АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-30436/2018
г. Казань Дело № А12-19436/2017
15 марта 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года .
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное эксплуатационное управление»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2017 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу № А12-19436/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное эксплуатационное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписанияот 28.04.2017 № 298-л/2017, заинтересованное лицо: отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, <...>),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное эксплуатационное управление» (далее – ООО «УК «ЖЭУ», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее – отдел ЖК администрации г. Волжский, административный орган) от 28.04.2017 № 298-л/2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования общества удовлетворить.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не предоставлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела,на основании приказа начальника отдела ЖК администрации г. Волжский от 30.03.2017 № 298-Л/2017 с целью проверки доводов обращения жителя многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК «ЖЭУ», по результатам которой административным органом выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении ООО «УК «ЖЭУ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, а именно: использование объемов коммунального ресурса по электроэнергии в расчете платы осуществлялось ООО «УК «ЖЭУ» без учета показаний общедомового прибора учета, с начислением платы по нормативу потребления, что привело к обсчету потребителей, проживающих в многоквартирном доме № 97 по ул. Мира в г. Волжском Волгоградской области.
По результатам проверки 28.04.2017 административным органом составлен акт № 298-л/2017 и выдано предписание № 298-л/2017, согласно которому на общество возложена обязанность в срок до 16.06.2017 произвести корректировку платы потребителям, проживающим в многоквартирном доме № 97 по ул. Мира в г. Волжском Волгоградской области за коммунальный ресурс по электроснабжению, использованный для содержания общего имущества за январь-февраль 2017 года исходя из фактического потребления (показаний общедомового прибора учета по электроэнергии).
Полагая, что выданное административным органом предписание от 28.04.2017 № 298-л/2017 является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017 (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 176-ФЗ)).
Согласно части 10 статьи 12 Закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 Правил № 491 при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Проанализировав содержание вышеуказанных норм, суды пришли к выводу, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства. В такой ситуации размер расходов на оплату вышеперечисленных коммунальных услуг, предоставленных на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее, но не может быть более размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В рассматриваемом случае потребителям к оплате должна быть предъявлена стоимость коммунального ресурса, используемого при содержании общего имущества, рассчитанная на основании показаний общедомового прибора учета, поскольку данная стоимость ниже стоимости, рассчитанной исходя из норматива.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о правомерности вынесенного предписания, ввиду чего оснований для признания его недействительным и удовлетворения заявления общества также не находит.
В кассационной жалобе ООО «УК «ЖЭУ» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по делу № А12-19436/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи А.В. Топоров
И.Ш. Закирова