ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-11666/17 от 08.02.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-29159/2017

г. Казань                                                 Дело № А12-11666/2017

09 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Топорова А.В., Желаевой М.З.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «2ТВ» 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017 (судья Суханова А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)

по делу № А12-11666/2017

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «2ТВ» (ИНН 3444177816, ОГРН 1103444003288) к Волгоградской области в лице Комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области (ИНН 3460055950, ОГРН 1153443002063) о взыскании задолженности по возмещению затрат, с участием в деле в качестве третьих лиц: Комитета финансов Волгоградской области, г.Волгоград, Комитета информационной политики Волгоградской области, г.Волгоград,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «2ТВ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области (далее – Комитет) о взыскании 555 645 руб. 50 коп. задолженности по возмещению затрат, связанных с освещением деятельности политических партий региональным телеканалом.

Исковое заявление мотивировано наличием у Волгоградской области обязанности по возмещению понесённых Обществом затрат, неправомерным отказом в предоставлении субсидии на возмещение затрат, наличием у Общества права на получении субсидии в соответствии с нормативным актом субъекта федерации.

Определением от 11.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечён Комитет финансов Волгоградской области.

Комитет в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска, поскольку Комитет является ненадлежащим представителем ответчика по делу.

Определением от 26.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечён Комитет информационной политики Волгоградской области.

Комитет информационной политики Волгоградской области в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований Общества, поскольку заявление на получение субсидии представлено Обществом с нарушением установленного порядком срока, договор на предоставление субсидии с Обществом не заключался, имевшаяся перед Обществом задолженность взыскана судебными актами, в заявлении на предоставление субсидии указана иная сумма затрат.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано обращением Общества с заявлением о предоставлении субсидии с нарушением установленного порядка, недоказанностью наличие противоправности в действиях Комитета, предъявлением требований к ненадлежащему ответчику.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 решение суда первой инстанции от 03.07.2017 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Общество ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов. Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено, что на момент приёма заявлений о предоставлении субсидии в Комитете информационной политики имелись документы от 10.11.2015 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, Обществом было подано соответствующее заявление, первоначальное заявление Общества рассмотрено не было, субъектом федерации получены услуги Общества и не оплачены, Общество как региональный телеканал имеет право на получение субсидии.

Комитет в отзыве на кассационную жалобу просил оставить судебные акты без изменения, поскольку Обществом заявление подано с нарушением установленного порядка, договор с Обществом на предоставлении субсидии не заключался, ранее поданное заявление не может являться основанием для заключения договора.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Общества, отзыва Комитета на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

Статьёй 6 Закона Волгоградской области от 29.11.2010 №2123-ОД «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональным телеканалом и радиоканалом» предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом, в т.ч. связанных с обеспечением контроля за соблюдением указанных гарантий, осуществляется за счёт средств областного бюджета.

В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации статьи 6 Закона Волгоградской области от 29.11.2010 №2123-ОД, постановлением Правительства Волгоградской области от 29.01.2013 №32-П утверждён «Порядок предоставления субсидий за счёт средств областного бюджета на возмещение затрат, связанных с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом, региональным организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание» (далее – Порядок), устанавливающий процедуру предоставления субсидий за счёт средств областного бюджета.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что для предоставления субсидии региональная организация направляет в министерство по делам территориальных образований и информационной политики заявление о предоставлении субсидии по форме, утверждённой министерством по делам территориальных образований и информационной политики.

Заявление о предоставлении субсидии направляется в течение 7 дней со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте министерства печати и информации сообщения о приёме заявлений о предоставлении субсидии.

К заявлению прилагаются отчёт о произведённых региональной организацией затратах, связанных с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональным телеканалом (радиоканалом), а также перечень платёжных документов, подтверждающих произведённые региональной организацией затраты, связанные с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональным телеканалом (радиоканалом), по формам, утверждённым министерством по делам территориальных образований и информационной политики.

Предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого между министерством по делам территориальных образований и информационной политики и региональной организацией - получателем субсидии.

В договоре указывается согласие региональной организации - получателя субсидии на осуществление министерством по делам территориальных образований и информационной политики и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.04.2015 №354 Общество определено в качестве регионального телеканала, осуществляющего освещение деятельности политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе.

Общество в период с июня по октябрь 2015 года включительно осуществляло деятельность по освещению деятельности политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе.

Общество 10.11.2015 обратилось в Комитет информационной политики Волгоградской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат за октябрь 2015 года в размере 555 645 руб. 50 коп.

Данное заявление Общества уполномоченным органом рассмотрено не было.

Общество 04.12.2015 повторно обратилось в Комитет информационной политики Волгоградской области с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат за октябрь 2015 года в размере 555 645 руб. 50 коп.

Общество 29.02.2016 направило Губернатору Волгоградской области обращение с указанием на неисполнение обязанности по предоставлению субсидии на возмещение затрат за октябрь 2015 года.

В ответ на указанное обращение Общества Комитет информационной политики Волгоградской области указал на отсутствие оснований для предоставления субсидии в связи с подачей Обществом заявления с нарушением установленного порядка.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, судебные инстанции исходили из следующего.

Условия предоставления субсидии предусмотрены указанным выше Порядком.

В соответствии с Порядком и Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 19.11.2015 №243/1701-5 «Об учете объема эфирного времени, затраченного в течение октября 2015 года на освещение деятельности каждой политической партии, представленной в Волгоградской областной Думе, региональным телеканалом и радиоканалом» Комитетом информационной политики Волгоградской области 25.11.2015 издан приказ №208 «О возмещении региональным организациям, осуществляющим теле и (или) радиовещание, затрат, связанных с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом за октябрь 2015 года», которым утверждены сообщение о приёме заявлений о предоставлении субсидий за счёт средств областного бюджета на возмещение затрат за октябрь 2015 года, форма заявления о предоставлении субсидии, форма отчёта о произведённых затратах, форма перечня платёжных документов, подтверждающих произведённые затраты.

Данный приказ размещён на официальном сайте Комитета информационной политики Волгоградской области в сети Интернет.

Так же на официальном сайте Комитета информационной политики Волгоградской области в сети Интернет размещено Сообщение о приёме заявлений, в соответствии с которым срок, в течение которого осуществляется приём заявлений, определён с 26.11.2015 по 02.12.2015 включительно.

Как следует из материалов дела Общество с заявлением о заключении договора о возмещении затрат, понесённых в октябре 2015 года в сумме 550 522 руб. 56 коп. в Комитет информационной политики Волгоградской области обратилось 04.12.2015, то есть за пределами установленных пунктом 6 Порядка сроков, в связи с чем, соответствующий договор о предоставлении субсидии за счёт средств областного бюджета с Обществом заключён не был, субсидии не были предоставлены.

Судебными инстанциями дана надлежащая оценка доводам Общества о наличии в распоряжении Комитета информационной политики Волгоградской области документов о наличии затрат Общества в октябре 2015 года.

Как обоснованно указано судебными инстанциями, обращение Общества о предоставлении субсидии за октябрь 2015 года в сумме 555 645 руб. 50 коп., поступившее в Комитет информационной политики Волгоградской области 10.11.2015, подано до принятия Постановления Избирательной комиссии Волгоградской области №243/1701-5 «Об учёте эфирного времени, затраченного в течение октября 2015 года ....» и до издания Комитетом информационной политики Волгоградской области Приказа № 208 «О возмещении затрат... за октябрь 2015 года».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязанности заключения договора на получение субсидии из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.

При этом, предоставление субсидии в соответствии с нормативным актом субъекта федерации обусловлено обращением получателя субсидии в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с приложением подтверждающих документов с соблюдением требований, установленных порядком предоставления субсидии, то есть носит заявительный характер.

Как установлено судебными инстанциями, Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии с нарушением установленного порядка.

При этом, обращение Общества с заявлением 10.11.2015, в силу требований Порядка, не может быть рассмотрено как надлежащее обращение, поскольку подано до издания уполномоченным органом предусмотренного Порядком приказа.

Так же обоснованно судебными инстанциями указано на то обстоятельство, что требования общества фактически сводятся к оплате оказанных в октябре 2015 года услуг.

В то же время, оплата услуг в отсутствии государственного или муниципального контракта противоречит требованиям гражданского законодательства, поскольку услуги в данном случае оказывались для нужд субъекта федерации – Волгоградской области.

Указание в кассационной жалобе на наличие права требования вознаграждения за оказанные услуги в связи с тем, что оказание услуг являлось для Общества обязательным противоречит предъявленным Обществом по настоящему делу требованиям, поскольку требования заявлены об обязании предоставить субсидии, а не об оплате оказанных услуг.

Фактически доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судебных инстанций, повторяют ранее изложенные доводы, основаны на ошибочном толковании требований законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем, судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.

Поскольку основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют, расходы по государственной пошлине за её рассмотрение суд округа в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу № А12-11666/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.М. Сабиров

Судьи                                                                                    А.В. Топоров

                                                                                              М.З. Желаева