ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-10353/2021 от 10.03.2022 АС Поволжского округа

281/2022-11064(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15786/2022

г. Казань Дело № А12-10353/2021  14 марта 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:

от инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.  Волгограда – Кузьмина Н.А., доверенность от 30.12.2021, 

от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области –  Карташкина Д.М., доверенность от 11.11.2021, 

в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  садоводческого некоммерческого товарищества «Лилия», 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2021 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.11.2021 

по делу № А12-10353/2021


[A1] по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Лилия» (ОГРН  1033400006056, ИНН 3435440161, 404130, Волгоградская область, г.  Волжский, район Водозаборных сооружений) к Инспекции Федеральной  налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании  незаконным решения, заинтересованное лицо: Управление Федеральной  налоговой службы по Волгоградской области, 

УСТАНОВИЛ:

садоводческое некоммерческое товарищество «Лилия» (далее –  СНТ «Лилия», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Волгоградской с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным  решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому  району г. Волгограда (далее – налоговый орган, регистрирующий орган,  инспекция) от 10.12.2020 № 3500988А, обязании налоговый орган в  установленный законом срок: до пяти дней зарегистрировать устав ТСН СНТ  «Лилия» в редакции, принятой общим собранием членов СНТ «Лилия»,  оформленный протоколом от 18.07.2020 № 32. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2021,  оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.11.2021, в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

СНТ «Лилия», не согласившись с принятыми по делу судебными  актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной  жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права и нарушение норм  процессуального права. 

До рассмотрения кассационной жалобы по существу (24.02.2022) в суд  кассационной инстанции от СНТ «Лилия» посредством электронной системы  «Мой арбитр» поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы,  подписанное представителем Гавриловым Д.А., действующим по 


[A2] доверенности от 20.07.2020. Подлинник заявления об отказе от кассационной  жалобы товариществом не представлен. 

Рассмотрев поступившее ходатайство, судебная коллегия с учетом  отсутствия его оригинала, а также неявки в судебное заседание  уполномоченного представителя СНТ «Лилия» для поддержания  поступившего отказа от жалобы, учитывая, что отказ поступил по электронной  почте без ЭЦП, приходит к выводу об отсутствии оснований для его  удовлетворения. 

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с  использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного  суда Волгоградской области. 

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва  на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения  судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права,  а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела  доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит  оснований для удовлетворения жалобы. 

Как следует из материалов дела, 03.11.2021 СНТ «Лилия» обратилось в  инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений,  вносимых в учредительные документы товарищества (форма № 13001) с  приложением протокола очередного общего собрания членов СНТ «Лилия» от  18.07.2020 № 32, новой редакции Устава СНТ и иных документов (т. 1, л.д.  105-106). 

Решением от 11.11.2020 государственная регистрация изменений в  Устав СНТ приостановлена в связи с наличием у регистрирующего органа  сомнений в достоверности представленных сведений (т. 1, л.д. 102-104). 

Инспекция 10.12.2020 приняла решение № 3500988А об отказе в  государственной регистрации изменений в Устав СНТ «Лилия» в соответствии 


[A3] с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №  129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) в  связи с непредставлением заявителем определенных указанным законом,  необходимых для государственной регистрации документов (т.1, л.д. 100-101). 

Не согласившись с решением налогового органа, СНТ «Лилия»  обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по  Волгоградской области (далее – Управление). 

Решением Управления от 25.03.2021 жалоба товарищества оставлена без  удовлетворения. 

СНТ «Лилия», полагая, что решение Инспекции от 10.12.2020 об отказе  Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СНТ  «Лилия» в арбитражный суд с соответствующими требованиями. 

Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа  исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и  установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к  выводу об отказе удовлетворении заявленных требований, при этом исходили  из следующего. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов,  осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными,  если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  деятельности. 

Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в  государственной регистрации изменений в Устав СНТ «Лилия» в соответствии  с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №  129-ФЗ, послужил вывод регистрирующего органа о том, что в  представленном для государственной регистрации комплекте документов  содержится протокол № 32 очередного общего собрания членов СНТ «Лилия» 


[A4] в форме очно-заочного голосования от 18.07.2020, согласно которому  количество поступивших решений по вопросам повестки общего собрания  членов СНТ «Лилия» в форме очно-заочного голосования: 364 штуки, - число  голосов по которым составляет 560 (52,24%) из 1072 (100%) от членов СНТ  «Лилия» (с учетом решения Волжского городского суда по делу № 2-34/2020). 

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 17 Федерального закона от  08.08.2001 № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых  в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган  представляется подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 

В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные  документы юридического лица, соответствуют установленным  законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения,  содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и  соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о  внесении изменений в учредительные документы юридического лица. 

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ  установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о  юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные  документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется  подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме,  утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти. 

 В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют  установленным законодательством Российской Федерации требованиям и  содержащиеся в заявлении сведения достоверны. 

В силу пункта 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации  до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава  или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в 


[A5] Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный  государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые  предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в  указанный реестр. 

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в  ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения  обоснованных сомнений в их достоверности. 

В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона  от 08.08.2001 № 129-ФЗ, государственная регистрация не может быть  осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых  в ЕГРЮЛ. 

В случае если у регистрирующего органа имеются основания для  проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый  государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или  ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в  учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением  изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином  государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе  принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня  окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в  Единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один  месяц. 

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается  в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации.  При этом течение указанного срока прерывается. 

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от  08.08.2001 № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том  числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным  законом необходимых для государственной регистрации документов. 


[A6] При принятии решения о государственной регистрации на  регистрирующий орган возложена обязанность по проведению мероприятий,  направленных на установление факта наличия либо отсутствия  предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ  оснований для отказа в государственной регистрации, то есть обязанность по  проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для  отказа в государственной регистрации. 

 Представление документов, содержащих недостоверные сведения,  следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган  документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для  отказа в государственной регистрации юридического лица на основании  подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ  от 13.10.11 № 7075/11. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, вместе с  заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в  учредительные документы товарищества – устав (форма № 13001)  СНТ «Лилия» представлен протокол очередного общего собрания членов СНТ  «Лилия» от 18.07.2020 № 32, согласно которому количество поступивших  решений по вопросам повестки общего собрания членов СНТ «Лилия» в  форме очно-заочного голосования: 364 штуки, - число голосов по которым  составляет 560 (52,24%) из 1072 (100%) от членов СНТ «Лилия» (с учетом  решения Волжского городского суда по делу № 2-34/2020). 

 К данному протоколу прилагались также решения в письменной форме  по вопросам повестки общего собрания членов товарищества. Довод  Общества, изложенный в жалобе, о том, что суду предоставлен протокол № 32  без приложений, опровергается материалами дела. 

Вместе с тем, регистрирующий орган не оспаривает тот факт, что в  инспекцию поступили все документы, указанные в расписке о получении  документов (т.1, л.д. 105), однако представленный СНТ протокол очередного 


[A7] общего собрания членов СНТ «Лилия» от 18.07.2020 № 32 содержит  недостоверные сведения, в связи с чем оценено инспекцией как  непредставленное в регистрирующий орган. 

Согласно сведениям, содержащимся в Приложении № 1 к Протоколу №  32 от 18.07.2020, количество голосов (560) определялось членами  Товарищества при подсчете по формуле: площадь участков/600, с округлением  до целого значения. При этом некоторым членам СНТ «Лилия» принадлежало  более одного участка. 

Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа норм  Закона № 217-ФЗ, пришли к обоснованному выводу о том, что он не содержит  положений, согласно которым количество голосов на общем собрании членов  Товарищества пропорционально количеству участков, находящихся в их  собственности или пользовании. 

В соответствии с положениями Закон № 217-ФЗ каждый член  товарищества имеет один голос независимо от количества земельных  участков, находящихся в его собственности или пользовании. 

Судами правомерно отмечено, что один человек может стать членом  Товарищества единожды, независимо от количества принадлежащих ему  участков и имеет один голос при голосовании 

Как установлено судами, из самого оспариваемого протокола № 30  очередного общего собрания членов СНТ «Лилия» от 21.04.2018 следует, что  на момент проведения собрания членами СНТ являются 1072 человека, реестр  членов СНТ, доказательств исключения из членов товарищества ответчиком  не представлено, следовательно, суды пришли к выводу, что кворум  составляет 567 человек. 

На основании вышеизложенного, регистрирующим органом сделан  правомерный вывод о том, что представленный в пакете документов Протокол   № 32 очередного общего собрания членов СНТ «Лилия» содержит  недостоверные сведения (не соблюден кворум) и с учетом правовой позиции, 


[A8] изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.11 № 7075/11,  считается непредставленным. 

При указанных обстоятельствах, вывод судов о том, что  регистрирующим органом 10.12.2020 принято законное решение № 3500988А  об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а»  пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением заявителем  определенных указанным законом необходимых для государственной  регистрации документов, является правомерным. 

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и  оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства,  правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных  требований. 

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении  норм материального права. 

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  административным органом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том  числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела. 

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального  или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных  судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их  основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к  компетенции суда кассационной инстанции. 

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм  процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для  отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при  рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено. 


[A9] При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает  оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2021 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.11.2021 по делу № А12-10353/2021 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные  статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин 

Судьи Л.Ф. Хабибуллин 

  А.Н. Ольховиков