АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-28216/2017
г. Казань Дело № А12-15723/2017
06 февраля 2018 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – ФИО1 доверенность от 01.03.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 (председательствующий Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Самохвалова А.Ю.)
по делу № А12-15723/2017
по заявлению государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом ‑ интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований 2 относительно предмета спора, управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – комитет, административный орган) об отказе ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области.
РешениемАрбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об отказе государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение.
Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области вменена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом‑интернат для престарелых и инвалидов» путем рассмотрения по существу обращения государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом‑интернат для престарелых и инвалидов» об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и прекратить производство по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое решение не обладает признаками ненормативного правового акта по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что 19.10.2016 ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в Комитет с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на которое письмом от 01.11.2016 сообщил, что на основании приказа Минприроды Российской Федерации от 10.09.2010 №399 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Волгоградской области, оказывающих негативной воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному экологическому контролю», ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, и установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляет управление Росприроднадзора Волгоградской области.
В ответ на обращение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области письмом от 31.01.2017 указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903, а также с учетом разъяснений письма Росприроднадзора от 28.06.2016 № АА-03-04-36/12560 осуществляемая государственным бюджетным специализированным стационарным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» деятельность - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, не включена в критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и учреждение не является объектом федерального государственного экологического надзора.
09 февраля 2017 года ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» вновь обратилось в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в ответ на которое получен отказ от 14.04.2017 в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение со ссылкой на приказ Минприроды Российской Федерации от 10.09.2010 №399 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Волгоградской области, оказывающих негативной воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Полагая, что решение комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области об отказе ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом - интернат для престарелых и инвалидов» в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последнее обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования судебные инстанции исходили из того, что отказ комитета в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение является незаконным и нарушающим права и законные интересы учреждения.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно пункту 4.41 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 № 520 «Об утверждении положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области», управление утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень, который определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Осуществляемая ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» деятельность по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания не подпадает под критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Вместе с тем, после введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на территории Волгоградской области не утвержден.
Список, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2010 № 399, на который ссылается комитет в обоснование своей позиции, составлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», которое утратило силу с 30.06.2015 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».
Таким образом, список, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2010 № 399, не соответствует требованиям, предъявляемым к перечню объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установленным статьей 65 действующего Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как не основан на критериях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации имеют большую юридическую силу, нежели приказы министерств, в связи с чем при установлении противоречий между ними применению подлежат положения, установленные федеральным законодательством и актами Правительства.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.11.2002 № 321-О отметил, что согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически не действующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат.
Учитывая, что список, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2010 № 399, противоречит более поздней редакции (от 03.07.2016) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (вступил в силу 10.09.2015), в данном случае, целесообразно при осуществлении контрольно-надзорной деятельности применять перечни объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросам учета объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовки к ведению федерального государственного реестра, изложенным в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884, при определении поднадзорности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», деятельность которого заключается в предоставлении социальных услуг с обеспечением проживания, включено в список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Волгоградской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2010 № 399, однако деятельность предприятия не соответствует критериям определения объектов федерального государственного экологического надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Учитывая, что объекты, эксплуатируемые учреждением не соответствуют критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903, данная организация не эксплуатирует объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, суды пришли к правомерному выводу, что отказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции признает выводы судов нижестоящих инстанций о признании незаконным решения Комитета об отказе в согласовании проекта нормативов образования отходов и лимита их размещения, соответствующими обстоятельствам спора, основанными на правильном применении норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 по делу №А12-15723/2017оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.А. Савкина
Судьи Э.Г. Баширов
С.В. Мосунов