ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-17720/07-30 от 11.06.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А12-17720/07-30

"11" июня 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

  председательствующего:Хабибуллин Л.Ф.,

судей: Гатауллиной Л.Р.,Калугиной М.П.,

при участии сторон:

от заявителя: извещены, не явились,

от ответчика:   ФИО1, доверенность от 26.02.2008 №4, 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, город Волгоград,

на решение   Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2007 (судья – В.В. Назаревская) по делу № А12-17720/07-30 и на постановление   Двенадцатого  арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 (председательствующий – Л.Б. Александрова, судьи – С.А. Кузьмичев, Т.С. Борисова) по тому же делу,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карамболь», город Волгоград, к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, город Волгоград об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Карамболь» (далее – общество, ООО «Карамболь») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее – управление) от 07.11.2007 № 03-06/2504 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 40000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2007 требование общества удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.3008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв с 10.06.2008 до 10 часов 00 минут 11.06.2008.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, в выступлении присутствующего на заседании представителя стороны, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не имеет.

В ходе проверки общества по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования и применения регулируемых цен на услуги по передаче электрической энергии за период с 01.10.2006 по 15.09.2007, проведенной сотрудниками управления, установлен факт нарушения действующего законодательства, выразившиеся в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов).

На основании акта проверки от 11.10.2007 № 47 и протокола об административном правонарушении от 23.10.2007 № 03-06/2504 управлением вынесено постановление от 07.11.2007 о привлечении общества к административной ответственности согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей.

Признавая незаконным и отменяя постановление управления, суды сделали вывод о недоказанности управлением факта нарушения обществом установленного порядка регулирования цен.

Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.

Из материалов дела следует и судами установлено, что между ООО «Карамболь» (энергоснабжающая организация) и государственным унитарным предприятием «Волгоградское областное пассажирское автотранспортное предприятие №2» (потребитель) заключен договор снабжения электрической энергией от 01.09.2006 № 9. Предметом договора является подача энергоснабжающей организацией потребителю электрической энергии. Согласно пункту 4.1 договора тариф на электрическую энергию складывается из тарифа, установленного открытым акционерным обществом «Волгоградэнергосбыт» и наценки, установленной энергоснабжающей организацией. Размер наценки за услуги энергоснабжающей организации по договору подлежит ежегодной индексации, установленной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.

По мнению управления, обществом осуществляется передача электроэнергии с применением тарифов, которые для него органом исполнительной власти Волгоградской области не устанавливались, что является нарушением норм Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановления главы администрации Волгоградской области от 15.05.2006 № 540 «Об управлении по региональным тарифам администрации Волгоградской области».

Нарушение установленного порядка ценообразования явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктом 117 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 услуги по передаче электрической энергии представляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. К гарантирующим поставщикам относятся хозяйствующие субъекты, перечисленные в пункте 4.1 Приказа ФСТ от 17.11.2006 № 286-Э/9.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент оплачивать принятую энергию.

Исследовав договор снабжения электрической энергией от 01.09.2006, суды пришли к выводу о том, что из договора не следует, что общество оказывает услуги по передаче электроэнергии. Административным органом не представлено доказательств свидетельствующих о том, что поставщиком электроэнергии для государственного унитарного предприятия «Волгоградское областное пассажирское автотранспортное предприятие №2» является иная организация, которая в свою очередь заключила договор с ООО «Карамболь» на оказание услуг по передаче электрической энергии. Общество не является гарантирующим поставщиком и не является энергосбытовой организацией, состоящей в гражданско-правовых отношениях с гарантирующим поставщиком электроэнергии и оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям.

В силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции оснований для переоценки указанных выводов не имеет.

Довод заявителя кассационной жалобы о наличии электрических сетей, используемых обществом по договору аренды от 25.09.2006 №10, не опровергает выводы судов о недоказанности управлением нарушения обществом порядка регулирования цен.

При таких обстоятельствах, выводы судов об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, судебная коллегия считает обоснованным. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2007 по делу №А12-17720/07-С30 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, город Волгоград - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.Ф. ХАБИБУЛЛИН

судьи

Л.Р. ГАТАУЛЛИНА

М.П. КАЛУГИНА