АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17822/2022
г. Казань Дело № А12-15365/2021
28 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
истца – ФИО1 (доверенность от 08.04.2022 б/н),
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022
по делу № А12-15365/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности 928 622,25 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» (далее – ООО «Эконекс-Энергосервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 20.10.2020 № 12 в сумме 495 870,84 руб., неустойки за период с 01.05.2021 по 21.05.2021 в размере 1 735,55 руб., неустойки за период с 22.05.2021 по дату фактического исполнения обязательства на сумму долга 495 870,84 руб. исходя из 1/300 действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, а также судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 12 302 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022, исковые требования удовлетворены в части. С администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эконекс-Энергосервис» взыскана задолженность в размере 463 500 руб., неустойка за период с 01.05.2021 по 21.05.2021 в размере 2 433,38 руб. и далее с 22.05.2021 по день фактического исполнения обязательств по оплате долга, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России в день от суммы долга в размере 463 500 руб. за каждый день просрочки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 127,59 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принятое при неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на ошибочность произведенных истцом расчетов, положенных судом в основу принятых по делу судебных актов, а также утверждает, что суды не дали надлежащую правовую оценку доводам заявителя (ответчика) о том, что в спорном периоде отсутствовал рост объема потребления электроэнергии, так как и светофоры, и видеокамеры учитывались в базовом периоде, то есть изменение состава, количества или мощности электроприемников не происходило.
Кроме того, базовые значения объекта энергосервиса за 2019 года определены на основании данных приборов учета, соответственно, определение объема потребления электроэнергии в 2021 году должно производиться по приборам учета.
Расчет объема потребления энергетического ресурса за март 2021 года, произведенный истцом расчетно-измерительным способом, по мнению заявителя жалобы, противоречит действующему законодательству и условиям контракта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «Эконекс-Энергосервис» (Исполнитель) и администрацией Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (Заказчик) заключен муниципальный контракт от 20.10.2020 №12 на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии системой уличного освещения, расположенной вдоль автомобильных дорог Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (энергосервисный контракт).
Согласно условиям п. 1.1 контракта, предметом контракта является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии системой уличного освещения, расположенной вдоль автомобильных дорог Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее - мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности).
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что достижение экономии электрической энергии осуществляется посредством выполнения на объектах системы наружного освещения Калачевского городского поселения Волгоградской области, указанных в Приложении № 1 и № 9 к контракту Перечня мероприятий, указанного в Приложении № 4.
Срок действия контракта, согласно разделу 14 контракта, составляет 4 года.
Цена контракта составляет 25 158 692 руб. 92 коп. (п. 6.1 контракта).
В марте 2021 года истцом оказаны услуги по энергосбережению, однако оплата ответчиком не осуществлена. Согласно расчету истца, задолженность ответчика за март 2021 года составляет 495 870 руб. 84 коп.
Неисполнение требований по оплате задолженности послужило основанием предъявления иска в суд.
Разрешая судебный спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьями 1, 2 и 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №261- ФЗ), регулирующего отношения участников гражданского оборота по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Подпунктом 3 части 3 ст. 19 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что энергосервисный договор (контракт) может содержать, в том числе условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
В силу статьи 21 Федерального закона № 261-ФЗ в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), которые заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений в период заключения спорного муниципального контракта были урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).
Особенности заключения энергосервисного контракта закреплены в статье 108 Закона № 44-ФЗ.
Согласно части 14 статьи 108 Закона № 44-ФЗ при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
Частью 15 статьи 108 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
Как следует из условий п. 7.3 Контракта, Исполнитель не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения от Заказчика сведений в соответствии с п. 4.8. настоящего Контракта, направляет Заказчику счет, акт определения размера экономии в натуральном выражении и акт определения размера в денежном выражении по форме согласно Приложению № 5, который должен содержать расчет фактической экономии энергетических ресурсов (доли размера экономии) в натуральном выражении, а также подлежащий уплате Исполнителю процент такой экономии, определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за расчетный период, а также счет на оплату настоящего Контракта.
Заказчик обязан предоставлять Исполнителю сведения об объеме (доле объема) потреблении электрической энергии Заказчиком в отчетном периоде, а также о значениях факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме Акта об объеме потреблении электрической энергии Заказчиком, приведенным в Приложении № 5.2 к настоящему контракту (п. 4.8 контракта).
Письмом от 19.04.2021 № 1194 администрацией в адрес ООО «ЭконексЭнергосервис» направлен акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении за март 2021 года.
Согласно расчету администрации, произведенному в соответствии с Приложением 6 к муниципальному контракту, экономия потребления за март 2021 года составила 57 950 кВт*ч (86768 – 28818, где 86768 кВт*ч – базовое значение в марте 2019 года).
Письмом от 19.04.2021 ООО «Эконекс-Энергосервис» в адрес администрации направлен акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии за март 2021 года, а также акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в денежном выражении от 19.04.2021 за март 2021 года.
Согласно акту объем потребления электрический энергии за март 2021 года составил 24 268 кВт*ч., такой объем был определен в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии в натуральном выражении.
Соответственно, экономия потребления составляет 62 500 кВт*ч (86 768 – 24 268, где 86 768 кВт*ч – базовое значение в марте 2019 года).
Согласно акту определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении от 19.04.2021 за отчётный март 2021 года составляет 463 500 руб.
Истцом также представлен расчет экономии в соответствии с Приложением 6 к муниципальному контракту.
Согласно расчету истца, экономия потребления электрической энергии составляет 66865 кВт* (86768 – (25599 * 1230/1582), где 1230 – количество установленных истцом светильников, 1582 – общее количество работающих светильников, 25599 кВт*ч – разница между показаниями СКУЭ за март 2021 года и не включенными в объект энергосервиса).
Условиями контракта сторонами согласовано, что объем потребления электрической энергии Заказчиком до выполнения Исполнителем всех или части мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий, принимается Сторонами как объём потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса за базовый период, помесячно, в соответствии с согласованным Сторонами способом определения объема потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса в базовом периоде, на основании подписанного Сторонами Акта фиксации базовых значений (Приложение № 7 к настоящему контракту), с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в Приложении № 6 к настоящему контракту (п. 4.1.1 контракта).
Положениям п. 4.2 контракта согласованы способы определения объема потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса до реализации исполнителем перечня мероприятий:
а) при наличии данных об объеме потребления электрической энергии, определенных при помощи приборов учета электрической энергии, - на основании объема потребления электрической энергии, сформированного Заказчиком по согласованию с Исполнителем по фактическим данным об объеме потребления электрической энергии, определенным при помощи прибора учета электрической энергии в предшествующий период, до выполнения Исполнителем Перечня мероприятий;
б) при отсутствии данных об объеме потребления электрической энергии, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса: - при установке Исполнителем прибора учета электрической энергии и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления электрической энергии Заказчиком, полученных при помощи этих приборов за период, который составляет не менее 1 (одного) календарного месяца до начала реализации Перечня мероприятий. Данные об объеме (доле объема) потребления электрической энергии Заказчиком, полученные при помощи приборов учета электрической энергии, принимаются как объем потребления с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) Заказчиком;
в) расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии в натуральном выражении.
В случае отсутствия (частичного отсутствия) приборов учета электрической энергии внешнего (уличного) освещения (далее - ПУ), Базовый уровень потребления электрической энергии определяется расчетно-измерительным способом в соответствии с «Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (утверждена Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 № 67).
Согласно представленной ведомости СКУЭ за март 2021 года, объем потребленной энергии составил 29 975 кВт*ч.
Между тем, ведомость показаний СКУЭ за март 2021 года включает также объем потребленной энергии объектами, не включенными в объект энергосервиса (светофоры, видеокамеры и т.д.).
Подключение объектов, не являющихся объектом энергосервисного контракта, влияет на расчет экономии.
При этом ведомость показаний СКУЭ за март 2019 года также содержит указание на объекты, не являющиеся объектом энергосервисного контракта.
В соответствии с положениями Приложения №6 к муниципальному контракту, для приведения объемов потребления Заказчиком электрической энергии в сопоставимые условия с учетом изменения состава, количества или мощности электроприемников, величина фактического объема потребления электрической энергии в Отчетном периоде должна быть уменьшена на величину роста объема потребления электрической энергии, вызванного увеличением состава, количества или мощности электроприемников в Отчетном периоде.
Судебными инстанциями принято во внимание то, что на вопрос о возможности соотнесения объектов, указанных в ведомостях СКУЭ за март 2019 года и март 2021 года, представитель ответчика не смог дать информацию о фактическом объеме учтенных объектов, поскольку номера счетчиков разнятся, пояснения ответчика о замене счетчиков отсутствуют.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что роста объема потребления электроэнергии в отчетном периоде не было, так как изменение состава, количества и мощности электроприемников не происходило, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как не подтвержденные соответствующими доказательствами.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, наличие в ведомости показаний СКУЭ за март 2019 года сведений об иных энергопринимающих устройствах, не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку информация об этих приборах в подписанном сторонами контракте и конкурсной документации отсутствовала.
Годовое потребление является центральным значением для конкурсной документации, поскольку на основании данного показателя производится расчет начальной (максимальной) цены контракта.
В проекте контракта был приведен перечень объектов уличного освещения (светильники 1351), перечень приборов учета, а также указан размер потребления объекта освещения в размере 1122767 кВт/ч. Истец, рассчитав мощность оборудования, учитывая исходные данные, указанные в конкурсной документации, предложил размер экономии, который впоследствии вошел в п. 5.1 контракта: 3392488,26 кВт/ч., и это количество кВт/ч было распределено на 4 года по периодам.
Вместе с тем, как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, ответчик, включая в потребление уличным освещением в базовом периоде объемы потребления от иных потребителей, в нарушение условий контракта возлагает на истца расходы по оплате электроэнергии, не относящиеся к объекту энергосервисного оборудования (светофоров, фонтанов, камер наблюдения, рекламных конструкций), что ведет к снижению размера экономии, и является недопустимым (ст. 10 ГК РФ).
Как следует из п. 3.5 контракта, заказчик (администрация) гарантирует, что на Объекте энергосервиса до заключения настоящего контракта соблюдаются установленные санитарно-гигиенические и технические требования по режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации с учетом функционального назначения, а также обеспечена изолированность Объекта энергосервиса от других потребителей электроэнергии.
В случае, если в ходе исполнения настоящего контракта будет выявлено, что на Объекте энергосервиса указанные требования не соблюдаются, то Заказчик обязан выполнить действия по доведению состояния Объекта энергосервиса до указанных требований (доведение Заказчиком состояния Объекта энергосервиса до соответствия установленным действующим законодательством Российской Федерации, требованиям), размер экономии электрической энергии при этом, достигнутый в результате выполнения настоящего контракта, определяется с учетом изменений Факторов, оказывающих влияние на объем, указанных в приложении № 6 к контракту.
Пунктом 3.10.11 контракта предусмотрено, что в течение срока действия настоящего контракта Заказчик обязан самостоятельно и/или совместно с организацией, привлеченной на обслуживание и содержание Объекта энергосервиса (при наличии такой организации) отслеживать и контролировать все подключения дополнительных энергопотребляюших установок, потребителей (в том числе несанкционированных) и принимать меры при обнаружении таких подключений для исключения потребления электрической энергии в целях, не связанных с наружным освещением либо учитывать их при определении размера экономии электрической энергии, достигнутого в отчетном периоде с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии системой наружного освещения, указанных в Приложении №6 к настоящему контракту.
Как следует из пункта 4.8 контракта, Заказчик обязан предоставлять Исполнителю сведения об объеме (доле объема) потреблении электрической энергии Заказчиком в отчетном периоде, а также о значениях факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме Акта об объеме потреблении электрической энергии Заказчиком, приведенным в Приложении № 5.2 к настоящему контракту.
Согласно пункту 4.9 контракта, Объем (доля объема) потребления электрической энергии в отчетном периоде, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.7 раздела 4 настоящего контракта, определяется с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в приложении №6 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.4 контракта, Размер экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутый в результате исполнения настоящего контракта, определяется как разница между объемом потребления Заказчиком электрической энергии за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного настоящим контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации Перечня мероприятий (в базовом периоде), и объемом потребления Заказчиком электрической энергии, определенным после реализации Исполнителем Перечня мероприятий (в отчетном периоде) с учетом изменения Факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии.
В силу пункта 5.8 контракта, при определении размера экономии (доли размера экономии) потребления Заказчиком электрической энергии в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения настоящего контракта, учитываются факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, в том числе: изменение режимов функционирования и/или функционального назначения энергопотребляющих установок; изменение количества потребителей энергоресурса; площади и объемов территорий; изменение объема потребления электрической энергии на определенном уровне напряжения; изменения количества энергопотребляющих устройств, в том числе световых приборов и т.д. Факторы, оказывающие влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком приведены в Приложении № 6 к настоящему контракту.
Согласно пункту 5.9 контракта, Размер экономии (доля размера экономии) потребления Заказчиком электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период определяется и фиксируется Сторонами ежемесячно Актом определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении, составляемом по форме, приведённой в Приложении № 5.1 настоящего контракта.
Как предписывает пункт 5.10 контракта, в случае, когда при определении размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период, достигнутого в результате исполнения настоящего контракта, не было учтено в должном объеме влияние различных факторов на объем потребления электрической энергии Заказчиком, необходимо осуществление соответствующего перерасчета сторонами по итогам года с составлением Акта определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении.
Поскольку ведомости показаний СКУЭ на март 2019 года и март 2021 года содержат сведения об энергопотреблении объектами, не входящими в предмет энергосервисного контракта, суд пришел к обоснованному выводу о том, что расчет необходимо произвести с учетом методики, утвержденной Приказом Минэнерго России от 04 февраля 2016 г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Судом первой инстанции на обсуждение сторон был поставлен вопрос о возможности проведения по делу судебной экспертизы с целью определения размера экономии, однако соответствующее ходатайство сторонами заявлено не было.
При обращении в суд истцом произведен расчет объема потребления электрической энергии в натуральном выражении за март 2021 года, согласно которому объем потреблённой электрической энергии объектом энергосервиса составляет 24 268 кВт*ч.
Суд с представленным истцом расчетом согласился и при этом обоснованно исходил из следующего.
Формула расчета предусмотрена Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 № 41575), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого настоящая методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении предназначена для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - Методика), разработана в целях установления порядка определения расчетно-измерительным способом объема потребления государственным (муниципальным) заказчиком (далее - заказчик) энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем энергосервисного договора (контракта) мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Согласно приложению № 5 к муниципальному контракту, экономия энергетического ресурса (электрической энергии) определяется в виде разницы между объемом потребления электрической энергии системы (элемента системы) наружного (уличного) освещения (базовое приведенное значение) за соответствующий месяц и объемом потребления электрической энергии системой (элементом системы) наружного (уличного) освещения за соответствующий месяц.
Приложением № 7 к муниципальному контракту установлено базовое значение объема потребленной электрической энергии объектом энергосервиса за март - 86 768 кВт*ч.
Соответственно, размер экономии составляет 62 500 кВт*ч (86 768 кВт*ч - 24 268 кВт*ч.).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о размере произведенной экономии 62 500 кВт*ч.
Условиями п. 6.2 муниципального контракта предусмотрено, что стоимость единицы энергетического ресурса (электрической энергии) на момент объявления конкурса составляет 8,24 руб./кВт.ч.
Размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на электрическую энергию, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного настоящим контрактом размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии, покрывающий в том числе расходы Исполнителя по реализации Перечня мероприятий (п. 6.3 контракта).
В соответствии с п. 6.4 контракта, процент от размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении, определенный в стоимостном выражении и подлежащий уплате Исполнителю по настоящему контракту, составляет 90% (девяносто процентов) от достигнутого размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии за соответствующий период.
Указанный процент не может изменяться в ходе исполнения настоящего контракта.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца на сумму 463 500 руб. (62 500 кВт*ч * 8,24 руб. * 90%), в связи с чем удовлетворил требования истца частично, на указанную сумму.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерность выводов судов предыдущих инстанций, в связи с чем оснований для изменения размера установленной задолженности по муниципальному контракту у суда кассационной инстанции отсутствуют.
В связи с нарушением ответчиком срока оплаты услуг истцом произведено начисление неустойки за период с 01.05.2021 по 21.05.2021.
Неустойка начислена в соответствии с пунктом 10.5 контракта, согласно которому за неисполнение Заказчиком обязательства по оплате настоящего контракта начисляется неустойка (штраф, пени), за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего, после дня истечения установленного - настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пени) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен Заказчиком.
Произведенный истцом расчет неустойки был откорректирован судом с учетом частичного удовлетворения требований истца в части основного долга.
Также суд учел правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики № 3 (2016), в силу которой (ответ на вопрос №3) при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения, в связи с чем применил в расчете ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующую на момент принятия судебного акта, в размере 7,5% годовых.
Согласно расчету суда, размер неустойки, подлежащей взысканию, составил 2 433 руб. 38 коп. (463 500,00 × 21 × 1/300 × 7,5%).
Кроме того, истцом заявлена к взысканию неустойка, рассчитанная с 22.05.2021 по день фактического погашения задолженности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же Обзоре судебной практики Верховного Суда российской Федерации № 3(2016) (ответ на вопрос № 3) при присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п.65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали требования о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению исходя из наличия факта просрочки исполнения ответчиком договорных обязательств, условия договора о начислении неустойки и ее размере, норм статей 329 – 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3(2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что частичное удовлетворение требований истца как в части суммы основной задолженности, так и части неустойки за просрочку ее оплаты, основано на полном и всестороннем исследовании и оценке обстоятельств дела и представленных доказательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу № А12-15365/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи И.В. Арукаева
Н.А. Тюрина