ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А12-16634/07-С6
«29» апреля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
Председательствующего: Козлова В.М.
Судей: Калугиной М.П., Махмутовой Г.Н.
с участием:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области город Волгоград
на решение от 03.12.2007 (судья: Наумова М.Ю.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-16634/07-С6
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Татьяна» город Волгоград к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области город Волгоград об оспаривании постановления №20/814-10-07 от 01.10.2007 о привлечении к административной ответственности предусмотренной статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Татьяна» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области от 01.10.2007 №20/814-10-07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 03.12.2007 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Татьяна» является оказание стоматологических услуг населению.
Комитетом государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области в период проведения проверки с 11.09.2007 по 26.09.2007 в отношении общества установлено, что данное предприятие осуществляет свою деятельность без проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (нарушение статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), без журнального учета образовавшихся, а также размещённых отходов (нарушение статьи 19 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления). Правонарушение квалифицировано административным органом по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении административного правонарушения составлен протокол от 26.09.2006 и вынесено постановление от 01.10.2007 №20/814-10-07 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 №183-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ).
Судом правильно установлено, что отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения, отсутствие журнального учета образовавшихся и размещенных отходов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции) регулирует порядок обращения, с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 данного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Деятельность заявителя связана с образованием отходов.
В рассматриваемом случае инспекции следовало руководствоваться статьи 11 и статьей 18 названного закона.
В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Следовательно, предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Судом правильно установлено, что в рассматриваемом случае следовало руководствоваться статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которой установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Таким образом, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение от 03.12.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-16634/07-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.М.Козлов
Судьи М.П.Калугина
Г.Н.Махмутова