ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-19591/12 от 15.01.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                 Дело № А12-19591/2012

22 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «АЦ Русь-Авто» - ФИО1 доверенность от 01.07.2014, ФИО2 доверенность от 02.04.2013,

рассмотрел в открытом  судебном заседании кассационные жалобы комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и  администрации Волгограда 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)

по делу № А12-19591/2012

по заявлению Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам к администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на строительство от 30.06.2011 № RU 3401000-131 /Ко/11 рпм, выданное обществу с ограниченной ответственностью «АЦ Русь-Авто» на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр «Мазда»,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам с заявлением к администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на строительство от 30.06.2011 № RU 3401000-131 /Ко/11 рпм, выданное обществу с ограниченной ответственностью «АЦ Русь-Авто» на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр «Мазда».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014  заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационных жалобах комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и  администрация Волгограда   просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что Нижне-Волжское управление Министерства культуры Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа город-герой Волгоград, комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда о признании недействительным заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 05.09.2007 № РГ-441-07 по результатам рассмотрения проекта планировки и межевания территории по проспекту В.И.Ленина, южнее Дворца Спорта в Краснооктябрьском районе Волгограда, признании недействующим постановления главы Волгограда от 23.04.2008 № 794 «Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания» как не соответствующего положениям статьи 40 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Режиму использования земель зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории «Б», утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942; признании недействительным постановления главы Волгограда от 17.11.2008 № 2402.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2012 по делу № А12-5488/2012 признано недействительным постановление администрации Волгограда от 17.11.2008 № 2402 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» как не соответствующее Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315. Постановление администрации Волгограда от 23.04.2008 № 794 «Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания» признано не соответствующим положениям статьи 40 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», разделу V «Режим использования земель в границах зон охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения» приложения № 3 к постановлению главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942 «Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и недействующим.

При рассмотрении дела № А12-5488/2012 общество с ограниченной ответственностью  «АЦ «Русь-Авто» представлено разрешение от 30.06.2011 № RU 3401000-131/Ко/11 на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс Автоцентр «Мазда», выданное администрацией Волгограда.

Полагая, что указанное разрешение на строительство выдано на основании оспоренных Нижне-Волжским управлением культуры России указанных выше правовых актов, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из установленных обстоятельств дела, а также требований нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.  

Как установлено судами, спорный земельный участок находится в границах охранной зоны Мамаева кургана, принятого на государственную охрану в качестве памятника истории Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 № 1449-р расположенный на Мамаевом кургане «Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане» отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. В последующем  «Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане» включен в состав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2011 № 1671 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. К мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.

Границы данной зоны и разрешенный режим использования земель в границах ее территории утверждены постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007  № 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Возможность ведения нового строительства в охранной зоне ограничено принадлежностью и непосредственным отношением к мемориальному комплексу "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане.

В пределах охранной зоны объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно Положению о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденному приказом Минкультуры России от 14.11.2011 № 1059 и распространяющему свое действие на Нижне-Волжское правление Минкультуры России, таким федеральным органом на территории Волгоградской области в рассматриваемом периоде являлось Нижне-Волжское управление Минкультуры России.

Установив, что в нарушение статей 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пункта 4 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пункта 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, проекты проведения строительства и других работ на спорном земельном участке, расположенном в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения Мамаев курган, с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не согласовывались, суды удовлетворили заявленные требования.

Кроме того, суды пришли к выводу, что действия администрации Волгограда при выдаче оспариваемого разрешения противоречат требованиям, установленным Положением о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 № 2.

Данное Положение определяет порядок согласования с Министерством культуры Российской Федерации проектов генеральных планов, поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений (далее - градостроительная документация), а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

В соответствии с частью 3 указанного Положения градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат согласованию с министерством до утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки этой территории.

Таким образом, процедура согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, проекта строительных работ в зонах охраны объектов культурного наследия прямо предусмотрена федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение администрации Волгограда о выдаче обществу с ограниченной ответственностью «АЦ «Русь-Авто» разрешения на строительство от 30.06.2011 № RU 3401000-131 /Ко/11 рпм не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения и принято во исполнение постановлений администрации Волгограда от 17.11.2008 № 2402 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и от 23.04.2008 № 794 «Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания», признанных Арбитражным судом Волгоградской области по делу № А12-5488/2012, недействительными.

Все доводы заявителей, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.

При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу № А12-19591/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                    С.В. Мосунов

                                                                                              Н.Н. Сафин