ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-10567/2021 от 23.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12255/2021

г. Казань Дело № А12-10567/2021

30 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителей:

Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – Богородицкой Н.А. (доверенность от 02.03.2021),

публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – Шевченко Н.Г. (доверенность от 30.11.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021

по делу № А12-10567/2021

по иску Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557) к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) о взыскании неустойки по договору аренды,

УСТАНОВИЛ:

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым требованием к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС», общество) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 10.06.2019 № 20л-4/2019 в размере 1 350 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Комитета, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, считает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.

В отзыве на кассационную жалобу ПАО «ФСК ЕЭС» возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебном заседании 16.12.2021 объявлен перерыв до 22.12.2021 14 часов 10 минут, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.

Впоследствии в судебном заседании 22.12.2021 объявлен перерыв до 23.12.2021 11 часов 50 минут, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ПАО «ФСК ЕЭС» возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между Комитетом (арендодатель) и ПАО «ФСК ЕЭС» (арендатор) заключен договор аренды от 10.06.2019 № 20л4/19, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 6,1752 га, местоположение: Волгоградская область, Городищенский район, Волгоградское лесничество, Городищенское участковое лесничество, квартал В24, части выделов 4,3,4,5,6, квартал В26, части выдела 1, кадастровые номера 34:03:200008:390, 34:03:200008:392

В соответствии с пунктом 1.2 договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Подпунктом «г» пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

В силу подпункта «б» пункта 4.2 договора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю 150 000 руб. за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.

Срок его действия договора 3 года (по 22.05.2020) (пункт 6.1 договора).

Приказом Комитета от 03.07.2019 № 1860 утверждено положительное заключение на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду по договору (срок действия заключения установлен на срок действия проекта освоения лесов - до окончания срока действия договора аренды (по 09.05.2020).

Между Комитетом и ПАО «ФСК ЕЭС» заключено дополнительное соглашение от 08.05.2020 № 1 к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен на 236 дней.

Впоследствии сторонами заключено заключили дополнительное соглашение от 30.12.2020 № 2 к договору аренды о продлении срока действия договора на 362 дня.

Письмом от 26.02.2021 Комитет уведомил ПАО «ФСК ЕЭС» о том, что в связи с продлением срока действия договора аренды и окончанием срока действия предыдущего проекта освоения лесов ответчику необходимо принять меры к разработке и представлению в Комитет для проведения государственной экспертизы нового проекта освоения лесов.

Комитет направил в адрес общества претензию с требованием в течение 14 дней оплатить неустойку за период с 10.05.2020 по 10.02.2021 в сумме 1 350 000 руб., начисленную в связи с использованием обществом лесного участка без проекта освоения лесов.

Неисполнением обществом требований, изложенных в претензии, послужило Комитету основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 329, 330, 432, 606, 607, 608, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 25, 72, 73, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), принимая во внимание содержание дополнительного соглашения от 08.05.2020 № 1, установив, что в соответствии с пунктом 30 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов в отношении видов его использования, установленных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, составляется однократно и действует в течение всего срока действия договора аренды, учитывая, что ПАО «ФСК ЕЭС» лесной участок предоставлен по договору аренды для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, и обществом был составлен проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.

Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 ЛК РФ).

В силу частей 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее – Приказ от 29.02.2012 № 69).

Пунктом 28 Приказа от 29.02.2012 № 69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа).

Согласно пункта 30 Приказа от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, действующим до 31.12.2020, срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513, действующим с 01.01.2021.

Таким образом, указанными действующим законодательством предусмотрено, что проект освоения лесов для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, составляется однократно и действует в течение всего срока действия договора аренды лесного участка, предоставленного для этих целей, при этом положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Из анализа материалов дела следует, что по договору аренды от 10.06.2019 № 20л4/19, ПАО «ФСК ЕЭС» в аренду предоставлен лесной участок площадью 6,1752 га, местоположение: Волгоградская область, Городищенский район, Волгоградское лесничество, Городищенское участковое лесничество, квартал В24, части выделов 4,3,4,5,6, квартал В26, части выдела 1, кадастровые номера 34:03:200008:390, 34:03:200008:392 в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для комплексной реконструкции ВЛ 220 кВ Волга-Заливская с реконструкцией ПС 220 кВ Заливская.

Приказом Комитета от 03.07.2019 № 1860 утверждено положительное заключение на проект ПАО «ФСК ЕЭС» освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду по договору аренды от 10.06.2019 № 20л4/19.

Таким образом, обществом был разработан проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный ему по договору аренды от 10.06.2019 № 20л4/19, для вида использования лесов, определенных статьей 45 ЛК РФ, который получил положительное заключение государственной экспертизы, и данный проект освоения лесов действует до истечения срока действия договора аренды.

Стороны заключили дополнительное соглашение от 08.05.2020 № 1 к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен на 236 дней, впоследствии дополнительным соглашением от 30.12.2020 срок действия договора продлен на 362 дня.

Судами правомерно отмечено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность арендатора разрабатывать новый проект освоения лесов при продлении срока действия договора аренды.

Кроме того, условие о нарушении срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы было предусмотрено Типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».

Указанным типовым договором аренды (единым для всех видов использования лесов) был предусмотрен подпункт «г» пункта 12, устанавливающий обязанность арендатора представить арендодателю проект освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (то есть на следующий срок).

Между тем данное условие типового договора в части обязанности представления проекта освоения лесов не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия предыдущего проекта являлось редактируемым и подлежало исключению в случае предоставления лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте «г» пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.

В развитие пункта 33 Приказа от 29.02.2012 № 69, Федеральным агентством лесного хозяйства в письме от 16.08.2013 № ИК?03-27/8209 даны разъяснения, в частности перечислены случаи, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, не является исчерпывающим, в ряде случаев в проект освоения лесов требуется внесение изменений, которые не влекут за собой изменение лесохозяйственного регламента или договора аренды, в таких случаях не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к проекту, не установлен запрет на предоставление только части проекта, которая вносит в него изменения.

При разрешении спора судебные инстанции правомерно исходили из того, что в данном случае изменения в лесохозяйственных регламентах лесничества не вносились, таким образом, оснований для разработки и подготовки нового проекта освоения также не имелось, срок его действия определялся сроком действия соответствующего договора.

Из буквального толкования подпункта «б» пункта 4.2 договора, следует, что исключительно за нарушение срока разработки (в течение 6 месяцев со дня заключения договора) и представления проекта освоения леса для проведения государственной экспертизы предусмотрена неустойка.

Судебные инстанции правомерно исходили из того, что в данном случае неустойка обеспечивает исключительно предоставление основного проекта необходимого после заключения договора, в связи с чем требования Комитета о взыскании неустойки не могут быть применены к случаям, связанным с внесением изменений в проект освоения.

Поскольку действующий проект освоения признается действующим, а условия договора не предусматривают срок и неустойку для внесения изменений в отдельные положения к проекту, оснований для взыскания санкций не имеется.

При этом уполномоченный орган не привел правовую аргументацию о необходимости внесения изменений в проект исключительно по основанию изменения срока действия договора аренды, поскольку цели и виды освоения лесов соответствуют действующему лесохозяйственному регламенту, лесному плану субъекта РФ.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с ПАО «ФСК ЕЭС» неустойки, предусмотренной подпунктом «б» пункта 4.2 договора аренды от 10.06.2019 № 20л4/19.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом оценки судов двух инстанции и правомерно отклонены ими, как основанные на неправильном толковании норм, регулирующие спорные правоотношения.

С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, установив, что проект освоения лесов в отношении видов его использования, составляется однократно и действует в течение всего срока действия договора аренды, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания неустойки.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу № А12-10567/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Петрушкин

Судьи В.А. Карпова

Ф.В. Хайруллина