АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-29400/2018
г. Казань Дело № А12-15557/2017
20 февраля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 (судья Наумова М. Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (председательствующий судья Землянникова В. В., судьи Комнатная Ю. А., Кузьмичев С. А.)
по делу № А12-15557/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Дзержинского района г. Волгограда о признании незаконными действий, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Дзержинского района г. Волгограда (далее - администрация) о признании незаконными действий, направленных на демонтаж павильона по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев 124 Г, выразившихся в направлении уведомлений от 19.04.2017 № 22, 23 о фиксации самовольно установленного объекта, которыми предложено до 24.04.2017 в добровольном порядке освободить муниципальную (государственную не разграниченную) землю от самовольно установленного нестационарного объекта павильона по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев, 124 Г, как не соответствующих требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017, требования ИП ФИО1 оставлены без удовлетворения; отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2017.
ИП ФИО1 не согласился с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, при осуществлении проверки законности и обоснованности действий ответчика, направленных на демонтаж торгового павильона, суды не приняли во внимание несоблюдение ответчиком порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на нестационарном объекте, расположенном по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев 124 Г, принадлежащем ИП ФИО1, администрацией размещено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта.
Не согласившись с указанными действиями, полагая, что они не соответствуют требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядку демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что права и охраняемые законом интересы ИП ФИО1 не нарушены, поскольку доказательств легитимности размещения заявителем нестационарного объекта по адресу: ул. Качинцев 124 Г, не представлено.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381?ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381?ФЗ).
Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 № 44/1303 утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда (далее - порядок).
Согласно пункту 1.3. порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждаемой постановлением администрации Волгограда.
Размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с пунктом 1.4. порядка осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда без оформления земельно-правовых отношений.
Договор на размещение нестационарных торговых объектов, не указанных в подпунктах 3.3.1-3.3.3 настоящего пункта, заключается на срок, не превышающий срок действия схемы (пункт 3.3.4 порядка).
Пунктом 3 порядка установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования разрабатывается с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов. Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в целях: восполнения недостатка стационарной торговой сети при обеспечении населения товарами первой необходимости и иными продовольственными и непродовольственными товарами; упорядочения размещения объектов нестационарных торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764 утверждены порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - порядок демонтажа нестационарных объектов), положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 порядка, при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно?справочном портале Волгограда в разделе «территориальные подразделения» сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в организационное управление администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Организационное управление администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Доводы заявителя жалобы ИП ФИО1 о том, что павильон установлен на законных основаниях, поэтому обжалуемые действия являются незаконными, были предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции, обоснованно отклонены ими по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 15.11.2005 № 6298 земельный участок по адресу: <...> предоставлен для размещения нестационарного объекта – ФИО2.
27 марта 2016 года ФИО2 продал нестационарный торговый объект по адресу: Волгоград, ул. Качинцев 124 Г, ФИО1, что подтверждается договором купли-продажи торгового павильона от 27.03.2016 № 01.
Пунктом 2 статьи 610 ГК РФ установлено, что каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, имеющего статус продлённого на неопределённый срок, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределённый срок.
Указанной нормой не установлено каких-либо условий для реализации права одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды, заключенного на неопределённый срок, кроме срока предупреждения о таком отказе.
Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, руководствуясь пунктом 7.3 договора аренды земельного участка от 15.11.2005 № 6298, заказным письмом от 31.03.2017 № 324 (почтовый идентификатор 40097585629731) уведомил ФИО2 об одностороннем отказе от договора.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что договор аренды земельного участка от 15.11.2005 № 6298 расторгнут административным органом с ФИО2 в одностороннем порядке в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства, а правомерность размещения ФИО1 нестационарного объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев 124 Г, приобретенного по сделке купли-продажи у ФИО2, в материалы дела не представлено; изменения в договор аренды в отношении смены арендатора земельного участка не вносились.
В схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017–2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы», место размещения нестационарного объекта по адресу: <...> не включено, в связи с чем, ФИО2 воспользовался правом получения взамен места размещения нестационарного объекта расположенного по адресу: <...> компенсационного места, расположенного по адресу: <...>
Доводы ИП ФИО1 о переходе к нему (в связи с приобретением нестационарного объекта) права пользования земельным участком суды отклонили как основанные на неправильном применении норм материального права. Суды указали, что ИП ФИО1 в материалы дела не представлено доказательств подтверждающих, что торговый павильон площадью 117,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев 124 Г, является объектом недвижимости, а положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 271 и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены по аналогии к случаям перехода права собственности на движимые вещи.
По правилам статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381?ФЗ к покупателю нестационарного торгового объекта не переходит имеющееся у продавца право размещения этого объекта в определенном месте. Данная норма не устраняет предусмотренную статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по возврату арендованного земельного участка при прекращении договора аренды.
Поскольку право аренды на земельный участок, на котором размещен нестационарный объект, принадлежащий заявителю к ИП ФИО1 не переходило, в материалах дела отсутствуют доказательства легитимности размещения нестационарного объекта по адресу: <...> и, соответственно, фактического нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов ИП ФИО1
Таким образом, отказывая в удовлетворении требования предпринимателя, суды исходили из того, что земельный участок, занимаемый принадлежащим предпринимателю на праве собственности торговым павильоном, используется им в отсутствие правоустанавливающих документов, в связи с чем оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы о нарушении требований порядка демонтажа, при совершении действий направленных на демонтаж павильона по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Качинцев 124 Г, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены как не имеющие правового значения, поскольку заявителем в материалы дела не представлено никаких доказательств нарушения его прав оспариваемыми действиями.
Федеральным законом от 28.12.2009 № 381?ФЗ нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления (статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381?ФЗ).
Доказательства включения торгового павильона, принадлежащего ФИО1, в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Волгограда не представлены. Отсутствуют и сведения о том, что в настоящее время у сторон имеются споры по вопросу о включении торгового киоска в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Волгограда. Факт приобретения нестационарного торгового объекта сам по себе не влечет возникновение у покупателя права на размещение этого объекта в определенном месте.
Доводы кассационной жалобе противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу № А12-15557/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи В.А. Петрушкин
А.Ф. Фатхутдинова