ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-11272/14 от 04.12.2014 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                 Дело № А12-11272/2014

09 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кумылженском районе Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.06.2014 (судья Акимова А.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу №А12-11272/2014

по заявлению администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кумылженском районе Волгоградской области о признании недействительным решения от 19.03.2014 № 044/024/646-2013 в части доначисления страховых взносов в размере 24 950 руб., пени в сумме 1983 руб. и штрафа в сумме 4990 руб. 01 коп.,

УСТАНОВИЛ:

администрация Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кумылженском районе Волгоградской области (далее – Управление Пенсионного фонда, учреждение) о признании недействительным решения от 19.03.2014 № 044/024/646-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 24 950 руб., пени в сумме 1983,29 руб. и штрафа в сумме 4990,01 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014, заявление администрации удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом учреждение полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, а также допущены нарушения норм процессуального права.

Учреждением заявлено ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.

В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против доводов Управления Пенсионного фонда и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

На основании определения Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2014 произведена замена судьи Мухаметшина Р.Р., рассматривающего дело № А12-11272/2014, на судью Ольховикова А.Н.

Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка заявителя, в ходе которой было выявлено, что администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов в 2010 и 2011 годах премии, выделенные в виде субсидий из бюджета Волгоградской области работникам администрации за победу в областном конкурсе.

По результатам данной проверки вынесено решение от 19.03.2014 № 044/024/646-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 5589, 2 руб. Также учреждением начислены пени в размере 2547,97 руб. и предложено администрации уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 27 945,99 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением учреждения в части, администрация оспорила его в судебном порядке.

Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования и признали недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 19.03.2014 № 044/024/646-2013 в оспоренной части, придя к выводу о том, что спорная премия выплачена работникам вне рамок трудовых отношений и не подлежит обложению страховыми взносами.

При этом судами установлено, что постановлением главы администрации Волгоградской области от 23.12.2010 № 1947 учрежден ежегодный Волгоградский областной конкурс «Лучшая местная администрация года по работе с территориальным общественным самоуправлением».

Пунктами 6.2, 6.5 Положения о конкурсе, утвержденным настоящим постановлением, предусмотрены денежные премии главам муниципальных образований либо главам местных администраций, назначенных по контракту, а также работникам местных администраций, ставшим победителями конкурса, в установленных настоящим пунктом размерах.

Средства на награждение победителей конкурса предусматриваются в областном бюджете в виде субсидий бюджетам муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Волгоградской области.

В 2010 и 2011 годах работникам администрации произведены выплаты премий в связи с победой в конкурсе в размере 90 000 рублей по предписанию учредителя конкурса в силу постановления администрации Волгоградской области от 28.06.2010 № 293-п, постановления главы администрации Волгоградской области от 10.06.2011 № 614, постановления администрации Волгоградской области от 11.07.2011 № 359-п.

Выплата таких денежных премий не была регламентирована локальными нормативными актами администрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Суды обоснованно пришли к выводу о том, что в данном случае премию надлежит квалифицировать как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, так как выплата физическим лицам премии за победу в конкурсе, организованном администрацией Волгоградской области в 2010-2011 годах, осуществлена по предписанию учредителя конкурса, а не работодателя, и не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договорами.

Следовательно, такая выплата не может быть квалифицирована как доход, подлежащий обложению страховыми взносами, поскольку указанные денежные средства не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ. Данное обстоятельство исключает также возможность начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.

При таких обстоятельствах, суды правомерно признали недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 19.03.2014 № 044/024/646-2013 в оспоренной части.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к ответственности судом первой инстанции не установлено. Судом апелляционной инстанции данному обстоятельству дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу № А12-11272/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                         М.В. Егорова

Судьи                                                                                А.Н. Ольховиков

                                                                                           Л.Р. Гатауллина