ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-14910/2008 от 23.01.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru факс: (843) 545-15-52

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело №А12-14910/2008

26 января 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2009.

Полный текст постановления изготовлен 26.01.2009.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

  председательствующего – Нагимуллина И.Р.,

судей – Желаевой М.З., Аглиуллиной Ф.Г.,

без участия представителей сторон (извещены, не явились)

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   отделения по Даниловскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, р.п.Даниловка Волгоградской области,

на решение   от 09.10.2008 (судья Ландин И.А.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-14910/2008

по иску   Прокуратуры Волгоградской области, г.Волгоград, к отделению по Даниловскому району Управления федерального казначейства по Волгоградской области, р.п.Даниловка Волгоградской области, открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Михайловского отделения №4006 Сбербанка России, г.Михайловка Волгоградской области, третье лицо – Центральный банк Российской Федерации в лице Главного Управления Центрального банка России по Волгоградской области, г.Волгоград, о признании недействительным договора №71 банковского счета №40116810111050000060 от 07.05.2007 и применения последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 9.10.2008 Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил исковые требования исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области, признал недействительным (ничтожным) договор № 71 - банковского счета (в валюте РФ) №40116810111050000060, заключенный 07.05.2007г. между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице Михайловского отделения № 4006 Сбербанка России и Отделением по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, и применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Михайловского отделения №4006 Сбербанка России и Отделение по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области закрыть счет №40116810111050000060.

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе ответчик, Отделение по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для его отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, 07.05.2007 между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Михайловского отделения №4006 Сбербанка России (Банк) и Отделением по Даниловскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (Клиент) заключен договор №71 банковского счета, в соответствии с условиями которого Банк в валюте Российской Федерации открывает счет Клиенту №40116810111050000060, обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание Клиента.

Указанный договор заключен без проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.

Согласно части 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджета обслуживает Банк России.

В силу части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Банка России выполняют кредитные организации.

Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации №85н от 21.09.2004 «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.11.2004г. № 6098, установлено, что операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального

казначейства, а также по взносу ими наличных денег учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях, на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П, положение о «невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов» в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под «соответствующей территорией» понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

В силу положений статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), получатели бюджета.

Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Возможность РКЦ г.Михайловка Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области принятия на обслуживание Отделения по Даниловскому району УФК по Волгоградской области в 2006-2008 годах подтверждена справкой РКЦ г.Михайловка ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области от 26.08.2008.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством Отделение по Даниловскому району УФК по Волгоградской области обязано было открыть счёт в РКЦ г.Михайловка Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области.

Согласно статье 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 кредитная организация имеет возможность осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ, только на основе государственного или муниципального контракта.

Отбор финансовых организаций в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Нарушение положений части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» согласно части 2 названной статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.

Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, с 01.01.2006 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

С учетом изложенного оспариваемый договор заключен с нарушением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», статьи 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.06.2004 № 12-П, как заключенный не с Банком России и не на конкурсной основе.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительная сделка в силу части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Оспариваемый договор, как не соответствующий требованиям действующего законодательства является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия бюджетного счета в коммерческой кредитной организации.

Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.10.2008 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-14910/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.Р. Нагимуллин

Судьи М.З. Желаева

Ф.Г. Аглиуллина