АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13654/2021
г. Казань Дело № А12-13569/2021
26 января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Вильданова Р.А., Королевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ключниковой М.Г.,
при участии в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 20.04.2021),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.10.2019),
в отсутствие:
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021
по делу № А12-13569/2021
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» о признании незаконным одностороннего изменения условий кредитного договора <***> от 09.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – ИП ФИО4, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» (далее – ПАО «Промсвязьбанк», ответчик) с требованием признать одностороннее изменение условий кредитного договора <***> от 09.09.2020 в части досрочного установления периода погашения незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021, в удовлетворении иска отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ИП ФИО4 просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между 09.09.2020 между ИП ФИО4 (заемщик) и ПАО «Промсвязьбанк» (кредитор) путем направления Заявления-оферты был заключен договор <***> об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования «Без бумаг 2.0».
На информационном сервисе ФНС России Заемщик был квалифицирован как соответствующий требованиям, предъявляемым к заемщику Постановлением от 16.05.2020 № 696.
В соответствии с пунктом 1.10.1 заявления-оферты заемщик ознакомлен и согласен с действующими на дату заключения договора кредита Правилами предоставления кредитов ПАО «Промсвязьбанк» в рамках кредитования на возобновление деятельности.
Согласно условиям заключенного кредитного договора истцу была предоставлена кредитная линия в размере 141 000 руб. на покрытие расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности истца, включая выплату заработной платы работникам истца в размере, не превышающем размер заработной платы, предусмотренный трудовыми договорами, а также погашение задолженности по процентам и по основному долгу по иным кредитным договорам (соглашениям), предусмотренным Правилами предоставления кредитов ПАО «Промсвязьбанк» по программе кредитования «Без бумаг 2.0».
Льготная процентная ставка установлена в размере 2% годовых.
Данная ставка действует на базовый период кредитования и в период наблюдения по договору.
Базовый период предусмотрен Правилами предоставления кредитов до 30.11.2020.
Период наблюдения предусмотрен Правилами предоставления кредитов с 01.12.2020 по 01.04.2021.
Период погашения транша установлен по 01.03.2021 при его наступлении по истечении базового периода и до 30.06.2021 при его наступлении по истечении периода наблюдения.
Стандартная процентная ставка предусмотрена в размере 12% годовых.
Согласно пункту 4.1 Правил период наблюдения по договору по окончании базового периода начинается в случае одновременного соблюдения следующих условий: численность работников заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составила 80 и более процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020; в отношении истца по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, деятельность истца не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и истец, являющийся индивидуальным предпринимателем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В адрес истца 30.11.2020 поступило уведомление, в котором ответчик указал на принятое решение о досрочном наступлении в отношении истца периода погашения по основанию, предусмотренному абзацем 2 пункта 4.1 раздела 4 Правил (снижение численности работников), на основании чего со счета истца в безакцептном порядке были списаны денежные средства в размере 4 214 руб.
Истец счел, что им соблюдены все условия кредитования, действия Банка по изменению условий Кредитного договора <***> от 09.09.2020 в части досрочного установления периода погашения являются неправомерными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В пункте 9 Правил № 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности, заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт «а»); получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2% годовых на базовый период кредитного договора, а также на период наблюдения по кредитному договору и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (подпункт «в»).
В абзацах 3 - 5 пункта 24 Постановления № 696 установлено, что (1) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и (2) в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России (письмо от 17.07.2020 № Д13и-22474) с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020.
Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Кредитный лимит был рассчитан Банком исходя из численности работников истца в три человека.
При этом для заключения кредитного договора банк не должен предварительно оценивать изменение численности работников заемщика. Оснований для отказа истцу в выдаче кредита у Банка не имелось.
Само по себе изменение численности работников организации не является основанием для отказа в выдаче кредита.
Численность работников на установленную дату используется для определения максимальной суммы кредитного договора.
По результатам проведенной банком проверки у истца произошло снижение численности сотрудников до двух человек.
Поскольку увольнение работника истца произошло 31.05.2020, судебные инстанции, руководствуясь пунктом 2.2 Постановления № 696, правильно установили, что в данном случае базовую численность следует определять по состоянию на 01.06.2020 (то есть за май 2020 г.).
Истец фактически требовал сравнить численность работников не на 01.06.2020, а на 01.07.2020 (30.06.2020).
Поскольку условия о численности работников заемщика в течение базового периода в размере 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 истцом не соблюдены, суды пришли к выводу, что перевод кредита по договору <***> от 09.09.2020 в статус погашения является правомерным, и отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в частности положений Постановления № 696.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судебных инстанций, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А12-13569/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.В. Александров
Судьи Р.А. Вильданов
Н.Н. Королева