ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-14011/17 от 16.01.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28429/2017

г. Казань                                                 Дело № А12-14011/2017

19 января 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Логинова О.В.,

судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2017,

ответчика – ФИО2, доверенность от 12.01.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Макаров И.А.)

по делу № А12-14011/2017

по заявлению публичного акционерного общества «Волгоградэнергосбыт», г. Волгоград (ОГРН <***>), к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» (далее – ПАО «Волгоградэнергосбыт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.03.2017 № 4-9.15-1814/00-21-16.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 признано незаконным и отменено постановление ФАС России от 07.03.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 4-9.15-1814/00-21-16 в отношении ПАО «Волгоградэнергосбыт» по статье 9.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 оставлено без изменения.

ФАС России, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель заявителя отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФАС России в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты), проанализированы сведения о средневзвешенных нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), представленные администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии гарантирующими поставщиками.

По результатам рассмотрения материалов, поступивших из Ассоциации «НП Совет рынка», о несоответствии средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и на мощность, ФАС России установлено, что гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт» в адрес администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии представлены недостоверные сведения о средневзвешенной нерегулируемой цене на электроэнергию по первой ценовой категории за октябрь 2016 года, средневзвешенные нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность), рассчитанные гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт» на октябрь 2016 года, превышают средневзвешенные нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, которые определяются коммерческим оператором для соответствующего гарантирующего поставщика за соответствующий расчетный период, однако превышение средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) гарантирующего поставщика ПАО «Волгоградэнергосбыт» над средневзвешенными нерегулируемыми ценами на электрическую энергию (мощность), рассчитанными коммерческим оператором, Основными положениями не предусмотрено.

Усмотрев нарушение обществом требований, установленных Стандартами, в части соблюдения порядка раскрытия информации, 24.01.2017 ФАС России в отношении ПАО «Волгоградэнергосбыт» составлен протокол № 4-9.151814/00-21-16 об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ.

07.03.2017 ФАС России вынесено постановление № 4-9.15-1814/00-21-16 о привлечении ПАО «Волгоградэнергосбыт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Полагая, что данное постановление административного органа является незаконным, ПАО «Волгоградэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Оспариваемым постановлением в качестве противоправного деяния (бездействия), образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, обществу вменено несоблюдение требований Стандартов в части порядка раскрытия информации.

Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Как установлено судами, постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12.10.2006 № 15/2 ПАО «Волгоградэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Волгоградской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Подпунктами «б» и «в» пункта 22 Стандартов предусмотрено, что гарантирующие поставщики раскрывают информацию о предельных уровнях нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствующем расчетном периоде, дифференцированные по ценовым категориям, в том числе следующие составляющие расчета предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для первой ценовой категории, учтенные гарантирующим поставщиком при расчете указанного предельного уровня, а также составляющие расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), учтенные гарантирующим поставщиком при расчете предельных уровней нерегулируемых цен для первой - шестой ценовых категорий и нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (ставки нерегулируемых цен) для первой - шестой ценовых категорий:

средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории;

средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке;

средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке;

коэффициент оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории;

объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке;

величина мощности, соответствующей покупке электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

суммарная величина мощности, оплачиваемой потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям;

объем потребления мощности населением и приравненными к нему категориями потребителей;

фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке;

объем покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

суммарный объем потребления электрической энергии потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям, в том числе суммарный объем потребления электрической энергии в отношении потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток;

объем потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей;

величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), связанная с учетом данных, относящихся к предыдущим расчетным периодам (при наличии такого изменения);

причины изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), связанного с учетом данных, относящихся к предыдущим расчетным периодам (при наличии такого изменения).

Согласно пункту 22(2) Стандартов, информация, указанная в подпунктах «б» и «в» пункта 22 Стандартов, подлежит направлению гарантирующими поставщиками администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в порядке, предусмотренным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее ‑ Основные положения).

В соответствии с пунктом 98 Основных положений гарантирующий поставщик направляет коммерческому оператору оптового рынка в срок, не превышающий 16 дней со дня окончания расчетного периода, в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, заключенным гарантирующим поставщиком, являющимся участником оптового рынка, или в порядке, установленном в соглашении об информационном обмене, заключенном для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, следующую информацию:

средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемой цены для первой ценовой категории;

составляющие расчета средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии (мощности) по первой ценовой категории, указанные в пункте 88 Основных положений;

информация о данных, которые относятся к предыдущим расчетным периодам и учитываются в случаях, предусмотренных Основными положениями, при определении средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) в отношении потребителей (покупателей), выбравших для расчетов первую ценовую категорию, а также о причинах, вызвавших необходимость такого учета;

предельные уровни нерегулируемых цен для первой - шестой ценовых категорий;

составляющие предельных уровней нерегулируемых цен электрической энергии (мощности), использованные гарантирующим поставщиком при расчете предельных уровней цен за расчетный период для первой - шестой ценовых категорий;

нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) (ставки нерегулируемых цен) для первой - шестой ценовых категорий в рамках соответствующих предельных уровней (ставок предельных уровней).

По мнению антимонопольного органа, ПАО «Волгоградэнергосбыт», направив в адрес администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии недостоверные сведения о средневзвешенной нерегулируемой цене на электроэнергию по первой ценовой категории за октябрь 2016 года, нарушило порядок раскрытия информации, установленный Стандартами.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлены обстоятельства, позволяющие установить событие административного правонарушения.

Как верно указали суды, в оспариваемом постановлении не описано, какие именно сведения о ценах по данным общества являются недостоверными, не установлены достоверные сведения о средневзвешенной нерегулируемой цене на электроэнергию по первой ценовой категории за октябрь 2016 года, а также средневзвешенные нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, которые определяются коммерческим оператором, следовательно, невозможно установить по каким признакам административный орган сделал выводы о том, что одни показатели общества недостоверны, а другие завышены.

Кроме того, диспозиция статьи 9.15 КоАП РФ предусматривает ответственность в случае нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации либо по письменному запросу заинтересованных лиц.

Доказательства того, что до фиксации факта правонарушения администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии либо иные лица осуществляли запрос вышеуказанной информации у общества, либо информация была размешена в печатных изданиях, в электронных средствах массовой информации в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы судов о том, что в рассматриваемом случае антимонопольным органом не доказаны событие, состав вменяемого правонарушения, в связи с чем основания для привлечения ПАО «Волгоградэнергосбыт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, отсутствуют.

Доводы антимонопольного органа о том, что требования статьи28.2 КоАП РФ при составлении протокола соблюдены, раскрыты все фактически данные, событие и признаки выявленного правонарушения, в материалах дела имеются данные о достоверном показателе СВНЦ, а у ФАС России отсутствуют полномочия по расчету СВНЦ на рынке электрической энергии, в материалы дела представлено письмо общества от 12.01.2017 № 10/1, в котором заявитель признает факт несоответствия направленных им данных, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил, поскольку не свидетельствуют о наличии в действиях общества, выразившихся в направлении в адрес администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, по мнению антимонопольного органа недостоверных сведений, состава административного правонарушения, предусмотренного именно статьей 9.15 КоАП РФ, согласно которой ответственность применяется за нарушение установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации, а не за представление недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах суды, исходя из положений части 4 статьи 210 АПК РФ, согласно которой по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, сделали обоснованный вывод о том, что административный орган не доказал правомерность оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.

Изложенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме, подлежат отклонению, поскольку не опровергают мотивированные выводы судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств по делу, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу № А12-14011/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   О.В. Логинов

Судьи                                                                          М.В. Егорова

А.Н. Ольховиков