ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-1415/2021 от 09.03.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-1415/2021

16 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу Администрации городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2021 года по делу № А12-1415/2021

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» (344002, <...> садовая, д.49, (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (403958, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованные лица: ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ФИО1.» (403952, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), собственник ФИО2, арендатор Колхоз племзавода им. Калинина (403953, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400107, Волгоградская область, г. Волгоград, пр-т. им Маршала Советского союза ФИО3, д.90, ОГРН <***>, ИНН <***>), Новоаннинский комбинат хлебопродуктов (403958, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (403958, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью Крестьянское (фермерское) хозяйство «Агротехнология» (403958, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>), Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Каргилл» (301847, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства экологии Волгоградской области (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),акционерное общество «Волгоградоблэлектро» (400075, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Сотник» (403953, Волгоградская область, г. Новоаннинский, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Вариант» (403953, <...>, ОГРН <***>,ИНН <***>), Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Волгоградавтодор» (400107, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерное общество «Гортоп» (400075, Волгоградская область, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «СП-Бузулук» (403953, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>), закрытое акционерное общество «Новоаннинский керамический завод» (403950, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ИЛБМ» (400058, <...> АВТОЗАПРАВ, ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное бюджетное и профессиональное образовательное учреждение 2 «Новоаннинский сельско-хозяйственный колледж» (403953, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерное общество «Новоаннинскмежрайгаз» (403952, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Компания регионального развития» (404130, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Водстройсервис» (403955, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «АГРОСНАБ» (400087, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Гелио-Пакс» (400120, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>), ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14

о признании решения Администрации городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области об отказе в установлении публичного сервитута в отношении объектов электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ №13 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ №19 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ №25 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ №10 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ №24-11 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ №20 от ПС «Новоаннинская» незаконным,

при участии в судебном заседании представителейпубличного акционерного общества «Россети Юг» - ФИО15 по доверенности от 18.01.2022, сроком по 31.12.2023,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Россети Юг» (ПАО «Россети Юг», Общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) в установлении публичного сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ № 13 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 19 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 25 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10кВ № 10 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 20 от ПС «Новоаннинская».

В качестве устранения нарушений прав заявителя просит суд обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об установлении публичного сервитута.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2021 года отказ администрации городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в установлении публичного сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ № 13 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 19 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 25 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10кВ № 10 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 20 от ПС «Новоаннинская» признан незаконным. В качестве устранения нарушений прав заявителя суд обязал администрацию городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области рассмотреть заявление публичного акционерного общества «Россети Юг» по существу в соответствии с правилами главы V.7 ЗК РФ и принять решения в соответствии с установленной процедурой.

Администрация городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что публичный сервитут устанавливается в интересах общества, государства, местного самоуправления, местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, т.е. устанавливается в интересах всего населения, а не отдельного лица (как при частном сервитуте); основная цель направлена па достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности. Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных газоснабжения, нефтепроводов и иефтепродуктопроводов, технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд. Установление публичного сервитута является правом исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Как указывает апеллянт, принадлежащие заявителю объекты электросетевого хозяйства включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, и их эксплуатация и размещение может быть осуществлено без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Какие-либо препятствия для эксплуатации объектов ни со стороны администрации, ни со стороны собственников земельных участков не выявлены. По мнению администрации, самостоятельное избрание обществом данного вида права на земельные участки не означает возникновения у администрации обязанности по установлению публичного сервитута.

В судебное заседание явился представитель ПАО «Россети Юг».

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Представитель публичного акционерного общества «Россети Юг» огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2021 года по делу № А12-1415/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Через канцелярию суда от Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области представлены пояснения, согласно которым, земельный участок с кадастровым номером 34:19:10146:1143 относится к землям лесного фонда. Согласно ст. 83 Лесного Кодекса РФ полномочия по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда передано РФ органам власти, осуществляющим полномочия в области лесных отношений (на территории Волгоградской области - Комитетом природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области). Кроме того, Обществом пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд с заявленными требованиями.

Через канцелярию суда от ООО «Каргилл» поступил отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что границы публичного сервитута определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов. Утвержденного проекта планировки территории Обществом не представлено. На земельном участке 34:19:000000:712 расположена действующая железная дорога и соглашений переноса данного объекта от ПАО «Россети Юг» не поступало. Отсутствуют доказательства того, что указанные Обществом объекты электросетевого хозяйства являются объектами местного значения либо необходимы для организации электроснабжения населения г. Новоаннинский. У Общества отсутствует право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства. Права на земельные участки, занятые объектами электросетевого хозяйства, у общества отсутствуют. Обоснование необходимости установления публичного сервитута Обществом не представлено.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, позиции лиц, участвующих в деле, выслушав представителя ПАО «Россети Юг», проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, 20.10.2020 ПАО «Россети Юг» обратилось в Администрацию городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ № 13 от ПС «Новоаннинская» (1974 года постройки), ВЛ-10 кВ № 19 от ПС «Новоаннинская» (175 года постройки), ВЛ-10 кВ № 25 от ПС «Новоаннинская» (1973, 1981, 1983, 1995, 1998, 1999 годов постройки), ВЛ-10кВ № 10 от ПС «Новоаннинская» (1975,1974,1966,1965,1978 годов постройки), ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС «Новоаннинская» (1983 года постройки), ВЛ-10 кВ № 20 от ПС «Новоаннинская» (1975,1976,1978,1979,1982,1984,1985 годов постройки).

ПАО «Россети Юг» в ответе за исх. №1410/1 от 23.10.2020 в установлении публичного сервитута отказано со ссылкой на п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ.

В отказе указано на то, что целью установления публичного сервитута относительно объектов электросетевого хозяйства является размещение указанных сооружений для организации электроснабжения, подключения к сетям либо переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Инженерные сооружения Общества уже размещены на территории города и функционируют. Рассмотрев схемы расположения границ предполагаемого публичного сервитута установлено, что границы сервитута будут затрагивать интересы собственников земельных участков для ИЖС. Публичный сервитут может быть установлен решением органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения, доводы Общества неубедительны. Препятствия собственниками земельных участков в доступе работников электросетевого хозяйства к ВЛ-10 не установлены. Указанные ВЛ являются недвижимым имуществом.

ПАО «Россети Юг», полагая, что отказ Администрации является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отказ не соответствует закону и нарушает права общества, имеются основания для принятия решения об установлении публичного сервитута в соответствии с установленной процедурой.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.

Пунктом 1 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.

В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд

В соответствии с п. 4 ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.

Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

В силу пунктов 3, 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

С ходатайством об установлении публичного сервитута согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.

В силу требований статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается не только в отношении земельных участков, но и земель.

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Юг» является сетевой организацией и в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства.

20.10.2020 ПАО «Россети Юг» обратилось в Администрацию городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ № 13 от ПС «Новоаннинская» (1974 года постройки), ВЛ-10 кВ № 19 от ПС «Новоаннинская» (175 года постройки), ВЛ-10 кВ № 25 от ПС «Новоаннинская» (1973, 1981, 1983, 1995, 1998, 1999 годов постройки), ВЛ-10кВ № 10 от ПС «Новоаннинская» (1975,1974,1966,1965,1978 годов постройки), ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС «Новоаннинская» (1983 года постройки), ВЛ-10 кВ № 20 от ПС «Новоаннинская» (1975,1976,1978,1979,1982,1984,1985 годов постройки).

Объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых испрашивался публичный сервитут, существуют с 1965 г. Так ВЛ-10 кВ № 13 от ПС "Новоаннинская" -1974 года постройки, ВЛ-10 кВ № 19 от ПС "Новоаннинская" - 1975, 1978 гг., ВЛ-10 кВ № 25 от ПС "Новоаннинская" - 1973, 1981, 1983, 1995, 1997, 1998, 1999 гг., ВЛ-10 кВ № 10 от ПС "Новоаннинская" - 1975, 1974, 1966, 1965, 1978 гг., ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС "Новоаннинская" - 1983г., ВЛ-10 кВ № 20 от ПС "Новоаннинская" - 1975, 1976, 1978, 1979, 1982, 1984, 1985.

Указанные объекты введены в эксплуатацию до 01.09.2018г.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 11.02.2019г. № Д23-3919 возникновение права до 01.09.2018г. может подтверждаться как выпиской из ЕГРП, так и иными документами (выписки из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности и т.д.) при отсутствии государственной регистрации на соответствующие объекты в случаях, предусмотренных федеральными законами, в т.ч., если такое имущество является движимым.

Как следует из материалов дела, право собственности Общества на данные электросетевые сооружения подтверждается передаточным актом от 03.12.2007г. с прилагаемой к нему инвентаризационной описью (выписка из инвентаризационной описи основных средств для учета в передаточном акте на 30.06.2007г.).

Указанные документы приложены Обществом к заявлению.

Принадлежность спорных объектов заявителю подтверждается передаточным актом от 03.12.2007г. с прилагаемой к нему инвентаризационной описью, подтверждающей принятие на учет основного средства и фактом владения объектом электроснабжения со стороны ПАО «Россети Юг» как специализированной сетевой организацией.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» принятие объектов к бухгалтерскому учету осуществляется на основании первичных учетных документов.

Законное владение ПАО «Россети Юг» указанными объектами энергетики подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами.

Согласно заявлению от 20.10.2020 общество в качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указало на то, что объекты электросетевого хозяйства местного значения предназначены для обеспечения электроэнергией потребителей населенного пункта городского округа. Кроме того, указало на необходимость обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий и сооружений.

Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом – основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).

Таким образом, для оформления публичного сервитута под существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснования его установления, предусмотренного статьей 39.41 ЗК РФ, а также доказывать иные обстоятельства значимости инженерного сооружения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.41 ЗК РФ к заявлению Общестрвом приложены сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат.

На основании статей 39.33 (пункт 6 части 1) и 39.36 (пункт 3) Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень № 1300), на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется (пункт 5).

Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 и включает линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.

Федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. Подобное правовое регулирование призвано обеспечить возможность оперативного - без оформления правоустанавливающих документов на землю - возведения на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения.

Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также - на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.

Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.

Действующим законодательством линейные сооружения прямо не отнесены к объектам недвижимого имущества, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного

строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств

Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Предметом являются: ВЛ-10 кВ № 13 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 19 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 25 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10кВ № 10 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 24-11 от ПС «Новоаннинская», ВЛ-10 кВ № 20 от ПС «Новоаннинская».

Согласно части 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимых для спорных ВЛ не требует разрешения уполномоченного органа.

Вместе с тем, в силу того, что земельные участки, необходимые для эксплуатации ВЛ принадлежат на праве собственности/аренды различным правообладателям, в т.ч. юридическим и физическим лицам, нормы постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300 к спорным объектам не применимы.

Указанный перечень видов объектов предусматривает их размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.

При этом как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636, в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК не применяются при предоставлении указанных в нем земельных участков в аренду (за исключением переоформления права постоянного (бессрочного) пользования), соответственно, собственники линейных объектов, которые могут размещаться на условиях публичного сервитута, вправе до 1 января 2022 года приобрести земельные участки для размещения таких объектов в аренду при условии, что права на такие земельные участки у них отсутствуют, а права на линейные объекты возникли до 1 сентября 2018 года.

Собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 542).

Таким образом, законодательством установлен упрощенный порядок размещения линейных объектов на земельных участках путем установления публичного сервитута.

При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае, учитывая, что права на ВЛ возникли у Общества до 01.09.2018, для оформления публичного сервитута на существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснование его установления и доказывание обстоятельств значимости инженерного сооружения.

Пунктом 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Доказательств того, что публичный сервитут повлечет невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельных участков в материалы дела не представлено.

Как следует из представленных документов, указанные объекты электросетевого хозяйства возводились не для технологического присоединения какого-либо конкретного объекта капитального строительства, а для транзитной передачи электроэнергии по территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области. Указанные воздушные линии электропередачи являются объектами местного значения, в связи с чем, Общество правомерно обратилось в Администрацию городского поселения г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с ходатайством об установлении публичного сервитута.

Таким образом, именно орган местного самоуправления наделен полномочиями по установлению заявленного публичного сервитута.

Указанные объекты относятся к объектам местного значения и необходимы для организации электроснабжения населения, обеспечивают переток электрической энергии.

Согласно разъяснений Минэкономразвития РФ от 14.01.2020г. № Д23и-394, в соответствии с п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута в целях, предусмотренных пп. 1,3,4 ст. 39.37 ЗК РФ, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автодорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. При этом публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа в отношении всего линейного объекта, поскольку иное не предусмотрено Земельным Кодексом РФ.

Таким образом, принятие нескольких решений об установлении публичного сервитута в отношении частей линейного объекта разными органами не допускается.

В пояснениях Комитет природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области указал, что участок земель лесного фонда Новоаннинского лесничества, Новоаннинского участкового лесничества, квартал 166, часть выдела 5, в отношении которого ООО «Россети Юг» требует установить публичный сервитут, относится к категории защитных лесов - лесам, расположенных в лесопарковых зонах. Проектная документация в целях изменения границ лесопарковых и зеленых зон не разрабатывалась и с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывалась.

Пунктом 2 статьи 39.38 ЗК РФ предусмотрены полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по установлению публичного сервитута только в отношении объектов регионального значения.

Учитывая, что указанные воздушные линии электропередачи являются объектами местного значения, правообладатель объектов может обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута только в органы местного самоуправления.

Нормы Лесного Кодекса РФ, предусматривающие полномочия Комитета по установлению публичного сервитута и определяющие порядок его установления, применяются только для размещения новых сооружений.

Нормы Закона № 137-ФЗ (в редакции Закона № 341-ФЗ) предусматривают порядок установления публичного сервитута в отношении уже существующего объекта электросетевого хозяйства. В таком случае положения ЛК РФ не могут применяться.

В тех случаях, когда право собственности на объект электросетевого хозяйства возникло до 01.09.2018г., обязанность направления и заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута у электросетевой организации отсутствует.

Пунктом 45 Приказа Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» установлено, что орган кадастрового учета при получении XML документа, содержащего сведения о характерных точках границ объекта, вносит такие границы согласно предоставленному графическому описанию (координатам). В отношении земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ЕГРН, и которые частично или полностью попадают в границы публичного сервитута, автоматически вносятся сведения о частях таких земельных участков, образуемых в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о границах публичного сервитута.

Согласно пункту 6 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения инженерных сооружений в случае отсутствия необходимости разработки документации по планировке территории не должны превышать размеров соответствующих охранных зон.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранные зоны объектов электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 м.

Таким образом, исключение из границ публичного сервитута того либо иного земельного участка невозможно, следовательно, публичный сервитут должен устанавливаться в отношении всех земельных участков в пределах границ охранных зон объектов, в том числе в отношении земель и земельных участков государственной и муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах, доводы Администрации и правообладателя земельного участка ООО «Каргилл» апелляционным судом отклоняются как необоснованные.

В рассматриваемом случае, ПАО «Россети Юг» является сетевой компанией и эксплуатирует на праве собственности объекты электросетевого хозяйства местного значения, в связи с чем, в порядке с пункта 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.

В связи с этим, апелляционная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, что у Администрации не имелось оснований для отказа обществу в установлении публичного сервитута.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие), сведения о действиях (бездействии), название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно ст. 39.42 ЗК РФ ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления.

В целях принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 настоящего Кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.

В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков, размещает сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направляет указанное сообщение и документы, предусмотренные пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в орган местного самоуправления указанного муниципального образования.

Как указано в подп. 2 п. 1 ст. 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключается (п. 3 указанной статьи).

Поскольку судом установлены основания для признания оспариваемого отказа незаконным, принятию решения об установлении публичного сервитута предшествует процедура извещения правообладателей земельных участков, размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута, в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя заинтересованному лицу надлежит совершить действия, регламентированные главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с установленной процедурой.

Доводы Комитета о пропуске Обществом 3-х месячного срока на обращение в суд с заявлением, судебной коллегией отклоняются.

Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ вынесен Администрацией 23.10.2020г. и получен Обществом 23.11.2020г., что подтверждается штампом Общества на отказе.

С заявлением в суд Общество обратилось 26.01.2021г., что подтверждается штампом суда на заявлении, т.е. в пределах 3-х месячного срока.

Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2021 года по делу № А12-1415/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи Ю.А. Комнатная

ФИО16