ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-1495/2023 от 28.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10157/2023

г. Казань Дело № А12-1495/2023

05 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» – Касьяненко С.В., доверенность от 01.01.2023,

акционерного общества «Волгоградгоргаз» – Пузикова А.С., доверенность от 01.01.2023,

Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Дьяковой А.С., доверенность от 09.01.2023,

общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» – Плеховой А.А., доверенность от 08.02.2023,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград», акционерного общества «Волгоградгоргаз»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023

по делу № А12-1495/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» (ОГРН 1163443077621, ИНН 3455052505), акционерного общества «Волгоградгоргаз» (ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) об оспаривании ненормативного правового акта, заинтересованные лица: прокуратура Городищенского района Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» (ОГРН 1093460003845, ИНН 3445105540),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» и акционерное общество «Волгоградгоргаз» (далее – ООО «Газпром газораспределение Волгоград», АО «Волгоградгоргаз», заявители) обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы Волгоградской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 08.12.2022 по делу № 34/01/10-170/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Городищенского района Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» (далее – ООО «Городская газовая служба»).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023, в удовлетворении требований заявителей отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
заявители обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении их требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деде доказательствам. По мнению подателей жалобы, действия заявителей по запросу исполнительной документации при согласовании схем газоснабжения совершены в целях определения стоимости услуг по транспортировке газа, для которой необходимо установить балансовую принадлежность и соотношение газораспределительных сетей, участвующих в транспортировке газа конечным потребителям, поскольку соотношение протяженности сетей влияет на тариф, подлежащий применению каждой из газораспределительных организаций (далее – ГРО), а длительность согласования схемы газоснабжения обусловлена действиями ООО «Городская газовая служба» по непредставлению необходимых документов и в связи с недостоверными сведениями в представленных документах.Доводы заявителей подробно изложены в их кассационной жалобе и поддержаны их представителями в судебном заседании.

Управление и ООО «Городская газовая служба» в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Прокуратура Городищенского района Волгоградской области и прокуратура Волгоградской области надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в отзывах на кассационную жалобу просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание 28.11.2023 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела,, ООО «Городская газовая служба» обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России) с заявлением о наличии в действиях АО «Волгоградгоргаз» и ООО «Газпром газораспределение Волгоград», выразившихся в отказе в предоставлении технической документации на существующий газопровод, нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции.

ООО «Городская газовая служба» в своем заявлении указало, что ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» создают препятствия для доступа ООО «Городская газовая служба» на рынок транспортировки газа по газораспределительным сетям с целью оказания услуг технологического присоединения.

Письмом от 15.12.2021 № 02/107152/21 ФАС России направила указанное обращение ООО «Городская газовая служба» в Управление для рассмотрения.

На основании приказа Управления от 15.03.2022 № 24 возбуждено дело № 034/01/10-170/2021 по признакам нарушения АО «Волгоградгоргаз» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением антимонопольного органа от 28.04.2022 к участию в рассмотрении дела № 034/01/10-170/2021 в качестве ответчика привлечено ООО «Газпром газораспределение Волгоград».

08.12.2022 комиссией Управления принято решение по делу № 034/01/10-170/2021 о признании ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» нарушившими пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта путем создания препятствий доступу на товарный рынок ООО «Городская газовая служба».

Не согласившись с указанным решением, ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, регулируются Законом о защите конкуренции, согласно части 1 статьи 10 которого запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Перечень действий (бездействия) не является закрытым.

Управлением подготовлен обзор от 03.03.2022 № 31 состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке газа по распределительному газопроводу в границах расположения газораспределительных сетей, эксплуатируемых АО «Волгоградгоргаз» на территории г. Волгограда за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно аналитическому отчету от 15.08.2022 № 115 по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке технической эксплуатации газораспределительных сетей (участков сетей) в границах г. Волгограда за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 доля АО «Волгоградгоргаз» составляет 95,18%, в связи с чем АО «Волгоградгоргаз» занимает доминирующее положение на рынке технической эксплуатации газораспределительных сетей (участков сетей) в границах г. Волгограда за период с 01.01.2021 по 30.06.2022, вследствие чего на АО «Волгоградгоргаз» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Как верно указал суды, процесс технологического присоединения к газораспределительным сетям неразрывно связан с услугой, реализуемой в условиях естественной монополии – транспортировкой газа по газопроводам.

ООО «Газпром газораспределение Волгоград» занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа на территории г. Волгограда.

Управлением установлено, что между ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (заказчик) и АО «Волгоградгоргаз» (исполнитель) заключен договор от 13.05.2021 № ВТ63-21-1527/212 по условиям которого АО «Волгоградгоргаз» оказывает ООО «Газпром газораспределение Волгоград» услуги, связанные с осуществлением мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов заявителей (юридические и физические лица, намеренные осуществить технологическое присоединение к сети газораспределения), в том числе, по оформлению документов на подключение, проектированию, выполнению строительно-монтажных работ и фактическому присоединению объектов к сети газораспределения на территории г. Волгограда, Городищенского и Светлоярского района.

Между ООО «Газпром газораспределение Волгограда» (арендатор) и АО «Волгоградгоргаз» (арендодатель) заключен договор от 15.02.2006 № Вв-24-352/06, согласно которому АО «Волгоградгоргаз» передало ООО «Газпром газораспределение Волгограда» во временно владение и пользование объекты газоснабжения (в том числе сети газораспределения, к которым присоединены сети ООО «Городская газовая служба»).

Согласно схеме сетей газораспределения АО «Волгоградгоргаз» в границах г. Волгограда, сети газораспределения ООО «Городская газовая служба» непосредственно примыкают к сетям газораспределения, эксплуатируемых АО «Волгоградгоргаз» и находящимся во владении ООО «Газпром газораспределения Волгоград» (договор от 15.02.2006 № Вв-24-352/06). При этом ООО «Газпром газораспределение Волгоград» деятельность по эксплуатации сетей газоснабжения на территории г. Волгограда не осуществляет.

Таким образом, как указали суды, АО «Волгоградгоргаз» в отношениях с хозяйствующими субъектами, планирующими осуществить деятельность по технологическому подключению к сетям газораспределения является организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительных сетей ООО «Газпром газораспределение Волгоград».

Применительно к статье 10 Закона о защите конкуренции принципиальное значение имеет товарный рынок, на котором хозяйствующий субъект или группа лиц осуществляет(-ют) деятельность и злоупотребляет(-ют) своим доминирующим положением, соответственно положения статьи 5, 9 и 10 допустимо применять только в совокупности.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка. Если иное не установлено специальными положениями Закона о защите конкуренции, не вытекает из характера связей участников группы и не противоречит существу соответствующего антимонопольного запрета, то при установлении нарушений антимонопольного законодательства следует исходить из оценки допустимости поведения действующей в общем экономическом интересе группы лиц в отношении третьих лиц (иных участников рынка).

На основании пункта 10 статьи 4, абзаца первого части 1 статьи 5 и части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции в случаях, когда несколько субъектов в силу имеющихся между ними юридически значимых связей образуют группу лиц, действующую в едином экономическом интересе, доминирующее положение на товарном рынке определяется применительно ко всей группе лиц по правилам, установленным в части 1 статьи 5 Закона.

Группа лиц в составе ООО «Газпром газораспределение Волгоград» и АО «Волгоградгоргаз» имеет возможность фактически в одностороннем порядке определять условия доступа ГРО к рынку оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В этой связи судами из материалов дела установлено, что группа лиц (ООО «Газпром газораспределение Волгоград» и АО «Волгоградгоргаз») совместно осуществляют деятельность в сфере газоснабжения, указанные хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В силу статьи 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой (пункт 15 (5) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021).

Согласно пункту 13 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются ФАС России.

ООО «Городская газовая служба» является собственником сетей газоснабжения на территории г. Волгограда.

Следовательно, ООО «Городская газовая служба» для осуществления деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения необходимо обратиться за введением государственного регулирования и контроля, а также включения хозяйствующего субъекта в реестр, который формирует и ведет ФАС России.

Из материалов дела следует, что 01.09.2020 ООО «Городская газовая служба» обратилось в ФАС России с целью получения тарифа и введения регулирования деятельности в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Волгоградской области.

ФАС России для рассмотрения вопроса о целесообразности введения государственного регулирования деятельности и включения в реестр субъектов естественной монополий требовалось предоставление схемы газоснабжения конечных потребителей от ГРС до газопроводов конечных потребителей с указанием сведений об объемах, диаметра, протяженности газораспределительных сетей, а также границ их раздела с газораспределительной организации, к сетям которой примыкают участки газопроводов ООО «Городская газовая служба».

08.04.2021 ООО «Городская газовая служба» обратилось в АО «Волгоградгоргаз» с заявлением о согласовании схем расположения газопровода, приложив к заявлению схемы расположений сооружения (газопровода) на земельных участках СНТ «Центральный-2», СНТ ТСЖ ЖСК «Перспектива», СТ «Энергетик», СНТ «Садовод» с актами раздела границ, уведомление ФАС России от 02.09.2020 № 31/76000/20 об открытии дела о введении государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественных монополий, письмо ФАС России от 17.09.2020 № 31/80750/20 о рассмотрении документов.

Письмом от 16.04.2021 № 19/8582 АО «Волгоградгоргаз» отказало ООО «Городская газовая служба» в согласовании схемы расположения газопровода в связи с тем, что последнее не располагает данными исполнительно-технической документации для идентификации объектов.

22.04.2021 ООО «Городская газовая служба» повторно обратилось в АО «Волгоградгоргаз» с заявлением о согласовании схем расположения газопровода в части точки подключения, на основании подписанных актов раздела границ эксплуатации технического обслуживания газопровода.

АО «Волгоградгоргаз» в письме от 19.05.2021 № СА-19/11686 отказало ООО «Городская газовая служба» в согласовании схемы ввиду отсутствия исполнительно-технической документации на указанные в схемах объекты.

В целях исполнения требования ФАС России 01.06.2021 ООО «Городская газовая служба» обратилось в адрес АО «Волгоградгоргаз» с заявлением о представлении схемы газопроводов от точки подключения газопроводов ООО «Городская газовая служба» в газопроводы, находящиеся во владении АО «Волгоградгоргаз», до ГРС с указанием их балансовой принадлежности.

В ответ на указанное сообщение АО «Волгоградгоргаз» сообщило об отказе в согласовании схемы ввиду отсутствия исполнительно-технической документации на указанные в схемах объекты (исх. № СА-19/13926 от 22.06.2021).

01.06.2021 ООО «Городская газовая служба» в целях исполнения требования ФАС России обратилось в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгограда» с заявлением о представлении схемы газопроводов от точки подключения газопроводов ООО «Городская газовая служба» в газопроводы, находящихся во владении ООО «Газпром газораспределение Волгограда» до ГРС с указанием их балансовой принадлежности.

ООО «Газпром газораспределение Волгограда» оставило указанное заявление без ответа.

20.07.2021 ООО «Городская газовая служба» в целях исполнения требования ФАС России обратилось в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгограда» с заявлением о представлении схемы газопроводов от точки подключения газопроводов ООО «Городская газовая служба» в газопроводы, находящихся во владении ООО «Газпром газораспределение Волгограда» до ГРС с указанием их балансовой принадлежности.

В связи с тем, что эксплуатацию газораспределительных сетей от ГРС до газопроводов конечных потребителей осуществляет АО «Волгоградгоргаз» указанное обращение ООО «Газпром газораспределение Волгограда» перенаправлено в АО «Волгоградгоргаз».

От АО «Волгоградгоргаз» в адрес ООО «Городская газовая служба» поступило письмо от 05.08.2021 о невозможности предоставления запрашиваемой информации и согласования схемы ввиду отсутствия исполнительно-технической документации.

В период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 08.04.2022 ООО «Городская газовая служба» обратилось в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгоград» с заявлением о необходимости представления схемы газопроводов и согласования схемы, необходимой для исполнения требования ФАС России.

20.04.2022 АО «Волгоградгоргаз», сославшись на поступившие в адрес АО «Волгоградгоргаз» и ООО «Газпром газораспределением Волгоград» заявления ООО «Городская газовая служба» от 08.11.2021, письмом № СА-19/7166 сообщило о предоставлении согласованной схемы газоснабжения.

Таким образом, основанием для отказов ООО «Городская газовая служба» в согласовании схемы газоснабжения послужило отсутствие у АО «Волгоградгоргаз» и ООО «Газпром газораспределением Волгоград» исполнительно-технической документации.

Учитывая изложенные обстоятельства, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что АО «Волгоградгоргаз» и ООО «Газпром газораспределением Волгоград» создан искусственный барьер ООО «Городская газовая служба» к доступу на товарный рынок путем требования «необходимой исполнительно-технической документации» без конкретизации документов и в отсутствие законных оснований для истребования указанных сведений.

08.12.2022 комиссией Управления принято решение по делу № 034/01/10-170/2021 о признании ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» нарушившими пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта путем создания препятствий доступу на товарный рынок ООО «Городская газовая служба».

Как отметили суды предыдущих инстанций, без испрашиваемых ООО «Городская газовая служба» у ООО «Газпром газораспределение Волгограда», АО «Волгоградгоргаз» сведений утверждение тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Городская газовая служба» невозможно.

В целях исполнения требования ФАС России ООО «Городская газовая служба» обращалось в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» с многочисленными заявлениями о согласовании схем расположения газопровода, о согласовании схем расположения газопровода в части точки подключения, на основании подписанных актов раздела границ эксплуатации технического обслуживания газопровода, о представлении схемы газопроводов от точки подключения газопроводов ООО «Городская газовая служба» в газопроводы, находящихся во владении АО «Волгоградгоргаз» до ГРС с указанием их балансовой принадлежности, о представлении схемы газопроводов от точки подключения газопроводов ООО «Городская газовая служба» в газопроводы, находящихся во владении ООО «Газпром газораспределение Волгограда» до ГРС с указанием их балансовой принадлежности, о необходимости представления схемы газопроводов и согласования схемы, необходимой для исполнения требования ФАС России.

Однако от ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» поступали ответы о невозможности предоставления запрашиваемой информации и согласования схемы ввиду отсутствия исполнительно-технической документации.

При этом во всех ответах, направленных в адрес ООО «Городская газовая служба», ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» не указано о каком-либо несоответствии в представленных схемах, не указано какие конкретно документы необходимы для согласования схемы, не указаны сведения о наличии противоречий с ранее согласованными актами разграничения балансовой принадлежности, не указано обоснование необходимости представления указанной документации, ее перечень.

Заявители указали, что основанием для требования исполнительно-технической документации для согласования схемы газоснабжения являлось то, что в представленных схемах имеется искажение протяженности сетей.

Однако объекты, принадлежащие ООО «Городская газовая служба», технологически связаны с сетями ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз», входят в единую систему газоснабжения и предназначены для понижения давления газа, что позволяет транспортировать газ для населения.

Протяженность сетей каждой ГРО, участвующих в транспортировке газа, определяет величину тарифа для транспортировки.

При этом, как верно указали суды, ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и АО «Волгоградгоргаз» не наделены полномочиями по осуществлению проверки достоверности сведений о протяженности сетей ООО «Городская газовая служба». АО «Волгоградгоргаз», как профессиональный участник рынка технической эксплуатации сетей газоснабжения, имело фактическую возможность в согласовании (принятии мер по согласованию) схемы газоснабжения, но в отсутствие правового обоснования требования исполнительно-технической документации (без ее конкретизации) формально отказывало в согласовании и предоставлении схемы, что свидетельствует об ущемлении интересов ООО «Городская газовая служба» с целью затруднения доступа на товарный рынок конкурента.

АО «Волгоградгоргаз», обладая рыночной властью на рынке технической эксплуатации газораспределительных сетей, в том числе сетей газораспределения, находящихся во владении ООО «Газпром газораспределение Волгоград», создало для ООО «Городская газовая служба» барьер для входа на рынок транспортировки газа по газораспределительным сетям и осуществления деятельности.

ООО «Газпром газораспределение Волгоград», как профессиональному участнику рынка транспортировки газа, известно о видах и требованиях к документации для ведения процедуры государственного регулирования в отношении деятельности по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и при исполнении своих обязанностей оно обладало возможностью для принятия мер по согласованию схемы газоснабжения, однако устранилось от рассмотрения заявлений ООО «Городская газовая служба».

Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что ООО «Газпром газораспределение Волгоград», как профессиональный участник рынка транспортировки газа по газораспределительным сетям, входя в группу лиц с АО «Волгоградгоргаз», имея договорные отношения с АО «Волгоградгоргаз» по вопросу владения и пользования сетей газораспределения, технической эксплуатации, переданных сетей газораспределения, а также учитывая тот факт, что переписка с ООО «Городская газовая служба» по вопросу согласование схем сети газораспределения осуществлялась сотрудником (Степановым А.В.), являющимся должностным лицом как ООО «Газпром газораспределение Волгоград», так и АО «Волгоградгоргаз», говорит о намеренном поведении ООО «Газпром газораспределение Волгоград», с целью ограничения количества участников рынка транспортировки газа по газораспределительным сетям.

Также судами установлено, что при рассмотрении Управлением антимонопольного дела АО «Волгоградгоргаз» подготовлены схемы газопроводов от ГРС до точек подключения в газопроводы ООО «Городская газовая служба», из чего следует, что у АО «Волгоградгоргаз», являющегося профессиональным участником рынка технической эксплуатации сетей газоснабжения, имелась фактическая возможность в согласовании (принятии мер по согласованию) схемы газоснабжения.

Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что при рассмотрении спора ООО «Городская газовая служба» представлены запросы от АО «Волгоградгоргаз» на получение согласия основного абонента (ООО «Городская газовая служба») на подключение (технологическое присоединение) домовладений к сетям ООО «Городская газовая служба» с приложением схем подключения, изготовленных АО «Волгоградгоргаз».

АО «Волгоградгоргаз» и ООО «Газпром газораспределение Волгоград» имеют полное представление о расположении сетей ООО «Городская газовая служба» в связи с тем, что длительное время осуществляют мероприятия по технологическому присоединению конечных потребителей к сетям ООО «Городская газовая служба».

Кроме того, в представленных схемах полностью идентифицированы сети газораспределения ООО «Городская газовая служба» (протяженность, диаметр, адреса месторасположения с привязкой к жилым домам).

Таким образом, суды правильно посчитали, что АО «Волгоградгоргаз» обладало информацией о расположении сетей ООО «Городская газовая служба».

Кроме того, материалы дела содержат акты разграничения балансовой принадлежности, согласованные между ООО «Городская газовая служба», АО «Волгоградгоргаз», ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на сети ООО «Городская газовая служба», датированные 29.10.2015, 03.03.2016, 16.11.2020. При этом данные акты подписаны со стороны АО «Волгоградгоргаз», ООО «Газпром газораспределение Волгоград» без затребования от ООО «Городская газовая служба» какой-либо исполнительной документации для подтверждения принадлежности сетей газоснабжения, их протяженности и диаметра.

Как верно отметили суды, действуя добросовестно, без намерений не допустить ООО «Городская газовая служба» на товарный рынок, данные лица должны были запросить необходимые им сведения, либо предоставить информацию по своим сетям для нанесения на общую схему, либо нанести на представленную схему данные по своим сетям, согласовать схему с оговорками, в том числе, что не располагают данными исполнительной документации на сети ООО «Городская газовая служба» и т.д. Однако заявители формально давали ответы о невозможности согласования схемы.

Длительность переписки между АО «Волгоградгоргаз», ООО «Газпром газораспределение Волгограда» и ООО «Городская газовая служба», наличие у указанных доминирующих хозяйствующих субъектов информации о причинах необходимости согласования схемы газоснабжения, свидетельствует о недобросовестном поведении участников товарного рынка, что являются формой злоупотребления правом.

Конкуренция за доступ на рынок транспортировки газа предполагает, в том числе, наличие у ГРО равных возможностей на получение доступа к объектам магистрального газоснабжения (ГРС) для развития систем газораспределения при наличии соответствующего экономического и технического обоснования.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14185/10 действия хозяйствующих субъектов, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением, если на возможность совершения таких действий прямо указано в нормативном акте, регулирующем соответствующую сферу деятельности.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что у ООО «Газпром газораспределение Волгоград» и АО «Волгоградгоргаз» имелась возможность согласования схемы сетей газораспределения для ООО «Городская газовая служба», однако заявители злоупотребили своим доминирующем положением, что привело к ущемлению прав и законных интересов ООО «Городская газовая служба» и является нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое решение Управления от 08.12.2022 по делу № 034/01/10-170/2022 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении требований заявителей.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу № А12-1495/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин

Судьи С.В. Мосунов

А.Д. Хлебников