ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-13733/20 от 30.11.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-13733/2020

02 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена «30»ноября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен «02»декабря 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2

апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2020 года по делу № А12-13733/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз» (Волгоградская обл., Городищенский р-н, р.п. Городище, ул. Гидротехническая, д. 21, ИНН 3443058982, ОГРН 1043400245008)

к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (г. Волгоград, пр-т им. В.И. Ленина, 102, ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557)

о признании недействительным приказа,

с привлечением в качестве заинтересованных лиц - Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Волгоград, ул. Ким, 8), Администрации Волгограда (г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ИНН 3444059139ОГРН 1023403433822), Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда (г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362)

при участии в судебном заседании представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Н.А. Богородицкой по доверенности от 15.04.2020 № 158, выданной сроком на 1 год,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз» обратилось (далее ООО «Волгоградский карьерный союз», Общество, ООО «ВКС») в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее Комитет) от 20.04.2020 N 714-ОД «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользования недрами ВЛГ 01339 ТЭ обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз»; об обязании Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2020 года приказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 20.04.2020 N 714-ОД «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользования недрами ВЛГ 01339 ТЭ обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз» признан недействительным. Суд обязал Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский карьерный союз».

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в рассматриваемом случае положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого приказа Комитета, не подлежат применению, посколькусрок действия лицензии на право пользования недрами ООО «Волгоградский карьерный союз» не истекал, досрочное прекращение права пользования недрами обществу осуществлено по иным основаниям, а именно по основаниям ч.4 ст. 21 Закона о недрах, в связи с неисполнением уведомления об устранении допущенных нарушений. Направленное в адрес Общества уведомление от 28.12.2019 об устранении допущенных нарушений не исполнено, правоустанавливающие документы на земельный участок не представлены. В настоящее время земельный участок, указанный Обществом при получении лицензии в 2006 году, изменен, не соответствует схеме расположения и границам земельного участка, арендные платежи, земельный налог Обществом не уплачиваются.

В судебное заседание явился представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.

Представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ходатайствует о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованно лица УФСБ по Волгоградской области, указывая на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица УФСБ по Волгоградской области, поскольку по информации Управления установлен факт нарушения, совершенного Обществом.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Судом апелляционной инстанции не установлено, что судебный акт по делу нарушает права УФСБ по Волгоградской области и может повлиять на права или обязанности УФСБ по Волгоградской области по отношению к одной из сторон.

Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованно лица УФСБ по Волгоградской области.

Представителем Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области заявлено ходатайство о выдаче заключения Волгоградской торгово-промышленной палатой указывая на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении указанного ходатайства.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку не представлено доказательств того, что Комитет самостоятельно обращался в Волгоградскую торгово-промышленную палату и ему было отказано.

Представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2020 года по делу № А12-13733/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Волгоградский карьерный союз» Территориальным агентством по недропользованию по Волгоградской области выдана лицензия на право пользования недрами ВЛГ N 01339 ТЭ, зарегистрированной в государственном реестре 05.09.2006 г. за N 1376/ВЛГ N 01339 ТЭ, со сроком действия до 30.09.2029 г. (т.1 л.д.16-17)

Для разведки и добычи строительных песков ООО «Волгоградский карьерный союз» согласно приложению № 2 к лицензии (т.1 л.д.18) предоставлен участок недр местного значения площадью 1,63 кв. км, расположенный в 3 км юго-западнее пос. Водострой г. Волгограда.

Комитетом в адрес Общества направлено Уведомление от 28.12.2019 за N 10-11-02/24836 о допущенных нарушениях условий лицензии и необходимости их устранения (т. 1 л.д. 25-26).

В Уведомлении Комитетом указано на невыполнение Обществом условий лицензии ВЛГ N 01339 ТЭ, а именно:

-ведение разработки Волгоградского месторождения строительных песков в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 57,7 га (в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:010017:6 площадью 7,9га),

-осуществление разработки Волгоградского месторождения строительных песков в нарушение проектной документации и плана развития горных работ на 2019 год, разработка месторождения одновременно в восточном и северном направлениях, том числе, с превышением высот добычных уступов.

В уведомлении указано, что порядок досрочного прекращения права пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 2,3,5,8 части 2 статьи 20 Закона определен частью 4 статьи 21 Закона «О недрах». Комитет указал, что решение о прекращении права пользования недрами будет принято по истечении трех месяцев со дня получения Обществом настоящего уведомления, при условии, если в указанный срок не представит доказательства устранения выявленных нарушений.

Указанное уведомление получено Обществом 03.01.2020г.

В связи с не устранением нарушений, указанных в уведомлении, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на основании части 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» принят приказ от 20.04.2020 N 714 -ОД "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ ООО «ВКС». Приказ от 20.04.2020 N 714-ОД содержит ссылки на пункты 2,3 части 2 статьи 20 и часть 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

ООО «Волгоградский карьерный союз» посчитало приказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 20.04.2020 N 714-ОД о досрочном прекращении права пользования участком недр, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на постановление Правительства РФ от 03.04.2020г. № 440, согласно которому, в 2020г. право пользования недрами не прекращается, в том числе, в связи с истечением, установленного в лицензии срока ее действия, в связи с чем, постановление не допускало возможность принятия уполномоченным органом в 2020г. решения о прекращении права пользования недрами, в том числе, на основании ч.4 ст. 21 Закона «О недрах». ООО «ВКС» до истечения предоставленного Комитетом срока предпринимало меры, направленные на устранение нарушений.

  Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Указанный Закон также определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.

Согласно положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 9 Закона о недрах право пользования недрами юридическими лицами и предпринимателями возникает при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. Следовательно, пользование недрами без специального разрешения является самовольным.

Меры ответственности за нарушение Закона о недрах предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами.

В соответствии с частью 1 статьи 2.3 названного Закона к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Статьей 9 Закона «О недрах» установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции – с даты вступления такого соглашения в силу.

Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в п. 1 ч. 1 ст. 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со статьей 6 Закона о недрах добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами.

Статьей 7 Закона «О недрах» определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 565-О указано, что часть вторая статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах» закрепляет основания (случаи), при которых право пользования недрами может быть прекращено (приостановлено, ограничено) органами, предоставившими лицензию.

В соответствии со статьей 20 Закона о недрах, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

Статьей 21 Закона определен порядок досрочного прекращения права пользования недрами.

Согласно ч.4 ст. 21 Закона в случаях, предусмотренных пунктами 2,3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Из материалов дела следует, что ООО «Волгоградский карьерный союз» Территориальным агентством по недропользованию по Волгоградской области выдана лицензия на право пользования недрами ВЛГ N 01339 ТЭ, зарегистрированной в государственном реестре 05.09.2006 г. за N 1376/ВЛГ N 01339 ТЭ, со сроком действия до 30.09.2029 г. ( т.1 л.д.16-17)

Для разведки и добычи строительных песков ООО «Волгоградский карьерный союз» согласно приложению № 2 к лицензии (т.1 л.д.18) предоставлен участок недр местного значения площадью 1,63 кв. км, расположенный в 3 км юго-западнее пос. Водострой г. Волгограда.

Комитетом в адрес Общества направлено Уведомление от 28.12.2019 за N 10-11-02/24836 о допущенных нарушениях условий лицензии и необходимости их устранения (т. 1 л.д. 25-26).

В Уведомлении Комитетом указано на невыполнение Обществом условий лицензии ВЛГ N 01339 ТЭ, а именно:

-ведение разработки Волгоградского месторождения строительных песков в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 57,7 га (в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:010017:6 площадью 7,9га),

-осуществление разработки Волгоградского месторождения строительных песков в нарушение проектной документации и плана развития горных работ на 2019 год, разработка месторождения одновременно в восточном и северном направлениях, том числе, с превышением высот добычных уступов.

В уведомлении указано, что порядок досрочного прекращения права пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 2,3,5,8 части 2 статьи 20 Закона определен частью 4 статьи 21 Закона «О недрах». Комитет указал, что решение о прекращении права пользования недрами будет принято по истечении трех месяцев со дня получения Обществом настоящего уведомления, при условии, если в указанный срок не представит доказательства устранения выявленных нарушений.

В связи с не устранением нарушений, указанных в уведомлении, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на основании части 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» принят приказ от 20.04.2020 N 714 -ОД "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ ООО «ВКС». Приказ от 20.04.2020 N 714-ОД содержит ссылки на пункты 2,3 части 2 статьи 20 и часть 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Основанием для прекращения права пользования явилось уведомление от 28.12.2019 за N 10-11-02/24836 содержащего ссылки на нарушения пунктов 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 и части 4 статьи 21 Закона о недрах, а именно:

-ведение разработки Волгоградского месторождения строительных песков в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 57,7 га (в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:010017:6 площадью 7,9га ),

-осуществление разработки Волгоградского месторождения строительных песков в нарушение проектной документации и плана развития горных работ на 2019 год, разработка месторождения одновременно в восточном и северном направлениях, том числе в превышением высот добычных уступов.

Уведомление комитета от 28.12.2019 г. N 10-11-02/24836 обществом получено 03.01.2020 г., следовательно, трехмесячный срок исполнения со дня получения уведомления, истекал 04.04.2020. Приказ N 714 -ОД "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ ООО «ВКС» принят 20.04.2020г.

Вместе с тем, 06.04.2020 вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», согласно п. 8 которого особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных федеральными законами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливаются согласно приложениям №№ 3 - 12.

На основании приложения № 4 «Особенность применения разрешительных режимов, предусмотренных Законом РФ «О недрах» в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением, установленного в лицензии срока ее действия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №557 в приложение №4 к постановлению внесены изменения, указанное в нем положение дополнено рядом положений, в том числе, в пункте 1 указано, что в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением, установленного в лицензии срока ее действия (за исключением прекращения по заявлению обладателя разрешения), в пункте 4 указано, что срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации «О недрах», в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г., продлевается на один год.

С учетом принятия постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» в 2020г. оснований для прекращения лицензии на право пользования недрами, не имелось (за исключением прекращения по заявлению обладателя разрешения).

Приложение №4 Постановления Правительства РФ №440 не содержит каких-либо исключений по применению его положений, а потому подлежит применению ко всем участникам данных правоотношений независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе наличия в действиях пользователя недр нарушения, носящего длительный характер и т.п.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее-Министерство) в письме от 08.07.2020 №11-50/8418-ОГ «О применении постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. №440», даны разъяснения, согласно которым, в приложении № 4 к постановлению № 440 указано, что в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе, в связи с истечением, установленного в лицензии срока ее действия (за исключением прекращения по заявлению обладателя разрешения). Таким образом, прекращение права пользования недрами по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 2 части 1, пунктами 7, 9 части 2 статьи 20 (по инициативе недропользователя) Закона «О недрах», не допускается. Кроме того, пунктом 4 установлена возможность для продления на один год срока устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренных письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с ч.4 ст. 21 Закона «О недрах», в случае, если сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020г.

Согласно пункту 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства. При этом пунктом 1 Положения установлено, что, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в том числе, включая недра и водные объекты.

Правильность применения судом положений Постановления Правительства РФ №440 в данном случае также подтверждается официальной позицией по этому вопросу Министерства, которое в соответствии с Положением о Министерстве (п.п. 1 и 5), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра), разработало проект приложения №4 к Постановлению Правительства РФ №440 и вправе давать разъяснения о применении вышеуказанного нормативного правового акта в указанной части.

Таким образом, положение постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» с 06.04.2020 не допускало возможность принятия уполномоченным государственным органом в 2020 году решения о прекращении права пользования недрами, в том числе на основании части 4 статьи 21 Закона «О недрах», между тем, оспариваемый приказ принят Комитетом 20.04.2020, то есть после вступления в законную силу нормативного правого акта, устанавливающего запрет на принятие такого решения.

На основании изложенного, довод Комитета о том, что постановление Правительства № 440 применяется только в случае истечения в 2020г. срока действия лицензии на право пользования недрами, является несостоятельным.

Ссылка Комитета на неоднократное нарушение Обществом требований законодательства при пользовании недрами, в рассматриваемом случае правового значения не имеет.

Комитет ссылается на то, что согласно Федеральному Закону № 98-ФЗ от 01.04.2020г. Правительство РФ в 2020г. вправе принимать решения, предусматривающие, в том числе, установление права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений, переоформления таких лицензий или разрешений, продление срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения. По мнению Комитета, Правительство РФ не обладало полномочиями по принятию указанных в Приложении № 4 положений.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанный нормативный правовой акт Правительства РФ вступил в законную силу, недействующим не признан и подлежит применению.

При указанных обстоятельствах, у Комитета в рассматриваемый период отсутствовали основания для вынесения приказа от 29.04.2020г. о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ ООО «Волгоградский карьерный союз» ИНН 3443058982 N 714-ОД.

Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что Общество до истечения предоставленного Комитетом срока, принимало меры к устранению выявленных нарушений.

В пределах трехмесячного срока, установленного уведомлением для оформления правоустанавливающего документа на земельный участок, обществу не представилось возможным во внесудебном порядке реализовать свое исключительное право, предусмотренное законом, на получение в аренду без проведения торгов земельного участка в целях пользования недрами в границах принадлежащего ему горного отвода и получить соответствующий правоустанавливающий документ на данный земельный участок от администрации Волгограда в лице департамента муниципального имущества в связи с отказами.

Распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 27.12.2019 №6138р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным №1-0-346 на кадастровом плане территории" ООО "ВКС" отказано в формировании земельного участка для добычи песка на Волгоградском месторождении по заявлению общества от 02.12.2019 г.

Распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 12.02.2020 №537р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным №1-0-351 на кадастровом плане территории" ООО "ВКС" отказано в формировании земельного участка для добычи песка на Волгоградском месторождении по заявлению общества от 14.01.2020 г.

Общество было вынуждено обратиться с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области об оспаривании указанных отказов органа местного самоуправления, судом по заявлению общества возбуждено производство по делу №А12-6160/2020.

Судом принято во внимание, что в связи с невозможностью получения в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, общество до истечения срока, установленного уведомлением, приняло решение (приказ №7-А от 03.04.2020) о приостановлении (прекращении) с 04.04.2020 работ, связанных с пользованием недрами, на Волгоградском месторождении (лицензия на право пользования недрами ВЛГ №01339 ТЭ) до получения ООО "ВКС" в аренду земельного участка, необходимого для добычи песка на указанном месторождении.

Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или не устранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок.

Как установлено судом, Комитет издал приказ о досрочном прекращении права пользования недрами по указанной лицензии без проведения проверки факта устранения или не устранения обществом выявленных нарушений условий лицензионного соглашения и требований технического проекта.

Приказом Комитета от 14.04.2015 г. №289 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению, государственной регистрации, выдаче, внесению изменений и дополнений, переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Волгоградской области, а также по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения на территории Волгоградской области (далее - Административный регламент), которым установлен порядок (процедура) по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения.

Согласно пункту 1.1 Регламента он представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной услуги.

Пунктом 3.4.5.8 Регламента установлено, что ответственный исполнитель в течение 7 дней с момента получения копии акта уполномоченного контрольного органа о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и представляет его председателю Комитета для принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).

В пункте 3.4.6.3 Регламента указано, что ответственный исполнитель, в случае если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Указанные положения Регламента основаны на требованиях части 4 статьи 21 Закона "О недрах", согласно которым решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Из указанных положений Регламента и Закона "О недрах" следует, что обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является наличие материалов проверки, подтверждающих устранение или неустранение пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении, в установленный срок, либо наличия объективных причин, независящих от воли недропользователя, невозможности устранения нарушений в трехмесячный срок. Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, обществом все работы по разработке Волгоградского месторождения строительных песков в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок прекращены с 03.04.2020, то есть, в рамках предоставленного ему срока.

В трехмесячный срок не устранено нарушение по оформлению правоустанавливающих документов на землю, при этом остальные нарушения, указанные в уведомлении устранены Обществом в срок.

Письмом от 12.03.2020г. № 171 Общество уведомило Комитет о невозможности устранения нарушения в срок по обстоятельствам, не зависящим от него, и сообщалось о принятых мерах по устранению нарушения.

Как установлено судом первой инстанции основанием для выдачи обществу лицензии на пользование недрами ВЛГ 01339 ТЭ, в том числе, послужили письмо Администрации Волгограда от 01.06.2004г. за №05и/783 и письмо комитета земельных ресурсов от 31.08.2006 г. за №7514, в которых они дали свое согласие на проведение деятельности по разведке и добыче строительных песков на рассматриваемом земельном участке и последующем его предоставлении.

Существенным условием лицензионного соглашения является начало добычи строительных песков на месторождении не позднее второго квартала 2007 г., выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность не позднее второго квартала 2008 г., то есть не соблюдение данного условия в силу пунктов 2 и 5 части 2 статьи 20 Закона "О недрах" также влекло досрочное прекращение права пользования недрами.

С целью выполнения условий лицензионного соглашения и требований законодательства общество на протяжении всего этого времени систематически и многократно обращалось в уполномоченные органы по вопросу оформления прав на земельный участок, участки, необходимые для проведения работ, связанных с добычей полезного ископаемого.

09.04.2007 общество обратилось в комитет информационной политики и строительных программ Администрации Волгограда за утверждением проекта границ земельного участка.

В ответ комитет информационной политики и строительных программ письмом от 12.10.2007 №6575-к сообщил, что для рассмотрения проекта границ земельного участка необходимо получить положительное решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям о возможности формирования земельного участка.

20.11.2007 Общество обратилось в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда по указанному вопросу.

11.02.2008 комитет по градостроительству и архитектуре сообщил, что для рассмотрения данного вопроса необходимо представить комплект документов в соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 11.06.2004г. №790.

05.03.2008 обществом сопроводительным письмом (вх. №1912) в комитет по градостроительству и архитектуре представлены все необходимые документы, по результатам рассмотрения которых только в июле 2008 г. Администрация Волгограда направила письмо, которым отказала в предоставлении земельного участка со ссылкой на генеральный план Волгограда, утвержденный 29.06.2007 г., которым на формируемом земельном участке (ранее согласованном Администрацией для целей недропользования до принятия генерального плана) предусматривается жилая застройка (градостроительное заключение №01-08-0099 от 17.03.2008г.).

Письмом от 15.06.2012 г. №ар7052-12 комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда отклонил от согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане в связи с необходимостью включения данного земельного участка в перечень участков недр местного значения.

Для исполнения указанного в письме требования общество обратилось в Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, который письмом от 03.08.2012 №10-10-08/4907 сообщил, что участок не подлежит включению в перечень участков недр местного значения Волгоградской области, так как он полностью предоставлен в пользование ООО "ВКС".

Письмом от 31.08.2012 №ар 10958-12 комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, рассмотрев повторно схему расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения карьера, вернул схему без согласования, так как заявленный земельный участок расположен в зоне планируемой жилой застройки (Ж5), установленной Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 №36/1087, регламентом которой не предусмотрено размещение предприятий IV класса опасности, к которым относится карьер. Формирование единого земельного участка не представляется возможным, так как он одновременно располагается на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, и земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, распоряжение которым осуществляет Мингосимущество Волгоградской области.

27.03.2013 общество обращалось к руководству Администрации Волгограда с письмом, в котором просило разобраться в сложившейся ситуации с выделением земельного участка при наличии у Общества всех ранее выданных согласований и лицензии на разработку месторождения.

В ответ на данное обращение Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда письмом от 04.07.2013 №ар9748-13 уведомил, что, учитывая прошедшее по указанному вопросу совещание, с учетом подготовленной документации по планировке территории комитет повторно рассмотрит откорректированную схему расположения земельного участка.

Письмом от 03.10.2013 №16841 Комитет земельных ресурсов Волгограда уведомил о том, что схема расположения земельного участка оставлена без рассмотрения, так как по вопросу предоставления земельного участка необходимо обратиться в Мингосимущество Волгоградской области, которому в соответствии с областным законом переданы все полномочия по распоряжению землей в г. Волгограде.

18.10.2013 общество обратилось в Мингосимущество Волгоградской области с заявлением (№21/14035-з) о предоставлении земельного участка. Обществу было отказано в предоставлении земельного участка.

20.02.2014 повторно обратилось в Мингосимущество Волгоградской области с заявлением (№21/1716-з) о предоставлении земельного участка с другой площадью.

18.04.2014 Мингосимущество письмом за №21-23/10924 отказало в формировании и предоставлении земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок располагается в зоне планируемой жилой застройки (Ж5), на часть заявленной территории постановлением Администрации Волгограда от 17.09.2013 №1549 утвержден проект планировки и межевания территории, которым предусмотрено размещение жилой застройки.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014 по делу №А12-18689/2014 принято к производству заявление общества об оспаривании решения Мингосимущества Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 18.04.2014 за №21-23/10924.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 14.11.2014 по делу №2-9735/2014, вступившим в законную силу, заявление Общества удовлетворено, признано недействующим решение Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. №36/1087 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" в части включения в территориальную зону планируемой жилой застройки (Ж5) части участка недр.

Проект планировки территории послужил основанием для формирования на территории участка недр в границах горного отвода и постановки на кадастровый учет 72 земельных участков.

В 2014 г. и в начале 2015 г. Мингосимущество Волгоградской области в рамках реализации закона Волгоградской области от 16 декабря 2011 г. N 2272-ОД "О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно и установлении предельных размеров таких земельных участков" предоставило гражданам в собственность 70 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также реализовало на аукционе 2 земельных участка площадью 79 052 кв.м., и площадью 31 956 кв. м. для размещения многоквартирных жилых домов, на территории горного отвода в отсутствие согласия Общества и разрешения Роснедра на его застройку.

Указанное постановление Администрации Обществом оспорено в рамках дела №А12-24157/2014 Арбитражного суда Волгоградской области.

В целях сохранения прав лиц, в том числе многодетных семей, на предоставленные им земельные участки в пределах горного отвода и реализации проекта планировки территории, несмотря на существенные убытки для Общества в виде потерь полезного ископаемого на указанной территории, по делу №А12-24157/2014 между Обществом и Администрацией Волгограда заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015г., по условиям которого, Общество выдает согласие на застройку части территории горного отвода.

Обществом данное условие мирового соглашения исполнено и Департаментом по недропользованию по Южному Федеральному округу (Югнедра) Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) выдано Администрации Волгограда разрешение № ВО-ЮФО-Ю- 32/503 от 02.03.2016 на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых № ВЛГ-3000046-ТПИ/3 в границах данного горного отвода, в связи с этим Обществом была утрачена возможность добычи полезного ископаемого на площади 147 753 кв.м., входящей в горный отвод.

В свою очередь Администрация Волгограда по условиям мирового соглашения обязалась в течение одного месяца с момента утверждения судом мирового соглашения принять постановление о внесении изменений в постановление Администрации Волгограда от 17.09.2013 г. № 1549 в части изменения границ проекта планировки в соответствии с согласованной сторонами схемой.

В связи с заключением мирового соглашения Общество заявило отказ от заявленных требований о признании незаконным решения Мингосимущества об отказе в предоставлении земельного участка по делу №А12-18689/2014, так как планируемый к образованию земельный участок включал территорию, на которой были предоставлены земельные участки для целей жилищного строительства.

Таким образом, в рамках арбитражного дела №А12-24157/2014 между Администрацией Волгограда и Обществом заключено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2015 (т.л.д.88-92), пунктом 6 которого предусмотрено, что Администрация Волгограда предоставляет Обществу земельный участок для целей недропользования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Условиями вышеуказанного утвержденного мирового соглашения земельный участок не идентифицирован, кадастровый номер участка, на каком праве он предоставляется, местоположение, условия и характеристики образования земельного участка, не указаны.

Общество в целях получения в аренду необходимых для недропользования земельных участков в границах горного отвода, за исключением той части горного отвода, на которую выдано Обществом согласие на застройку, обратилось с заявлениями от 20.07.2015 и от 03.09.2015 в департамент земельных ресурсов Администрации Волгограда •в порядке, предусмотренном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив все необходимые документы.

По результатам рассмотрения первого заявления Администрация Волгограда приняла постановление от 22.09.2015 №135, которым утвердила схему расположения земельного участка с учетным №1-18-978 проектной площадью 37488 кв.м., и предварительно согласовало его предоставление в аренду Обществу для целей недропользования.

В отношении данного земельного участка за счет Общества проведены кадастровые работы, участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 34:34:010017:1689.

16.10.2015 общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставление земельного участка площадью 37488 с кадастровым номером №34:34:010017:1689 в аренду для целей недропользования.

По результатам рассмотрения заявления Администрация Волгограда вынесла постановление от 09.12.2015 №1718 об отказе в утверждении схем расположения земельных участков с учетными №№1-18-979 (31314 кв.м.), 1-18-980 (26489 кв.м.), 1-18-981 (4804 кв.м.), 1-18-982 (8590 кв.м.) и 1-18-983 (3896 кв.м.) на кадастровом плане территории в целях недропользования.

Впоследствии Администрация Волгограда вынесла постановление от 15.01.2016 №33, которым в порядке самоконтроля отменила свое постановление от 22.09.2015 №135 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 37 488 кв.м, с учетным №1-18-978 и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка".

22.01.2016 общество обратилось с жалобой в прокуратуру Волгограда на указанные действия Администрации Волгограда. В адрес руководителя департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда прокуратурой направлено представление от 18.03.2016 №7-33-2016 с требованием об устранении нарушений закона, в котором действия органа местного самоуправления об отказе в утверждения схем расположения земельных участков и бездействие в не рассмотрении в установленный законом срок заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду признаны прокурором незаконными.

Постановлением от 25.02.2016 г. №270 Администрация Волгограда отказала Обществу в предоставлении земельного участка площадью 37488 с кадастровым номером №34:34:010017:1689, учетным № 1-18-978 в аренду без проведения торгов.

В целях защиты своих нарушенных прав общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании вышеуказанных постановлений Администрации Волгограда.

22.07.2016 Департамент земельных ресурсов Администрации Волгограда письмом за №14896 уведомил, что им по заявлению Общества подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка с учетным №1-18-1007 и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и направлен на утверждение в Администрацию Волгограда.

Администрацией Волгограда (ее структурными подразделениями) был разработан новый проект Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград (далее - ПЗЗ), которые были утверждены решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года.

02.12.2019 общество обратилось в департамент муниципального имущества Администрации Волгограда с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 27.12.2019 №6138р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным №1-0-346 на кадастровом плане территории" ООО "ВКС" отказано в формировании земельного участка для добычи песка на Волгоградском месторождении по заявлению общества от 02.12.2019 г., в том числе по основанию несоответствия формируемого земельного участка территориальному зонированию, установленному вновь принятыми ПЗЗ.

14.01.2020 общество повторно обратилось в департамент с заявлением и приложением к нему откорректированной схемы расположения земельного участка.

Распоряжением департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 12.02.2020 № 537р "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с учетным №1-0-351 на кадастровом плане территории" ООО "ВКС" отказано в формировании земельного участка для добычи песка на Волгоградском месторождении по заявлению общества от 14.01.2020 по тем же основаниям.

В Определении от 09.03.2017 N 565-О Конституционный Суд Российской Федерации пояснил, что решение о досрочном прекращении пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения. Такая мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.

Понятие существенного условия лицензия относится к числу оценочных, широко используемых в законодательстве, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение этого термина. На практике при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона N 2395-1, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.

Таким образом, при рассмотрении заявления о признании незаконным решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 судам необходимо исследовать фактические обстоятельства, объективно препятствовавшие заявителю исполнить лицензионные обязательства в сфере недропользования, а также все иные обстоятельства, на которые он ссылается, не ограничиваясь только лишь формальным установлением необходимых условий применения такой меры принуждения, и дать оценку данной мере на предмет ее соответствия требованиям справедливости, пропорциональности, соразмерности и адекватности ее применения допущенному нарушению, необходимости обеспечения защиты, баланса публичных и частных интересов в данной сфере правоприменения.

Права пользователей недр гарантируются порядком такого прекращения.

В указанных случаях данное право не прекращается автоматически сразу же после выявления соответствующего нарушения уполномоченным органом. Согласно части 4 статьи 21 Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято лишь по истечении трех месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях и при условии, что пользователь эти нарушения в указанный срок не устранил.

Уполномоченному органу следует исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения.

Лицензирующий орган при рассмотрении вопроса о прекращении права пользования недрами не может ограничиться формальным установлением факта нарушений, не исследуя всех фактических обстоятельств совершения данного нарушения в совокупности и взаимосвязи.

Нормы Закона N 2395-1, регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 данного Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр.

Доказательства о применении уполномоченным органом необходимой меры государственного принуждения с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, не представлены.

Оценивая обстоятельства дела, судебная коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает специальную правоспособность юридического лица, поскольку прекращает его право заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения.

Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Указание Комитетом на невыполнение обществом обязанностей недропользователя без исследования и установления существа нарушений, их последствий и предпринимаемых недропользователем мер по их устранению, не свидетельствует о применении уполномоченным органом необходимой меры государственного принуждения. Избранная мера государственного понуждения является крайней, подлежащей применению только в исключительных случаях.

Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого приказа недействительным.

Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2020 года по делу № А12-13733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи М.А. Акимова

С.М. Степура