07.2018 управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, по сбору, транспортированию, обработке отходов III, IV классов опасности, является с 01.01.2019 единственным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Волгоградской области на основании заключенного 06.08.2018 с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области сроком на 10 лет Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области (далее - Соглашение). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. На основании Соглашения региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1.3 Соглашения).

Зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области, описание границы зоны содержится в Приложении № 1 к Соглашению (пункт 1.5 Соглашения).

С 2020 года уполномоченным органом по исполнению соглашения назначен Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), принято постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила обращения с ТКО).

Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с ТКО обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе, твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 № 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами Волгоградской области, в том числе, с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).

Согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году (таблица 44), в том числе, площадки временного накопления (перегрузки) в Даниловском районе, р.п. Даниловка, мощностью до 7 тыс. тонн/год, эксплуатация которой возможна только после ее обустройства надлежащим образом.

По представленной администрацией Даниловского муниципального района Волгоградской области информации (письмо от 20.07.2020 № 2475), площадка временной накопления (перегрузки) в Даниловском районе Волгограда расположена на земельном участке с кадастровым номером 34:04:05000:483, координаты 50.359578.44.062875. Данный земельный участок определен для размещения площадки временного накоплена ТКО.

Согласно информации администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, указанная площадка временного накопления ТКО не эксплуатируется, хозяйствующий субъект по эксплуатации данной площадки не определен, накопленных отходов на площадке не имеется.

Вместе с тем при подготовке к проведению рейдового обследования,

проведенной 25.06.2020 в соответствии с приказом о проведении рейдового

обследования в порядке статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании поручения Росприроднадзора о 01.06.2020 № СР-10-00-31/16548 с целью оценки количества ТКО, размещенных на объектах временного накопления, которые не являются объектами конечного захоронения ТКО, на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 25.06.2020 № 854/2020, опрошены жители р.п. Даниловка, которыми было указано место на территории р.п. Даниловка, куда свозятся отходы ТКО, принятые от населения. Таким образом, установлен земельный участок, на котором непосредственно осуществляется временное накопление ТКО (<...>. 3 «Б»: координаты 50.3666620, 44.1235380), в то время как администрацией Даниловского муниципального района Волгоградской области и ООО «Управление отходами-Волгоград» были представлены сведения о другом земельном участке.

Во время рейдового обследования, проведенного 25.06.2020, установлено, что въезд на площадку осуществляется с ул. Степной, со стороны городского стадиона. Площадка 110 x 90 м имеет сплошное асфальтобетонное покрытие, ограждение; ворота открыты; доступ к площадке свободный. На момент обследования на площадке находились два большегрузных контейнера для ТКО; при этом контейнеры были наполнены. Отходы расположены возле контейнеров навалом на площади 13 x 15 м высотой 1,8 м. 

В свою очередь, в ходе проведенного 26.08.2020 в рамках административного расследования осмотра указанной территории р.п. Даниловка (протокол осмотра от 26.08.2020 № 17/30-2020) установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на территории <...>. Площадка 100 x 100 м имеет сплошное асфальтобетонное покрытие. Знаки, обозначающие границы площадки, ограждения, защита от перемещения ветром легких фракций ТКО за пределы площадки отсутствуют. Территория не охраняется, въезд свободный.

Договорные отношения между администрацией Даниловского муниципального района Волгоградской области с ответчиком по вопросу

эксплуатации данного земельного участка не оформлены.

На момент осмотра на указанном участке в точке с географическими координатами 50.366695, 44.123797 навалом складированы ТКО. Размеры навала отходов составили 15 x 12 м высотой 1,8 м. По периметру за пределами площадки временного накопления ТКО разбросаны отходы.

В ходе указанного осмотра представителями филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» (далее – ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО») - ЦЛАТИ по Волгоградской области также отобраны образцы отходов с площадки временного накопления (далее– ПВН) ТКО, а также пробы почв в двух точках, а именно: на участке, прилегающем к площадке временного накопления отходов (координаты 50.36664604,44.12437149) и участке западнее (координаты 50.36714776,44.12446883; фоновое значение).

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 24.09.2020 № 104 установлено, что  отходы, отобранные на территории ПВН, отнесены к IV классу опасности для окружающей природной среды (заключение по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом (биотестирование) от 04.09.2020 № 3142бо); установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в точке № 1 (на участке, прилегающем к площадке временного накопления отходов (координаты 50.36664604,44.12437149): на глубине 0 - 5 см - нефтепродукты - в 2,6 раза, на глубине 5 - 20 см - нефтепродукты - в 1,8 раза).

Вред, причиненный почвам вследствие нарушения земельного законодательства, рассчитанный истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010  № 238 (далее – Методика № 238), составил 29 250 руб.

Также согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году площадки временного накопления  (перегрузки) в Старополтавском районе, г. Палласовка, мощностью до 10 тыс. тонн/год с координатами 50.500701, 46.498958.

По данным администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 22.06.2020 г. № 528, земельный участок для площадки временного накопления ТКО с кадастровым номером 34:29:040005:435 сформирован и поставлен на государственный учет 21.02.2020.

По данным, представленным 25.06.2020 ответчиком, организована и используется в том числе ПВН в Старополтавском районе Волгоградской области на территории Старополтавского сельского поселения на земельном участке с координатами 50.500701, 46.498958.

По результатам рейдового обследования, проведенного 19.06.2020, установлено, что в Старополтавском районе площадка временного накопления ТКО расположена на окраине с. Старая Полтавка в 180 м на северо-запад от автодороги на земельном участке с географическими координатами 50.494888 с.ш. и 046.488325 в.д. Площадка имеет ограждение и ворота. На момент осмотра ворота были открыты, охрана отсутствовала, работы не велись. Территория площадки не имеет покрытия. Внутри ограждения расположены хозяйственные постройки и кирпичный ангар площадью 40 x 10 м с бетонным полом. Внутри ангара на половине площади навалом складированы ТКО высотой около 1,8 м. Площадка перед ангаром захламлена ТКО, отходы разбросаны на площади 10 x 15 м.

В свою очередь, проведенным 20.08.2020 в рамках административного расследования осмотром (протокол осмотра от 20.08.2020 № 17/27-2020-Э) установлено, что на земельном участке по адресу: <...> - расположена площадка федерального государственного учреждения «Волгоградмелиоводхоз». По назначению площадка не используется, предприятие не функционирует. Участок имеет кадастровый номер 34:29:040005:16. На данном участке располагается кирпичный ангар 11 x 50 м, два контейнера «мультилифт» для ТКО. Площадка очищена от отходов на всей площади 113 x 59 м, внутри ангара отходы также отсутствуют. Площадка не имеет какого-либо покрытия, контейнеры установлены на грунте. Вблизи ангара на грунте находятся полиэтиленовые (далее - ПЭТ) мешки с отходами (ТКО) в количестве 12 штук. Примерно в 100 м от указанной площадки на участке с географическими координатами 50.496500 с.ш. и 046.488058 в.д. площадью 45 x 45 м, выделенном администрацией для размещения площадки временного накопления ТКО, следы какой-либо деятельности отсутствуют. Участок не имеет ограждения, покрытия, зарос травянистой растительностью. Границы участка не обозначены.

Также в рамках административного расследования были проведены лабораторные исследования на территории земельного участка с кадастровым номером 34:29:040005:16, который эксплуатируется ООО «Управление отходами-Волгоград» под площадку временного накопления (перегрузки) ТКО и расположен по адресу: <...>.

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 10.09.2020 № 86 установлено, что отходы, отобранные на данном земельном участке, по результатам  биотестирования отнесены к IV классу опасности. Также установлено наличие на земельном участке площадью 10 x 10 м с координатами 50.49469771 с.ш. и 46.48771661 в.д. превышения (по сравнению  с фоновым значением, отобранным на земельном участке в 50 м восточнее) концентрации нефтепродуктов: на глубине 0 - 5 см - в 3,5 раза, на глубине 5 - 20 см - в 4,3 раза.

Вред, причиненный почвам вследствие нарушения земельного Законодательства, рассчитанный истцом в соответствии с Методикой № 238, составил 117 000 руб.

Также согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году в том числе площадки временного накопления (перегрузки) в г. Калач-на-Дону мощностью до 45 тыс. тонн / год с координатами 48.720002, 43.498031.

По данным, представленным 25.06.2020 ответчиком, организована и используется, в том числе, ПВН в Калачевском районе Волгоградской области по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, южнее х. Камыши (координаты 48.720002, 43.498031).

По результатам рейдового обследования, проведенного 16.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 17.06.2020 № 15/782-20-Э, установлено, что в Калачевском районе Волгоградской области южнее х. Камыши расположены два смежных земельных участка с кадастровыми номерами 34:09:021043:788 и 34:09:021043:787, огороженные по периметру бетонным забором. С южной стороны огороженной территории имеется въезд, оборудованный шлагбаумом, который закрыт на замок, (координаты 48.719216, 43.498062). На прилегающей к бетонному ограждению территории с северной стороны имеется захламление ПЭТ-пакетами и пленкой (координаты 48.720492, 43.498066). На огороженной территории имеются неэксплуатируемые полуразрушенные здания, а также в пониженном рельефе (котловане) установлено наличие двух больших контейнеров (бункеров) и скопления ТКО. На одном из зданий, расположенном в непосредственной близости от скоплений ТКО, имелись следы горения.

По данным администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (письмо от 03.07.2020 № 2288), ею проведены мероприятия по формированию  постановке на кадастровый учет и предоставлению ООО «Управление отходами-Волгоград» земельного участка (кадастровый номер 34:09:021043:787) под площадку временного накопления и перегрузки твердых бытовых отходов по итогам аукциона по Договору аренды земельного участка № 25/19 от 21.11.2019, согласно пункту 3.1 которого срок его действия устанавливается с 21.11.2019 по 21.11.2022.

В свою очередь, проведенным 11.08.2020 в рамках административного расследования осмотром территории (протокол осмотра от 11.08.2020 №15/36-20- Э), площадки временного накопления ТКО, находящейся по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, южнее х. Камыши (координаты 48.720002, 43.498031), - установлено, что ПВН эксплуатируется ответчиком на земельном участке с кадастровым номером 34:09:021043:787 (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) площадь составляет 7 554 кв. м), огорожена бетонным забором, имеет оборудованный шлагбаумом въезд, который закрывается на замок.

В пониженном рельефе территории земельного участка с кадастровым номером 34:09:021043:787 располагается ПВН размером 25 x 25 м (согласно схеме № 1 отбора проб), которая имеет твердое покрытие и по периметру которой навалом расположены ТКО. Ограждение отсутствует, поверхность не защищена от атмосферных осадков, сеть ливнестоков отсутствует.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 34:09:021043:787 относится к землям населенных пунктов.

Примерно в 20 м прямо от шлагбаума располагается два контейнера «мультилифт» объемом 37 куб. м. Слева от контейнеров вдоль подъездной дороги к ПВН располагаются навалом ТКО высотой примерно 1,5 м.

Примерно в 50 м от ПВН располагаются два контейнера: один на подъездной дороге, а другой - справа от подъездной дороги. Контейнеры расположены на поверхности, не имеющей твердого покрытия, в районе которой отобраны пробы почвы.

Также в рамках административного расследования проведены лабораторные исследования на земельном участке, расположенном по адресу: Калачевский район Волгоградской области, южнее х. Камыши. Пробы почв отобраны на земельном участке площадью 375 кв. м, прилегающем к ПВН, примерно в 40 м южнее, с координатами 48:71956 с.ш. 43.49831 в.д. на участке, не имеющем твердого покрытия, на котором располагаются контейнеры, как указывалось ранее (схема № 1 отбора проб почвы на территории земельного участка площадки временного накопления ТКО, расположенной южнее х. Камыши Волгоградской области Калачевского района (от 11.08.2020)).

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 24.08.2020 1 № 74 установлено, что отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (площадка размером 25 x 25 м), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.

Также установлено наличие на земельном участке площадью 375 кв. м, прилегающем к ПВН, примерно в 40 м южнее, с координатами 48:71956 с.ш. 43.49831 в.д. превышения (по сравнению с фоновым значением, отобранным на земельном участке, расположенным за забором) концентрации нефтепродуктов: на глубине 0 - 5 см - в 2,9 раза, на глубине 5 - 20 см - в 3,0 раза.

Вред, причиненный почвам вследствие нарушения земельного законодательства и рассчитанный истцом в соответствии с Методикой № 238, составил 438 750 руб.

Также согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году (таблица 44) в том числе площадки временного накопления (перегрузки) по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Кумылженская - мощностью до 10 тыс. тонн / год.

Таким образом, эксплуатация площадки временного накопления (перегрузки) по адресу: Кумылженский район, ст. Кумылженская - мощностью до 10 тыс. тонн / год, с координатами 49.890498, 42.648147 возможна только после ее обустройства надлежащим образом.

По данным, представленным ответчиком, организована и используется в том числе ПВН по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Кумылженская, ул. Магистральная, - координаты 49.890498. 42.648147.

По представленной администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области информации (письмо от 23.06.2020 № 2802), площадка временного накопления расположена по адресу: Волгоградская область, ст. Кумылженская, ул. Магистральная, - координаты 49.890639, 42.648020, кадастровый номер 34:24:180202:135. Вид разрешенного использования - специальная деятельность.

Согласно информации администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области указанная площадка временного накопления ТКО эксплуатируется ответчиком в отсутствие договора аренды.

14.07.2020 с целью оценки количества ТКО, размещенных на объектах временного накопления, которые не являются объектами конечного захоронения ТКО, должностным лицом МУ Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведено рейдовое обследование территории Кумылженского района Волгоградской области, а именно: земельного участка на территории указанного района Волгоградской области, используемого ответчиком в качестве площадки временного накопления ТКО.

По результатам рейдового обследования, результаты которого отражены в акте от 17.07.2020 № 914/2020, установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на окраине ст. Кумылженская, на земельном участке с географическими координатами 49.8903180, 42.6472430 на территории бывшего свиноводческого комплекса. Площадка в момент рейдового обследования охранялась неустановленным лицом - предположительно, сторожем (основания присутствия указанного лица в качестве сторожа на ПВН не установлены).

ТКО накапливаются в двух картах бывшего навозохранилища 35 x 90 м каждая. Карты имеют сплошное железобетонное покрытие и борта высотой около 2 м. На момент осмотра на площадке были установлены три большегрузных контейнера для ТКО. На территории площадки находились ПЭТ-мешки «Биг-Бэг» с ПЭТ-тарой в количестве 6 штук, ветки, обрезки деревьев, обломки мебели навалом 5 x 10 м высотой 2 м, ТКО навалом 5 x 3 м высотой 1 м.

Территория площадки была зачищена, следов загрязнения прилегающей территории отходами обнаружено не было. На момент осмотра деятельность по выгрузке, перегрузке ТКО не велась.

В свою очередь, в ходе проведенного 24.08.2020 в рамках административного расследования установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на окраине ст. Кумылженская, на территории бывшего свиноводческого комплекса. Площадка не охранялась, имела обваловку высотой 2 м и сплошное железобетонное покрытие. Площадь площадки временного накопления ТКО составляла 35 x 90 м.

На момент осмотра на площадке установлено наличие двух контейнеров для сбора ТКО, которые были заполнены. Территория площадки зачищена, следов загрязнения прилегающей территории отходами не обнаружено. Обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.

В ходе указанного осмотра отобраны пробы почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от 24.08.2020 № 430), а также отходов (протокол отбора проб отхода от 24.08.2020 № 81), проведены лабораторные исследования указанных проб.

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 14.09.2020 № 90 установлено превышение концентрации нефтепродуктов: на глубине 0 - 5 см - в 8,2 раза, на глубине 5 - 20 см - в 2,0 раза - на пробной площадке № 1 (расчищенная площадка с координатами 49.89064, 42.64866) по сравнению с фоновыми значениями проб почвы, отобранными в 100 м севернее от пробной площадки № 1 (согласно схеме отбора проб № 1).

Отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (вместе с координатами 49.89057, 42.64873), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.

Вред, причиненный почвам вследствие нарушения земельного законодательства и рассчитанный истцом в соответствии с Методикой № 238, составил 14 040 руб.

Также согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году в том числе площадки временного накопления (перегрузки) в Котовском районе, г. Котово, мощностью до 17 тыс. тонн / год с координатами 50.309076, 44.800842.

По данным администрации Котовского муниципального района Волгоградской области (письмо от 25.06.2020 № 16/2103), местоположение

площадки временного накопления (перегрузки) ТКО установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: Волгоградская область, Котовский район, приблизительно в 1,13 км от здания «РУС» по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, Котовский район, приблизительно в 1,13 км от здания «РУС» по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира.

Географические координаты местоположения площадки временного накопления (перегрузки): 50.3089, 44.8008, кадастровый номер земельного участка 34:14:090002:17754.

На период с 13.05.2020 по 12.05.2025 земельный участок передан в аренду ответчику на основании Договора аренды № 8-2020/о от 13.05.2020. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

По данным, представленным 25.06.2020 ответчиком, организована и используется в том числе ПВН в Котовском районе Волгоградской области по адресу: Волгоградская область, Котовский район, приблизительно в 1,13 км от здания «РУС» по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира (50.309076, 44.800842).

По результатам рейдового обследования, проведенного на территории Котовского района 09.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 11.06.2020 №781/2020, установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена в 260 метрах на юго-запад от окраины г. Котово (перекресток улиц Дачной и Строительной) на земельном участке с географическими координатами 50.308837,44.801435.

Площадка имеет ограждение из металлической сетки, запирающиеся ворота. Территория площадки частично имеет покрытие из железобетонных плит. Внутри ограждения расположены металлический ангар, строительный вагончик, контейнер для отходов. Рядом с контейнером складировано большое количество отработанных автомобильных шин. Количество ТКО на площадке незначительно. Снаружи по периметру площадки имеется водоотводная канава (ров).

На прилегающей территории в непосредственной близости к площадке с обеих сторон от подъездной дороги на открытом грунте находится большое количество различных отходов. Отходы расположены навалом, имеются подъездные следы грузовых автомобилей. Видимых признаков деятельности по приему, сортировке, перегрузке отходов на площадке временного накопления ТКО на момент обследования обнаружено не было.

В 1,1 км на юго-запад от площадки временного накопления ТКО, на земельном участке с географическими координатами 50.303057, 44.798973 расположена территория бывшей городской свалки г. Котово. На момент обследования на указанной территории находилось большое количество различных отходов. Имелись свежие подъездные пути автомобилей. В центре свалки отходы были сдвинуты бульдозером в бурт на площади 39 x 25 м и подожжены по периметру.

В свою очередь, проведенным 25.08.2020 в рамках административного расследования осмотром (протокол осмотра от 25.08.2020 № 17/28-2020-Э) установлено, что площадка временного накопления (перегрузки) ТКО находится на окраине города Котово Волгоградской области на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754 и географическими координатами 50.308953, 44.801285. Площадка имеет обваловку высотой около 1,8 м и ограждение из металлической сетки. Общая площадь - 53 x 67 м, из них 42 x 32 м имеет покрытие из бетонных плит. Въездные ворота не заперты. На площадке установлено два контейнера для ТКО «мультилифт», ангар для техники, в котором находятся трактор-погрузчик, служебное помещение (вагончик). На момент осмотра на бетонном покрытии навалом были расположены отходы. Размер бурта отходов – 13 x 15 м высотой 1,8 м.

Кроме того, в рамках административного расследования были проведены лабораторные исследования на территории земельного участка, выделенного под эксплуатацию площадки временного накопления ТКО, с кадастровым номером 34:14:090002:17754.

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 23.09.2020 № 103 установлено, что отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов, по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.

Также установлено наличие на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754 в точке с координатами 50.309008, 44.800820, на котором расположена площадка временного накопления (перегрузки) отходов, превышения концентрации нефтепродуктов: на глубине 0 - 5 см - в 1,3 раза, на глубине 5 - 20 см - в 1,9 раза.

Вред, причиненный почвам вследствие нарушения земельного законодательства и рассчитанный истцом в соответствии с Методикой № 238, составил 117 000 руб.

Суд первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ,  частей 1, 2 статьи 51, части 1 статьи 77  Закона № 7-ФЗ, пунктов 3.2, 3.4, 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», статей 15,  1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», счел доказанными факты причинения вреда, противоправности действий (бездействия) Общества и наличие причинно-следственной связи между данными противоправными действиями ответчика и наступившими вредными последствиями, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска по всем рассмотренным фактам, а также указал, что ООО «Ситиматик-Волгоград», не организовав и не оборудовав площадки временного накопления в соответствии с требованиями действующего законодательства, не обеспечило соблюдение требования о невозможности проникновения в почву вредных веществ от ТКО, и удовлетворил заявленные исковые требования в общем размере 716 040 руб.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда  первой инстанции.

В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Доводы кассационной жалобы общества, по которым оно не согласно с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 АПК РФ,  при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу № А12-10106/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                     С.В. Мосунов

Судьи                                                                                    И.Ш. Закирова

                                                                                              А.Д. Хлебников