ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-21215/2018 |
06 декабря 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2018 года по делу № А12-21215/2018 (судья Е.С. Пятернина)
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Волгоградская область, Нехаевский р-н, хутор Захоперский)
Заинтересованные лица – Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (ИНН<***>, ОГРН <***>), государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк «Нижнехопёрский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании ненормативного правового акта администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными (противоречащими части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 39.20 ЗК РФ) длящиеся действия администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, выражающиеся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка.
В порядке восстановления нарушенного права просит обязать администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения путем заключения договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк «Нижнехопёрский».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2018 года по делу № А12-21215/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 14 мая 2018 года заявитель обратился в администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее -Администрация) с заявлением о продаже в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 4 567 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 34:17:140007:187), расположенного на территории Захоперского сельского поселения Нехаевского района Волгоградской области примерно в 690 метрах юго-западнее хутора Захоперский и предназначенного для эксплуатации здания склада запасных частей для сельскохозяйственной техники (далее - участок). При этом указав, что право на приобретение участка в собственность без торгов обусловлено нахождением на этом земельном участке принадлежащего предпринимателю недвижимого имущества - здания склада запчастей (кадастровый номер 34-34-13/007/2011-339).
30 мая 2018 года Администрация письмом № 1526/05 сообщила, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным, поскольку участок полностью входит в границы ООПТ (особо охраняемые природные территории) природного парка «Нижнехоперский» муниципального района Волгоградской области, внесенной в ЕГРН.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В материалы дела представлены сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 34:17:140007:187 находится в границах особо охраняемой природной территории -Природный парк «Нижнехоперский» (учетный номер 34.17.2.1, сведения внесены в ЕГРН 01.02.2012 в соответствии с требованиями действующего законодательства), и расположен в границах Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) особо охраняемые природные территории регионального значения были отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения (Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.07.2010 № 1201 утверждено Положение о природном парке «Нижнехоперский».
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о государственном учреждении «Природный парк «Нижнехоперский», утвержденного приказом комитета охраны природы Администрации Волгоградской области от 16.07.2007 №17/01, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Из пункта 1.3 Положения о природном парке «Нижнехоперский», утвержденного Постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.07.2010 № 1201, следует, что природный парк «Нижнехоперский» имеет региональное значение и находится в ведении органов власти Субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Пунктом 3.3 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2016 N 455-п"Об утверждении Положения о природном парке "Нижнехоперский" (редакция, действующая на момент возникновения спорных отношений), предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, расположенные в пределах территории природного парка, ограничиваются в обороте.
Частью 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных законом.
На основании пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий.
В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Пунктом 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 5 указанной статьи 58 установлен запрет на приватизацию земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
Таким образом, в силу прямого указания закона, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", названных положений Земельного кодекса Российской Федерации приватизация особо охраняемых земель запрещена.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что они не могут повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, обжалованное решение было принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба ИПФИО2 К(Ф)Х ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2018 года по делу № А12-21215/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
А.В. Смирников