ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А12-15972/2009
07 июля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Газизовой Г.Ю., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
ответчика – администрации Красноармейского района Волгограда – ФИО1 (доверенность от 23.03.2010 № 997и/7),
в отсутствие:
истца – извещен, не явился,
ответчиков – извещены, не явились,
третьих лиц – извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда», г. Волгоград, администрации Красноармейского района Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2009 (судья Афанасенко О.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Камерилова В.А., Тимаев Ф.И.)
по делу № А12-15972/2009
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Квантум В», г. Волгоград, к муниципальному учреждению «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда», г. Волгоград, Департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда, с участием третьих лиц: Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Комитета муниципального заказа, администрации Волгограда, отделения по Красноармейскому району Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, о взыскании 318 867,72 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Квантум В» (далее – ООО «Квантум В») с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования «городской округ город-герой Волгоград» за счет казны муниципального образования в лице Департамента финансов администрации Волгограда и муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда» (далее – МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда») солидарно суммы задолженности в размере 298 774,96 руб., пени в размере 20 092,76 руб., а при отсутствии денежных средств у МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» или их недостаточности – с муниципального образования «городской округ город- герой Волгоград» в лице администрации Красноармейского района г. Волгограда за счет казны муниципального образования (с учетом уточнения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также вынесенных судом определений о замене ненадлежащего ответчика, привлечении в качестве третьего лица, исключении из числа третьих лиц и привлечении в качестве ответчика, том 1 л.д.75, 104, 122, том 2 л.д. 6, 25, 35-37, 48).
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков судебных расходов в размере 30 000 руб. по договору об оказании юридических услуг от 21.06.2009.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2009 по делу № А12-15972/2009 исковые требования ООО «Квантум В» удовлетворены частично.
С МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» взыскана задолженность в размере 298 774 руб., пени в сумме 15 372,54 руб., судебные расходы в сумме 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7759,17 руб. В остальной части во взыскании отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2009 изменено. Во взыскании с МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда»» в пользу ООО «Квантум В» задолженности в сумме 298 774 руб., пени в сумме 15 372,54 руб. отказано. Взыскано солидарно с администрации Красноармейского района Волгограда и МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» задолженность в сумме 298 774,96 руб., пени в сумме 18 746,98 руб. Во взыскании с МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» судебных расходов в сумме 10 000 руб. отказано. Взыскано солидарно с администрации Красноармейского района Волгограда и МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» судебные расходы в сумме 10 000 руб. Во взыскании с МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» государственной пошлины в сумме 7759,17 рублей отказано. Взыскано солидарно с администрации Красноармейского района Волгограда и МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» в пользу ООО «Квантум В» государственную пошлину в сумме 7849,84 руб. В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2009 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» подало кассационную жалобу, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что судами нарушены нормы материального процессуального права. Муниципальные контракты были заключены от имени муниципальных образований для муниципальных нужд. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением апелляционной инстанции, администрация Красноармейского района Волгограда подала кассационную жалобу, в которой просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, указывая, что стороной муниципальных контрактов является муниципальное образование городского округа город-герой Волгоград.
В судебном заседании 01.07.2010 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 07.07.2010.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб и изучив материалы дела, коллегия считает вышеуказанные судебные акты подлежащими отмене, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 22.10.2008 между администрацией Красноармейского района Волгограда (заказчик), МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» (плательщик) и ООО «Квантум В» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 136/549.
По условиям указанного контракта подрядчик обязуется выполнить по поручению заказчика полный комплекс работ по установке малых форм во дворе жилых домов по ул. 50 лет Октября, 4, 6.
Заказчик – администрация Красноармейского района Волгограда, приняла на себя обязательство принять надлежащим образом выполненные работы в соответствии с пунктом 9.1.1. контракта.
Плательщик по настоящему контракту – МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить принятые работы в соответствии с условиями контракта (пункты 10.1.3., 10.1.4 контракта).
Приемка результата работ осуществляется в силу пункта 7.1. контракта комиссией, состоящей из ответственных представителей заказчика, плательщика и подрядчика.
Согласно пункту 5.1. плательщик – МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» оплачивает выполненные подрядчиком – ООО «Квантум В» работы согласно актам выполненных работ.
Расчеты по контракту производятся плательщиком в безналичном порядке по мере поступления средств, путем перечисления денежных средств с лицевого счета плательщика на расчетный счет подрядчика. Источник финансирования: средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности плательщика (пункты 5.2., 5.3. контракта).
Кроме того, 24.10.2008 между администрацией Красноармейского района Волгограда (заказчик), МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» (плательщик) и ООО «Квантум В» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд № 132/550 (том 1 л.д. 38).
По условиям указанного контракта подрядчик обязуется выполнить по поручению заказчика работы по поставке и установке малых форм во дворе жилого дома по пр. Канатчиков, 21 в Красноармейском районе г. Волгограда.
Заказчик – администрация Красноармейского района Волгограда обязуется принять надлежащим образом выполненные работы (пункт 9.1.1. контракта).
Плательщик по настоящему контракту – МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить принятые работы в соответствии с условиями контракта (пункт 10.1. контракта).
Приемка результата работ осуществляется в силу пункта 7.1. контракта комиссией, состоящей из ответственных представителей заказчика, плательщика и подрядчика.
Согласно пункту 5.1. плательщик – МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» оплачивает выполненные подрядчиком – ООО «Квантум В» работы согласно актам выполненных работ.
В силу пункта 5.2. контракта плательщик в течение трех дней с момента заключения контракта оплачивает подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта. Удержание стоимости авансового платежа производится плательщиком из стоимости выполненных подрядчиком работ пропорционально суммам, предъявленных к оплате актов о приемке выполненных работ.
Окончательный расчет производится путем безналичного перечисления денежных средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности плательщика на 2008 год, на расчетный счет подрядчика на основании подписанных актов выполненных работ, предъявленных к оплате и выставленного счета- фактуры подрядчика (пункт 5.2. контракта).
Источник финансирования контракта: средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности плательщика на 2008 год (пункт 5.3. контракта).
Материалами дела подтверждается, что истцом взятые на себя обязательства по муниципальному контракту от 22.10.2008 № 136/549 выполнены в полном объеме. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 20.11.2008, актом о приемке выполненных работ от 20.11.2008 за ноябрь 2008 года на сумму 174 200 руб., актом приемки работ от 20.11.2008, счет – фактурой от 20.11.2008 № 00000061 на сумму 174 200 руб. (том 1 л.д.30-37).
Подтверждением исполнения истцом обязательств по муниципальному контракту от 24.10.2008 № 132/550 являются: справка о стоимости выполненных работ и затрат от 20.11.2008, акт о приемке выполненных работ от 20.11.2008 за ноябрь 2008 года на сумму 124 574,96 руб., акт приемки работ от 20.11.2008, счет – фактура от 20.11.2008 № 00000062 на сумму 124 574,96 руб. (том 1 л.д.49-54).
Ненадлежащее исполнение обязанности по оплате муниципальных контрактов № 132/550, 136/549 явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что суды неверно определили юридически значимые обстоятельства, не дали им оценки.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.
По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 3 статьи 764 ГК РФ).
Установив факт выполнения истцом обязательств по контракту, сдачу подрядчиком и принятие заказчиком результатов работ по актам приемки выполненных работ в порядке, предусмотренном статьей 702 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о возникновении обязательства по оплате выполненных работ в заявленном размере.
Постановлением главы Волгограда от 20.12.2007 № 2770 «О муниципальных заказчиках Волгограда» в целях организации размещения заказа для муниципальных нужд, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утверждён перечень муниципальных заказчиков Волгограда, наделённых полномочиями на размещение муниципального заказа за счёт средств бюджета Волгограда.
По условиям муниципальных контрактов № 132/550, 136/549 обязанность обеспечения оплаты выполненных работ была возложена на МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда», на основании пунктов 5.2., где источником финансирования указываются средства полученные от предпринимательской и иной деятельности МУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» (пункт 5.3 контракта). Суды лишь указали данное обстоятельство, но оценки являются ли контракты муниципальными, с учётом источников финансирования, не дали.
Суды не выяснили получателя средств местного бюджета при размещении заказов по контрактам № 132/550, 136/549, а также наличие самих заказов муниципального образования «городской округ город- герой Волгоград» и их бюджетного финансирования.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие или опровергающие, что администрация Красноармейского района Волгограда действовала при заключении и исполнении контрактов № 132/550, 136/549 по заказу городского округа город-герой Волгоград и за пределы своих полномочий не вышла при заключении муниципальных контрактов и обеспечения ими бюджетного финансирования.
Таким образом, материалами дела не подтверждается бесспорность доказательств, на основании которых суды могли принять решение об удовлетворении заявленных требований в части обязания по оплате за выполненные работы то или иное лицо.
Судами не дана оценка вышеуказанным обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешения спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает судебные акты подлежащими отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует исследовать вышеизложенные обстоятельства, с учетом всех установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по делу № А12-15972/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Г.Ю. Газизова
А.А. Хайбулов