ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-12700/06 от 09.03.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2 тел.: (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

9 марта 2007года                                                                                                             Дело №А12-12700/06-С15

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе председательствующего: Петрушкина В.А. ,

судей: Цаплевой З.А., Меленьтевой Р.Р.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г.Волгоград,

на решение от «28» сентября 2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-12700/06-С15

по иску общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз», г.Волгоград, к Комитету бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области, г.Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, третьи лица: администрация Волгоградской области, г.Волгоград, администрация Светлоярского района Волгоградской области, р.п. Светлый Яр Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области, р.п. Светлый Яр Волгоградской области, Территориальное управление по Светлоярскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, р.п. Светлый Яр Волгоградской области, Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г.Волгоград, о взыскании 322505 руб. 77 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» (далее – ООО «Волгоградрегионгаз») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском  к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области о взыскании 322 505,77 рублей убытков, образовавшихся  по состоянию на 31.12.2004 вследствие неполучения причитающейся из федерального бюджета доли от стоимости поставленного газа гражданам, имеющим льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны».

Иск мотивирован следующими обстоятельствами.

В результате реализации газа населению, проживающему в <...>, в том числе и льготной категории граждан, у общества образовались выпадающие доходы, поскольку частичная оплата природного газа предусмотрена за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Определением суда первой инстанции от 19.09.2006 в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

В качестве третьих лиц привлечены: администрация Волгоградской области, администрация Светлоярского муниципального района, территориальное управление по Светлоярскому району Комитета бюджетно-финансовой политики, управление соцзащиты населения администрации Волгоградской области, территориальное управление по Светлоярскому району Управления соцзащиты населения Волгоградской области.

Решением суда первой инстанции от 28.09.2006 иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к комитету бюджетно-финансовой политики отказано.

Судебная инстанция исходила из доказанности размера выпадающих доходов, которые должны возмещаться за счет средств соответствующего бюджета, однако, поскольку надлежащего финансирования из бюджета Российской Федерации в форме субвенции не произведено, взыскание убытков подлежит с казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Управления федерального казначейства по Волгоградской области, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебное решение предлагается отменить со ссылкой на неполное выяснение обстоятельств, касающихся выделения субъекту Российской Федерации объема субвенции.

В отзывах Комитета бюджетно-финансовой политики Волгоградской области и Территориального управления Управления соцзащиты населения администрации Волгоградской области указывается, что потребность в объемах финансирования федеральных социальных программ превысила размер субвенции выделенных Волгоградской области из федерального бюджета.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса   Российской Федерации, в судебном заседании суда кассационной инстанции был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 09.03.2007, после окончания которого судебное заседание продолжено.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению в силе.

ООО «Волгоградрегионгаз», осуществляющее деятельность на рынке по поставке природного газа, предоставляло услуги, в том числе льготным категориям потребителей – ветеранам и инвалидам.

В результате предоставления социальных льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 №1235, Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ ( в редакции от 19.12.2005), ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, проживающим в <...>, у общества образовались убытки в размере доли, подлежащей возмещению за счет бюджетных средств.

Объем оказанных услуг и размер доходов, подлежащих компенсации, подтвержден списками льготной категории граждан, проживающих в данной местности, актами сверок по состоянию на 01.01.2005, 01.03.2006, 01.06.2006, подписанными ТУ Светлоярского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики, администрацией Светлоярского района и не оспаривается ответчиками.

Данные обстоятельства и явились основанием для обращения общества с иском о возмещении публично-правовым образованием убытков, образовавшихся вследствие неполучения доли от стоимости поставленного природного газа гражданам, имеющим льготы в силу федерального закона.

Удовлетворяя требования, судебная инстанция обоснованно исходила из следующего.

Российская Федерация, установив законодательными актами о социальной защите инвалидов льготы в виде 50 процентной оплаты коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность возмещения энергоснабжающим предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.

Однако порядок возмещения расходов Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утвержден.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации предприятию указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием госорганов.

В результате предоставления названных льгот истцом недополучена сумма 322 505 рублей 77 копеек, которая согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и предъявлена обществом к взысканию.

Из федерального бюджета по коду экономической классификации 130210 Волгоградской области выделено 131 239 500 рублей, в том числе по взаимным расчетам в другие бюджеты, тогда как на реализацию Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 выделение денежных средств в 2004 году в порядке субвенции не производилось.

При оценке и определении публично-правового образования, которое несет ответственность за реализацию законов о социальной защите ветеранов судебная инстанция обоснованно руководствовалась статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса и пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23, в котором даны официальные разъясненения относительно реализации льгот, установленных федеральным законом.

Учитывая, что размер выпадающих доходов подтвержден документально, сторонами не оспаривается, арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, поскольку субвенции в объемах, достаточных для реализации социальной защиты ветеранов в бюджет Волгоградской области выделено не было.

Принимая Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» государство не отменило и не приостановило действие Федерального закона «О ветеранах»и Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 №1235, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от «28» сентября 2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-12700/06-С15 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                                В.ФИО1

Судьи                                                                                                                                   З.ФИО2

                                                                                                                                                Р.Р.Меленьтева