ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-16270/06 от 15.03.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

“15» марта 2007 года                                                              Дело№А12-16270/06-с44

 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего –                        Козлова В. М.,

 судей                                                         Гатауллиной Л. Р..

                                                                  Хабибуллина Л. Ф.,

Лица, участвующие в деле извещены, не явились,

рассмотрев в открытом  судебном заседаниикассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Волгоградской области г. Волгоград,

на решение от 03.11.2006 года (судья – Машлыкин А. П.,),Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-16270/06-с44,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТП Визит» г. Волгоград к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Волгоградской области г. Волгоград о признании недействительным отказа в государственной регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ТП Визит» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Волгоградской области (далее – налоговый орган) о признании недействительным отказа в государственной регистрации.

            Решением суда первой инстанции от 03.11.2006 года заявленные требования удовлетворены в части: признаны недействительными пункты 1.1 и 2 решения № 2692А от 18.08.2006 года. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

            В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

            Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России  № 9 по Волгоградской области, не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

            Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению, а судебный акт подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

            Как усматривается из материалов дела, в налоговый орган были представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

            Решением № 2692А от 18.08.2006 года заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в связи с не предоставлением определенных статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документов.

            Основанием для отказа налоговый орган указал, что  среди представленных для государственной регистрации документов отсутствуют заявление о государственной регистрации  и ликвидационный баланс, так как представленный ликвидационный баланс не соответствует требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации, составлен по состоянию на 09.08.2006 года и не содержит задолженность по налоговым платежам.

            Общество с ограниченной ответственностью «ТП Визит», не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось в арбитражный суд, судебным актом которого заявленные требования удовлетворены в части.

            Кассационная инстанция находит, что дело по существу не рассмотрено. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № от «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи  23 указанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо, являющее коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, ликвидируется также в соответствии со статьей 65  настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна  для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как  предусмотрено статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.

Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

Налоговым органом оспариваемым решением отказано во внесении записи о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц, поскольку заявителем представлен нулевой ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 09.08.2006 года. По имеющимся же данным  регистрирующего органа у заявителя имеется непогашенная задолженность по налоговым платежам в размере 327 904 рубля 21 копейки.

В соответствии со статьей 224   Федерального закона № 127 ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении  таких обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Согласно части 1 статьи 226 указанного Федерального закона нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

В материалах дела имеется решение № 11-18/2257 от 31.05.2006 года о привлечении к налоговой ответственности общества с ограниченной ответственностью «ТП Визит», которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Также обществу с ограниченной ответственностью «ТП Визит» предложено уплатить  единый налог на вмененный доход и единый социальный налог, а также пени за несвоевременную уплату налога.

Таким образом, у налогового органа имеются сведения о наличии задолженности по налоговым платежам, тогда как заявителем в регистрирующий орган представлен нулевой ликвидационный баланс.

Данные обстоятельства судом первой инстанции не исследованы и им не дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции не установлено, обжаловало ли общество указанное решение налогового органа, согласилось ли оно с имеющейся задолженностью.

 Кроме того, судом  не исследован вопрос о соблюдении ликвидатором порядка ликвидации юридического лица и факт предоставления им в регистрирующий орган противоречивого ликвидационного баланса.

Также судом не исследованы имеющиеся  в материалах дела документы.  Так, в материалах дела имеется  нулевой ликвидационный баланс (л.д.16-18), акт № 12-13/135/253 дсп от 24.03.2006 года выездной налоговой проверки, которым установлена  неуплата единого налога на вмененный доход и единого социального налога (л.д.47-58), а также решение № 11-18/2257 от 31.05.2006 года о привлечении к налоговой ответственности общества с ограниченной ответственностью «ТП Визит» (л.д.95-103), которым судом первой инстанции не дана оценка.

Таким образом, судебный акт суда первой инстанции принят  без исследования и надлежащей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение, в связи с чем подлежит отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а дело  подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать представленные документы, установить фактические обстоятельства дела и проверить доводы сторон, и в зависимости от установленного дать оценку правомерности заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 03.11.2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-16270/06-с44 отменить. Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Волгоградской области удовлетворить.

Дело № А12-16270/06-с44 направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции  того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                              Козлов В. М.

               Судьи                                                                                           Гатауллина Л. Р.                                                                                                                          

Хабибуллин Л. Ф.