АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10586/2023
г. Казань Дело № А12-11478/2023
08 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2023 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш., рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023
по делу № А12-11478/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (400066, <...>) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром трансгаз Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – Волгоградстат, административный орган) от 19.04.2023 № АЛ/2023-138 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 решение отменено, принят новый судебный акт, изменено постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 19.04.2023 № АЛ/2023-138 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в части назначения административного наказания, заменен административный штраф в размере 20 000 рублей на предупреждение.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель кассационной жалобы указал, что Росстат и его подразделения государственный контроль в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не осуществляют, в связи с чем применение статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не представляется возможным, поскольку статья предусматривает замену штрафа на предупреждение за правонарушение, выявленное в ходе государственного надзора.
Кассационная жалоба по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон по правилам главы 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение ООО «Газпром трансгаз Волгоград» положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон об официальном статистическом учете), пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение № 620), выразившееся в несвоевременном представлении субъектам официального статистического учета первичных статистических данных.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» 18.04.2023 составлен протокол № 05-56 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 19.04.2023 № АЛ/2023-138 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпром трансгаз Волгоград» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В силу части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учете респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
В силу пункта 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 18.10.2021 № 712 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством энергетики Российской Федерации федерального статистического наблюдения за технико-экономическими показателями работы электростанций» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 4.1 «Сведения о работе тепловой электростанции», по которой ООО «Газпром трансгаз Волгоград» представляет сведения Министерству энергетики Российской Федерации по установленному им адресу не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что обществом нарушены требования действующего законодательства о порядке предоставления субъектам официального статистического учета первичных данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.
Так, согласно информации, направленной Министерством энергетики Российской Федерации, ООО «Газпром трансгаз Волгоград» статистические данные за 2022 год по форме № 4.1 «Сведения о работе тепловой электростанции» в срок до 20.02.2023 не представило.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему соблюдению требований законодательства в области официального статистического учета, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном применении судом апелляционной инстанции положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отклоняются судом округа ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
При этом в КоАП РФ под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах (см., например, главу 23 и статью 28.3 КоАП РФ).
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. Таким образом, вопреки доводам административного органа в целях применения вышеприведенных положений понятия "государственный контроль (надзор)" и "муниципальный контроль" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая их только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что вменяемое правонарушение совершено обществом впервые, материалы административного дела не содержат сведений о привлечении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о возможности в рассматриваемом случае применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 по делу № А12-11478/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья И.Ш. Закирова