ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-14006/2010 от 25.11.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А12-14006/2010

30 ноября 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Филимонова С.А., Афанасьева И.Н.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2010 (судья Селезнев И.В.)

по делу № А12-14006/2010

по заявлению открытого акционерного общества «Спецметаллресурс» об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе от 16.11.2009 № 5809556/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 700 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Спецметаллресурс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе (далее – РО ФСФР в ЮФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2009 № 5809556/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и наложении административного штрафа в размере 700 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2010 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней административный органпросит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили, поэтому в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной проверки заявителя по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации по раскрытию информации в сфере рынка ценных бумаг административным органом установлено, что общество в установленный срок, а именно – не позднее 02.07.2009 не опубликовало в ленте новостей сообщение о размещении на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года, чем нарушило требования пункта 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации).

По выявленному факту административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.09.2009 № 58-09-593/пр-ап по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Постановлением административного органа от 16.11.2009 № 5809556/пн общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным

Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований правильными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92, частью 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон № 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 93 Закона № 208-ФЗ закреплена обязанность акционерного общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 (далее – Положение о ФСФР), Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии с пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать, в частности, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Согласно пункту 8.1.2 Положения о раскрытии информации указанная обязанность возникает для открытого акционерного общества с момента его государственной регистрации.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н внесены изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Раздел 8.5 указанного Положения, изложенный в новой редакции, вступил в силу с 01.07.2009.

Как следует из пункта 8.5.1 Положения о раскрытии информации, акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Согласно пункту 8.5.3. Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2-х рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, – не позднее 2-х рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Заявитель в полном соответствии с изложенными выше нормами права 02.07.2009 опубликовал на своем сайте www.specmetall.ru в сети Интернет список афиллированных лиц, о чем сделал сообщение в новостном разделе указанного сайта. Данный факт административным органом не опровергается.

Установленная обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах за 2-й квартал 2009 года исполнена обществом надлежащим образом - текст списка аффилированных лиц общества размещен в сети Интернет в срок, не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

Данные обстоятельства материалами административного дела не опровергаются.

Из протокола об административном правонарушении от 21.09.2009 и оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 16.11.2009, обществу вменяется не факт нераскрытия или порядка раскрытия информации, то есть неразмещения в сети Интернет списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года, а факт не опубликования в ленте новостей сообщения о публикации на странице в сети Интернет указанного списка аффилированных лиц.

Такая обязанность установлена пунктом 8.5.5 Положения о раскрытии информации, согласно которому не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.

Приведенная норма, предусматривающая дополнительную кроме раскрытия акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц, обязанность публикации в ленте новостей также и сообщение о раскрытии этой информации, по мнению суда кассационной инстанции, в случае несвоевременного опубликования в ленте новостей такого сообщения не образует состав правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, поскольку названная правовая норма предусматривает административную ответственность лишь за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации).

В данном случае административным органом обществу претензии в части нераскрытия информации, порядка ее раскрытия (неопубликование в сети Интернет не позднее 2-х рабочих дней с даты окончания отчетного квартала), раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной информации или информации, вводящей в заблуждение, не предъявляются.

Как правомерно указано судом первой инстанции, Федеральной службой по финансовым рынкам России перечень агентств, в которых возможно опубликование списка аффилированных лиц, в установленном порядке не определен.

Как было указано выше, согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о раскрытии информации в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее – лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (далее – распространитель информации на рынке ценных бумаг), в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого в соответствии с настоящим Положением должно быть осуществлено такое опубликование.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент вступления в силу пункта 8.5.5 Положения, административным органом были официально определены информационные агентства, уполномоченные на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг.

Исходя из вышеизложенного коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с отсутствием вины общества в совершении выявленного правонарушения.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, выводы, содержащиеся в принятом по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта, из кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2010 по делу № А12-14006/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи С.А. Филимонов

И.Н. Афанасьев