ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-15650/2009 от 23.06.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А12-15650/2009

23 июня 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,

судей Богдановой Е.В., Моисеева В.А.,

при участии:

заявителя – ФИО1, паспорт серия <...>, выдан Управлением внутренних дел г. Волжского Волгоградской области 09.10.2003

при участии представителя:

ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2010 № 04-004),

в отсутствие:

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Борисова Т.С., Комнатная Ю.А.)

по делу № А12-15650/2009

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Элита» ФИО1, г. Волжский Волгоградской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 «Элита» (далее – заявитель, крестьянское хозяйство, КФХ ФИО1) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Волгоградской области (далее – налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области) о признании незаконным бездействия в части уклонения от ликвидации КФХ ФИО1

В порядке устранения нарушенного права заявитель просил обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Волгоградской области провести процедуру ликвидации КФХ ФИО1 и снятия его с налогового учета.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.

Требования заявителя основаны на том, что с 1999 года КФХ ФИО1 хозяйственную деятельность не ведет, отчетность в налоговый орган не представляет, расчетные счета и имущество отсутствуют. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2001 по делу № А1212941/01-с31 удовлетворены требования налогового органа о ликвидации КФХ ФИО1 Обязанности по ликвидации крестьянского хозяйства были возложены на его главу ФИО1 В декабре 2001 года ФИО1 была назначена 2-я группа инвалидности, поэтому она не провела процедуру ликвидации. С введением в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 129ФЗ) она уже не могла провести ликвидацию юридического лица, так как крестьянское хозяйство не было внесено в действующий Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), из которого не могло быть исключено в порядке, установленном статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации для ликвидации юридических лиц. Крестьянское хозяйство продолжает состоять только в старом реестре юридических лиц. Полагая, что уклонение налогового органа в нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ от ликвидации крестьянского хозяйства и снятия его с налогового учета нарушают ее права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Управление Пенсионного фонда по Среднеахтубинскому району продолжает начислять страховые взносы на недействующее юридическое лицо, глава КФХ ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что обязанность по ликвидации КФХ на налоговый орган не возложена, ФИО1 не выполнила обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, не представив в установленный срок в регистрирующий орган необходимые сведения о юридическом лице, в результате чего сведения о крестьянском хозяйстве не были внесены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, налоговым органом требования статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ не нарушены, а заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение отменено в части отказа в удовлетворении требования о снятии с налогового учета.

По делу принят новый судебный акт, которым суд апелляционной инстанции обязал Межрайонную ИФНС России № 4 по Волгоградской области снять КФХ ФИО1 с налогового учета.

В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановление мотивировано тем, что поскольку КФХ ФИО1 было зарегистрировано до 01.07.2002 и не представило в регистрирующий орган установленные законом сведения о юридическом лице до 01.01.2003, то, начиная с 06.07.2005 Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области обязана была исполнить требования абзаца 2 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и самостоятельно исключить крестьянское хозяйство из ЕГРЮЛ, снять его с налогового учета без проведения процедуры ликвидации в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие неисполненного решения Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2001 по делу № А12-12941/01-с31 о ликвидации крестьянского хозяйства выполнению налоговым органом указанных требований закона не препятствует.

Таким образом, налоговым органом нарушены требования статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ). Суд не привел в решении полное содержание пункта 3 статьи 26 указанного закона и не руководствовался им при вынесении решения, то есть не применил закон, подлежащий применению по делу.

Вывод суда о недоказанности нарушения предпринимательских прав заявителя бездействием налогового органа также является несостоятельным, поскольку доводы главы крестьянского хозяйства ФИО1 о наличии негативных последствий от непринятия мер к исключению хозяйства из ЕГРЮЛ – начислении страховых взносов Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации – налоговым органом не опровергнуты.

В то же время решение суда в части отказа КФХ ФИО1 в удовлетворении требований к Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области о признании незаконным бездействия в виде уклонения от ликвидации КФХ ФИО1 не подлежит отмене, поскольку обязанность по ликвидации КФХ на налоговый орган законом не возложена.

В кассационной жалобе заявитель – Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области – просит постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для должной оценки всех обстоятельств дела и вынесения обоснованного решения. При этом налоговый орган указывает, что нормы законодательства о регистрации не содержат термина «налоговый учет», в связи с чем исполнить постановление невозможно.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 16.06.2010 до 09 часов 20 минут 23.06.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, 06.11.1992 Комитетом по управлению государственным имуществом Среднеахтубинского района Волгоградской области принято решение № 42-р о государственной регистрации КФХ ФИО1, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации от 06.11.1992, регистрационный номер 396. Главой и учредителем данного юридического лица является ФИО1 При осуществлении деятельности крестьянским хозяйством были нарушены требования закона – отчетность о деятельности не представлялась с 1997 года, налоги не уплачивались, в связи с чем по иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2001 по делу № А12-12941/01-с31 КФХ ФИО1 было ликвидировано, обязанности по ликвидации юридического лица возложены на ФИО1 Однако ФИО1 обязанности, возложенные на нее судом, не исполнила.

С 01.07.2002 введен в действие Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного федерального закона регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

ФИО1 требования данной нормы не исполнила, необходимые сведения о юридическом лице в регистрирующий орган не представила.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ) установлено, что невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2005 № 83ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (вступил в силу с 06.07.2005) порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или до вступления в силу вносимых настоящим Федеральным законом изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, после 06.07.2005 налоговый орган обязан был исключить КФХ ФИО1 из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129ФЗ, после чего снять с учета в налоговом органе в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации и Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 110.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил снятие с учета организаций при исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется в налоговом органе по месту нахождения исключенного юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи ЕГРЮЛ.

Суд апелляционной инстанции ошибочно обязал налоговый орган снять с налогового учета КФХ ФИО1 в отсутствие доказательств исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129ФЗ.

Требование о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию мер к исключению КФХ ФИО1 из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и об обязании налогового органа провести процедуру исключения КФХ ФИО1 из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в рамках настоящего дела не заявлялись.

Заявленные требования о признании незаконным бездействия налогового органа в части уклонения от ликвидации КФХ ФИО1 и об обязании его провести процедуру ликвидации в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не изменялись.

Поскольку обязанность по ликвидации КФХ ФИО1 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2001 по делу № А12-12941/01-с31 возложена на учредителей юридического лица, то есть на ФИО1, а не на налоговый орган, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу № А12-15650/2009 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2009 по тому же делу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Ф.Г. Аглиуллина

Судьи Е.В. Богданова

В.А. Моисеев