ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-11017/17 от 13.09.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-11017/2017

14 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2017 года по делу № А12-11017/2017 (судья Пономарева Е.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральной антимонопольной службе (ИНН <***>, ОГРН <***>), комитету тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия;

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград»:

- ФИО1, действующий на основании доверенности от 03.10.2016 № юр – 1300/16, выданной по 31.12.2017,

- ФИО2, действующий на основании доверенности от 16.06.2017 № юр – 343/16, выданной сроком на один год.

от Федеральной антимонопольной службы:

- ФИО3, действующая на основании доверенности от 18.08.2017 №57084/17, выданной сроком на один год,

- ФИО4, действующая на основании доверенности от 30.06.2017 №44566/17, выданной сроком на один год,

- ФИО5, действующая на основании доверенности от 09.01.2017 №106/17, выданной сроком на один год.

от Комитета тарифного регулирования Волгоградской области – ФИО6, действующая на основании доверенности от 17.01.2017 №5, выданной сроком на один год

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» (далее- ООО «Газпром газораспределение Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия комитета тарифного регулирования Волгоградской области, выразившегося в непредставлении в Федеральную антимонопольную службу заключения об обоснованности предложений общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» в отношении установления тарифов на транспортировку газа, о признании незаконным бездействия Федеральной антимонопольной службы, выразившегося в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» об установлении тарифа на транспортировку газа в установленный законом срок.

В порядке восстановления нарушенного права общество просило обязать комитет тарифного регулирования Волгоградской области предоставить в Федеральную антимонопольную службу заключение об обоснованности предложений общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград», осуществляющего услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в рамках поданного заявления от 19.12.2016; обязать Федеральную антимонопольную службу вынести решение об установлении тарифа на транспортировку газа в рамках поданного обществом с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» заявления от 19.12.2016.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2017 года в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.

ООО «Газпром газораспределение Волгоград», не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратиллось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» является газораспределительной организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа конечным потребителям в границах Волгоградской области, включено в реестр субъектов естественных монополий под регистрационным номером 34.2.2 раздела II «Транспортировка газа по трубопроводам».

В связи с реорганизаций акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.11.2016 №1553/16 в реестр субъектов естественных монополий внесены соответствующие изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с заявлением от 19.12.2016 № АР-01/8805 о пересмотре тарифов на услуги заявителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям заявителя на 2017 - 2019 годы.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось также в комитет тарифного регулирования Волгоградской области с заявлением от 19.12.2016 № АР-01/8808 о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям заявителя на 2017 - 2019 годы с приложением расчетных и обосновывающих материалов для предоставления заключения об обоснованности предложений газораспределительной организации.

Полагая бездействие комитета тарифного регулирования Волгоградской области, выразившееся в непредставлении в Федеральную антимонопольную службу заключения об обоснованности предложений общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» в отношении установления тарифов на транспортировку газа, а также бездействие Федеральной антимонопольной службы, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» об установлении тарифа на транспортировку газа в установленный законом срок, незаконными, нарушающими права и законные интересы в предпринимательской деятельности, общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.

Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее — Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 №411-э/7, тарифы пересматриваются в течение периода их действия в связи с обращением субъекта регулирования в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования, или иных обоснованных причин. При этом в случае, если пересмотр тарифов не совпадает с моментом пересмотра оптовых цен на газ, пересмотр тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется при следующем пересмотре оптовых цен на газ.

Из материалов дела следует, что ФАС России по существу рассмотрено заявление ООО «Газпром газораспределение Волгоград» от 19.12.2016 № АР-01/8805 о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Газпром газораспределение Волгоград» ФАС России принято решение, изложенное в письме ФАС России от 17.04.2017 № АГ/25792/17.

С учетом норм абзаца четвертого пункта 26 Методических указаний, согласно которым пересмотр тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется при следующем пересмотре оптовых цен на газ, ФАС России проведен анализ представленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград» расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности заявителя, по результатам указанного анализа ФАС России сделан вывод о необходимости сохранения в 2017 году тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утвержденных приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-э/2 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» (далее — приказ ФСТ России № 117-э/2).

Таким образом, поскольку ФАС России рассмотрено по существу заявление ООО «Газпром газораспределение Волгоград» от 19.12,2016 МАР-01/8805 о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, по результатам рассмотрения указанного заявления принято решение, представленное в письме ФАС России от 17.04.2017 № АГ/25792/17, то факт бездействия ФАС России отсутствует.

Выводы заявителя о несоблюдении ФАС России порядка рассмотрения материалов, предоставляемых для установления (изменения) цен (тарифов), основаны на неправильном толковании норм материального права.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Газпром газораспределение Волгоград» ФАС России принято решение, изложенное в письме ФАС России от 17.04.2017 №АГ/25792/17.

Так, проведенный ФАС России анализ представленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград» расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности заявителя позволил сделать вывод о необходимости сохранения в 2017 году тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утвержденных приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-3-/2.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с разделом V «Порядок рассмотрения материалов, представляемых для установления (изменения) цен (тарифов)» Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее — Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021, в течение 40 рабочих дней с даты получения заявления об изменении цен (тарифов) на заседании правления регулирующего органа (ФАС России) принимается решение именно об установлении или изменении цен (тарифов).

Действующее нормативное регулирование не предполагает того, чтобы решение об отказе в пересмотре цен (тарифов) также принималось на заседании правления регулирующего органа (ФАС России) в течение 40 рабочих дней с даты по ступ л ения заявления. Указанный вывод изложен в материалах правоприменительной практики, а именно в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.10.2015 по делу № А40-7369/2015.

При этом отсутствуют основания для применения предлагаемой заявителем аналогии закона, поскольку Основные положения содержат специальный порядок рассмотрения поступившего заявления об установлении (изменении) цен (тарифов).

Соответственно, решение ФАС России об отказе в пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград», изложенное в письме ФАС России от 17.04.2017 № АГ/25792/17, принято в нормативно установленном порядке.

В связи с изложенными в апелляционной жалобе доводами следует отметить, что заявленное ООО «Газпром газораспределение Волгоград» требование «об обязании ФАС России вынести решение об установлении тарифа на транспортировку газа» не соответствует предмету иска, заявленного именно к ФАС России «о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в нерассмотрении заявления ООО «Газпром газораспределение Волгоград» об установлении тарифа на транспортировку газа в установленный законом срок», поскольку рассмотрение вопроса о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления, предполагает изучение вопросов процессуального характера, то есть порядка и сроков рассмотрения поступившего заявления, а не рассмотрение обоснованности заявления ООО «Газпром газораспределение Волгоград» о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по существу.

Довод заявителя о том, что тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2018 год не был установлен приказом ФСТ России от 27.05.2014 № 117-э/2, не соответствует как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам материального права.

Согласно статье 23 Федерального закона от 31.03.1999 Ш 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.

При этом в соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 26 Методических указаний тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой, при этом календарная разбивка определяется в соответствии со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ, определяемым в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период. При этом тарифы утверждаются на срок не менее трех и не более пяти лет.

Следовательно, вопреки доводам заявителя, во-первых, установление календарной разбивки тарифов является не обязанностью, а правом федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, при этом календарная разбивка не ограничена возможностью дифференциации тарифов исключительно либо по месяцам, либо по полугодиям, либо по годам.

Во-вторых, календарная разбивка тарифов определяется в связи с продолжительностью действия прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи со сроками пересмотра регулируемых оптовых цен на газ.

В данном случае приказом ФСТ России № 117-э/2 утверждены действующие с 01.07.2014 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» на территории Волгоградской области.

Действие приказа ФСТ России № 117-э/2 распространяется на ООО «Газпром газораспределение Волгоград» как на правопреемника ОАО «Газпром газораспределение Волгоград». Заявитель в письме от 19.12.2016 № АР-01/8805 указывает, что 03.10.2016 в единый государственный реестр были внесены записи о реорганизации ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в форме преобразования в ООО «Газпром газораспределение Волгоград». Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Более того, пункт 16 Основных положений определяет, что в отношении организации, которая в порядке универсального правопреемства приобретает в полном объеме в текущем периоде регулирования права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, применяется тариф, установленный для реорганизованной организации. Следовательно, приказ ФСТ России № 117-э/2 устанавливает тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на территорий Волгоградской области.

Поскольку приказ ФСТ России № 117-э/2 не отменен и не признан недействующим и так как в нем не оговорен иной срок его действия, то срок действия тарифов на услуги по транспортировке газа, утвержденных данным приказом, составляет пять лет, при этом приложение № 3 к приказу ФСТ России № 117-э/2 устанавливает подлежащие применению с 01.07.2016 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям заявителя на территории Волгоградской области.

По истечении определенного статьей 23 Закона о газоснабжении срока действия тарифа, установленного приказом ФСТ России № 117-э/2, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» вправе в порядке, установленном пунктом 17 Основных положений, обратиться в ФАС России с заявлением об установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Доводы подателя жалобы о нерассмотрении заявления в том виде как оно заявлено не может быть принят во внимание , поскольку заявление рассмотрено и в изменении тарифа отказано.

Апелляционный суд считает, что фактически общество не согласно с результатом рассмотрения заявления , поскольку в обоснование своих требований в настоящем деле делаются ссылки на необходимость удовлетворения заявления о изменении тарифа., однако оспаривается бездействие. В качестве восстановления нарушенного права при обжаловании бездействия в решении суда надлежит указать о необходимости совершения действий предусмотренных процедурой. Вместе с тем отказ в удовлетворении заявления получен. Оснований для повторного рассмотрения этого же вопроса не имеется.

Кроме того заявитель обратился с самостоятельным заявлением в арбитражный суд, предметом которого является обжалование письма ФАС России от 17.04.2017 № АГ/25792/17.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных ООО «Газпром газораспределение Волгоград».

Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.

Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2017 года по делу № А12-11017/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи Ю.А. Комнатная

А.В. Смирников