ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д.2, тел. (843) 543-99-41
арбитражного суда кассационной инстанции
город Казань
28 августа 2007 года Дело №А12-2018/2007-с62
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в составе:
председательствующего Козлова В.М.,
судей: Калугиной М.П., Коноплевой М.В.;
при участии:
от заявителя – не явился, извещен,
от налогового органа – не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Экран», город Волгоград,
на решение от10.04.2007 Арбитражного суда Волгоградской области (судья С.Г.Пильник) по делу № А12-2018/2007-с62
по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Экран» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Волгограда,
третьи лица: Администрация города Волгограда,
Департамент муниципального имущества администрации города Волгограда,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие «Кинотеатр «Экран» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения от 23.11.2006 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району городу Волгограда (далее – налоговый орган, инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В целях устранения допущенных нарушений обязать налоговый орган внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия и выдать соответствующее свидетельство.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе предприятиепросит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, полагая, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятием соблюден.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Во исполнение постановления администрации Волгограда от 02.11.2004 №1626 «О ликвидации Муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Экран», Департаментом муниципального имущества администрации города Волгограда, являющегося учредителем предприятия, принято распоряжение от 10.11.2004 №2324-р о ликвидации предприятия и назначении ликвидационной комиссии.
В Единый государственный реестр юридических лиц 19.11.2004 внесена запись о принятии решения о ликвидации предприятия, а 22.11.2004 внесена запись о принятии решения о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора предприятия. Распоряжением от 31.10.2005 №1033р Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда «О внесений изменений в распоряжение департамента от 10.11.2004 №2324-р «О ликвидации муниципального унитарного предприятия «Кинотеатр «Экран» утверждена кандидатура ликвидатора - ФИО1
Предприятие 30.03.2006 представило регистрирующему органу промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный 13.03.2006 руководителем Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда, и 17.04.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия.
С заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предприятие обратилось в налоговый орган 16.11.2006. К данному заявлению были приложены ликвидационный баланс, протокол общего собрания участников предприятия об утверждении ликвидационного баланса, документ об оплате государственной пошлины.
Инспекцией 23.11.2006 было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине, что ликвидационный баланс предприятия не отражает сумму фактической задолженности, поэтому он не может считаться ликвидационным балансом, что равнозначно не представлению ликвидационного баланса в регистрирующий орган.
Не согласившись с данным решением налогового органа, предприятие обжаловало его в суд.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что предприятием не соблюден порядок ликвидации юридического лица.
Данные выводы суд кассационной инстанции находит законными и обоснованными.
Нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Статьей 21 указанного Федерального закона предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в соответствии с которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Порядок ликвидации предприятия установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о ликвидации юридического лица были опубликованы в средствах массовой информации 18.11.2004 в газете «Волгоградская правда».
В промежуточном ликвидационном бухгалтерском балансе имеются сведения о наличии кредиторской задолженности, которая составляет 721000 руб., в том числе, перед поставщиками и подрядчиками в размере 503000 руб., перед персоналом организации - 5000 руб., перед государственными внебюджетными фондами - 88000 руб., по налогам и сборам - 125000 руб.
Доказательств, подтверждающих расчеты с кредиторами по отраженной задолженности в промежуточном ликвидационном балансе, предприятием не представлено.
Учитывая, что согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, представленный ликвидационный баланс предприятия не может считаться достоверным. Исходя из смысла статей 14 и 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Судом первой инстанции правомерно не принята во внимание ссылка на акт от 20.06.2006 о списании кредиторской задолженности, ввиду недостаточности имущества у предприятия для расчетов с кредиторами.
В данном случае юридическое лицо является муниципальным унитарным предприятием и к нему применяются положения Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с пунктом 5 статьи 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в случае, если при проведении ликвидации муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального предприятия банкротом.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, основанного на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
П О С Т А Н О В И Л:
Решение от 10.04.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-2018/2007-с62 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ПредседательствующийВ.М. Козлов
М.В. Коноплева