ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А12-18980/2007
"29" июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего Моисеева В. А.,
судей Федоровой Т. Н., Метелиной Т. А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской таможни, г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от «18» апреля 2008 года (председательствующий Акимова М. А., судьи Александрова Л. Б., Кузьмичев С. А.) по делу №А12-18980/2007,
по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва к Волгоградской таможне, о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г. Москва (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Волгоградской таможни от 26.11.2007 № 10312000-474/2007 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 6 500 рублей.
Решением от 21.02.2008 Арбитражного суда Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008, решение суда первой инстанции отменено. Постановление Волгоградской таможни от 26.11.2007 № 10312000-474/2007 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Волгоградская таможня просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что таможенным органом не было использовано в качестве средства идентификации утраченное перевозчиком ОАО «РЖД» запорно-пломбировочное устройство отправителя № А1907687, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, также не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод о нарушении таможенным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 20.09.2007 года Волгоградской таможней проведен таможенный осмотр железнодорожного вагона № 95303129, находящегося на территории временной зоны таможенного контроля - станции имени М.Горького Приволжской железной дороги с товаром «сахар-сырец» код ТН ВЭД - 1701, следующего в режиме международного таможенного транзита, страна отправления - Бразилия, страна получатель - Россия.
В ходе осмотра таможенным органом выявлено несоответствие запорно-пломбировочного устройства, находящегося на железнодорожном вагоне № 95303129, запорно-пломбировочному устройству, указанному в товарно-транспортной накладной: вместо утраченного запорно-пломбировочного устройства Транс-Пломбир ТП2800-02 № А1907687 работниками общества для сохранности груза наложено запорно-пломбировочное устройство Спрут-777 № 4456246.
19.10.2007 Волгоградской таможней по факту административного правонарушения составлен протокол в отношении ОАО «РЖД» об административном правонарушении № 10312000-474/2007 и 26.11.2007 вынесено постановление № 10312000-474/2007, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в сумме 6 500 руб.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением Волгоградской таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности совершения обществом административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьей пунктом 16 статьи 11, пунктом 2 статьи 88, статьей 169, пунктом 2 статьи 390 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 16.11, пунктом 4 статьи 25.5, статьей 28.2, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ. При этом правомерно исходил из отсутствия доказательств того, что общество заменило именно средство таможенной идентификации, в связи с чем совершение заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, признано недоказанным. Кроме того, апелляционный суд признал существенным нарушением со стороны таможни процедуры привлечения заявителя к административной ответственности в связи с недопущением к участию при производстве по делу об административном правонарушении представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями.
Статьей 16.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность, за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрату таких средств идентификации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу статьи 390 Таможенного кодекса Российской Федерации для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная или иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.
Согласно пункту 2 статьи 390 Таможенного кодекса Российской Федерации средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Для целей идентификации таможенный орган отправления вправе использовать и пломбы отправителя товаров, что прямо предусмотрено статьей 83 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом ответственность за утрату средств идентификации, наложенных отправителем, наступает только в том случае, если они использовались в качестве средства идентификации российским таможенным органом.
Как установлено судами обеих инстанций, при осмотре железнодорожный вагон № 95303129 был фактически опломбирован запорно-пломбировочными устройствами Транс-Пломбир ТП2800-02 №А1907688, №1907686, №1907689 и Спрут 777 №4456246. В товарно-транспортной накладной № 541544224 указаны запорно-пломбировочные устройства Транс-Пломбир ТП2800-02 № А1907688, № А1907686, № А1906181, № А1907687, № А1907689.
Факт утраты пломбы №1907687 обществом не оспаривается и зафиксирован Волгоградской таможней актом общей формы от 17.09.2007 № 61100-2-В 1/02399.
В силу пункта 17.1 Инструкции, утвержденной названным Приказом, идентификация товаров производится при проведении таможенного контроля путем наложения таможенных пломб и печатей на транспортное средство - контейнер, нанесением цифровой, буквенной или иной маркировки, а также другими средствами, позволяющими идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров. Должностное лицо таможенного органа отправления с учетом вида транспорта и условий перевозки вправе выбрать любое средство идентификации товаров, за исключением случаев, установленных правовыми актами Государственного таможенного комитета России.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что утраченная пломба №1906187 была наложена на вагон отправителем. Однако, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, доказательств определения таможенным органом пломбы, наложенной отправителем в качестве средства таможенной идентификации, в материалах дела не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает, что апелляционный суд пришёл к обоснованному выводу о недоказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ.
Также судебная коллегия считает правильный выводы апелляционного суда о допущенном таможенным органом нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности. Данное обстоятельство было предметом оценки и исследования суда апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 года по делу №А12-18980/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В. А. МОИСЕЕВ
Судьи Т. Н. ФЕДОРОВА
Т. А. МЕТЕЛИНА