ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-1327/10 от 01.04.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А12-1327/2010

05 апреля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,

судей Баширова Э.Г., Махмутовой Г.Н.,

при участии представителей:

ответчика – ФИО1 (доверенность от 30.12.2009 № 6209),

в отсутствие:

заявителя – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) администрации Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2010 (судья Романов С.П.)

по делу № А12-1327/2010

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Комитету природных ресурсов и охране окружающей среды (Облкомприрода) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Комитета природных ресурсов и охране окружающей среды (Облкомприрода) (далее – Комитет) от 28.12.2009 № 22/1434-12-09 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 26.01.2010 Арбитражного суда Волгоградской области заявленное требование удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Обжалуя решение суда в кассационном порядке Комитет просит его отменить. Отмечается, что процедура привлечения к административной ответственности не была нарушена. Предпринимателем не организован и не ведется в установленном порядке учет образовавшихся отходов. В этой связи в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Проверив законность обжалуемого судебного акта судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела 28.12.2009 Комитетом вынесено постановление № 22/1434-12-09 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ.

Основанием для вынесения названного постановления послужила проведенная прокуратурой Дзержинского района города Волгограда проверка, по результатам которой прокурором 15.12.2009 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

Согласно постановлению прокурора от 15.12.2009 в 8 часов 30 минут установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по продаже колбасных изделий в киосках, расположенных по ул. Краснополянской (возле открытой торговой площадки) и ул. 8-й Воздушной армии (угол дома № 48) города Волгограда. В результате которой, образуются отходы 1 – 4 классов опасности, в том числе: ртутные лампы, мусор от бытовых помещений, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.

При этом предприниматель не составил паспорт на опасные отходы, не обеспечил их учет и профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами.

В связи с этим, административный орган пришел к выводу о нарушении предпринимателем требований статьи 11, части 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Прокурор вправе возбудить дело по любому административному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, в том числе, место, время совершения и событие вменяемого административного правонарушения.

Предприниматель не составил паспорт на опасные отходы, не обеспечил их учет и профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что основанием для вынесения постановления прокурора от 15.12.2009 послужили объяснения предпринимателя, представленные им в помещении районной прокуратуры.

Из материалов административного дела не усматривается доказательств непосредственного обнаружения и установления прокурором факта образования в результате осуществления деятельности иных отходов, на наличие которых имеется ссылка в постановлении, а также место и время их образования, сведения о чем, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, подлежат отражению в протоколе.

В связи с указанными обстоятельствами, суд правомерно пришел к выводу, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.12.2009 не отвечает требованиям статей 26.2 и 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, поскольку не содержит сведения о конкретном месте и времени совершения правонарушения.

Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении, в установленном Кодексом порядке должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, не установлены и не зафиксированы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности - малоопасные отходы, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.

Во исполнение Федерального закона № 89-ФЗ Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от 02.12.2002 № 785 утвердило паспорт опасного отхода и инструкцию по его заполнению.

Судом правомерно указано, что в рассматриваемом случае, материалы административного дела не содержат сведений, подтверждающих наличие у предпринимателя на момент проверки отходов в виде ртутных ламп, утративших свои потребительские свойства и доказательств образования таких отходов в результате осуществления деятельности. Кроме того, согласно объяснению предпринимателя (л.д. 32) вывоз мусора от производственной деятельности производится обществом с ограниченной ответственностью «Ансей – ВМК» на основании соответствующего договора с предпринимателем.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2010 по делу № А12-1327/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) администрации Волгоградской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Н. Афанасьев

Судьи Э.Г. Баширов

Г.Н. Махмутова