ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-10325/2021 от 15.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11596/2021

г. Казань Дело № А12-10325/2021

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 01.01.2021,

ответчика – ФИО2, доверенность от 29.12.2020, ФИО3, доверенность от 11.01.2021,

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021

по делу № А12-10325/2021

заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету по обеспечению жизнедеятельности администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании недействительным предписания. заинтересованное лицо - ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (далее – общество «ВТС», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее – комитет) от 09.03.2021 № 32-г/2021 о прекращении нарушений обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В связи с обращением гражданина ФИО4 комитетом в отношении общества «ВТС» проведена внеплановая документарная проверка по вопросу обоснованности и правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2021 года, начисления платы корректировки за коммунальную услугу по отоплению за период с января 2020 года по декабрь 2020 года потребителям, проживающим в многоквартирном доме № 4 по ул. Энгельса, о чем составлен акт проверки от 09.03.2021 № 32г/2021.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пунктов 59 (1), 60 (1) Правил № 354 обществом произведено некорректное определение тепловой энергии в период предоставления коммунальной услуги по отоплению, в связи с неработоспособностью общедомового прибора учета (ОДПУ). Комитетом также установлено неправомерное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячных объемов потребления за предыдущий год с января 2021 года в размере 0,01414Гкал/м2, в то время как среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год (январь-декабрь 2020) в Гкал на один квадратный метр жилых помещений дома определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление по показаниям общедомовых приборов учета за истекший календарный год на суммарную общую площадь жилых помещений многоквартирного дома и на 12 месяцев и составляет 329,81571Гкал/2290,2 м2/12 мес.=0,012Гкал\м2.

По результатам проверки комитетом обществу выдано предписание от 09.03.2021 № 32-г/2021, согласно которому в срок до 11.05.2021 обществу необходимо произвести перерасчет излишне начисленных средств за корректировку по отоплению потребителям многоквартирного дома № 4 по ул. Энгельса г. Волжского Волгоградской области (далее – МКД № 4) с учетом уже произведенных оплат и предоставить подтверждающие документы; производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год 0,012 Гкал/м2 в последующих периодах до 12.2021 и предоставить подтверждающий документы.

Полагая вынесенное предписание незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ тепловой энергии за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии, либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Из изложенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению «равномерно в течение календарного года».

Аналогичный вывод сделан в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 № АПЛ19-555.

Судами установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу отопления производится в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 01.07.2016 № 345-п «О мерах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», которое устанавливает, что при расчете размера платы за коммунальную услугу отопления необходимо применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.

В рассматриваемом случае, потребителям города Волжского Волгоградской области начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится равными долями в течение 12 месяцев.

Тарифы, утвержденные постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (Приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2018 № 46/56 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), услуги по передаче тепловой энергии обществом «ВТС» на 2019-2023 годы) – с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 1519,36 руб./Гкал; с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 1595,30 руб.

Согласно постановлению администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 20.04.2020 № 2094 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 13.04.2020 № 2002 отопительный сезон 2019-2020 года закончен с 30.04.2020.

В соответствии с постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 30.09.2020 № 4984 «О начале отопительного сезона 2020/2021 года для объектов жилищного фонда и прочих потребителей» отопительный сезон 2020/2021 года начат с 12.10.2020.

Судами установлено, что МКД № 4 оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (акт ввода в эксплуатацию от 27.12.2016, акт периодической проверки узла учета от 02.12.2020). Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в МКД № 4 отсутствуют.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии снят в мае 2020 года управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью «Лада Дом», осуществляющей управление МКД № 4, на поверку до июля 2020 года.

Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за период январь - декабрь 2020 года в жилом помещении № 19 в МКД № 4 (предъявлен обществом «ВТС» к оплате потребителю в платежных документах) составил: январь–июнь по 1488,77 руб.; август - 1569,17 руб.; июль - декабрь 1563,18 руб., в общем размере 18 417,65 руб.

Вместе с тем, исходя из расчета комитета, в соответствии с данными показаний ОДПУ и требованиями пунктов 59(1), 60 (1) Правил № 354, размер платы составил: январь - 3015,78 руб.; февраль - 3367,80 руб.; март - 2796,61 руб.; апрель - 2651,11 руб.; май - 739,42 руб.; октябрь - 1466,40 руб.; ноябрь - 1466,40 руб., декабрь - 1466,40 руб., в общем размере 16 969,93 руб.

С учетом положений пункта 59(1) и 60 (1) Правил, постановления администрации Волгоградской области от 01.07.2016 № 345-п, Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 № 375-ВГД (далее – Положение № 375-ВГД), суды пришли к выводу о правомерности произведенного комитетом расчета.

Отклоняя доводы общества о правомерности применения им среднемесячного объема потребления на 2021 год в размере 0,01414 Гкал/кв.м. и определения ресурсоснабжающей организацией показателя Vд формулы определения платы за коммунальную услугу отопление, суды исходили из того, что Положением № 375-ВГД определена величина нормативного потребления в месяц в зависимости от конструктивных и технических параметров домов, при этом данные нормативы разрабатывались исходя из порядка начисления и расчета платы за коммунальную услугу по отоплению равными долями в течение 12 месяцев, то есть 1/12. Названным положением деление норматива на отопительный период, как указывает заявитель (октябрь - апрель), неотопительный период (май - сентябрь) не предусмотрено. Поэтому доводы общества о правильном им применении при расчетах норматива 12/7 является необоснованными.

Ссылки на судебные акты подлежат отклонению, поскольку они приняты по иным фактическим обстоятельствам.

Судебная коллегия считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам с правильным применением норм материального и процессуального права. Суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.

Нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А12-10325/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи Р.Р. Мухаметшин

А.Н. Ольховиков