АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18358/2022
г. Казань Дело № А12-21237/2021
23 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области – ФИО1, доверенность от 08.02.2022;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техно ФИО2»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022
по делу № А12-21237/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техно ФИО2» к Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области об отмене решения и изменении постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Техно ФИО2» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об изменении постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (далее – Инспекция) от 08.06.2021 № 34532113400621500004, № 34532113400652800004, № 34532113400702100004, № 34532113400606600004, № 34532113400665700005, № 34532113400544400004, № 34532113400535300004, № 34532113400558800004, № 34532113400649200004, № 34532113400754800004, № 34532113300194400004, № 34532113300034000004, № 34532113300079000004, № 34532113300095900004, № 34532113300137400004, № 34532113300066100004, № 34532113300146900004, № 34532113300114900004, № 34532113300041200004, № 34532113300154300004, № 34532113300188300004, № 34532113400786700004, № 34532113300129700004, № 34532113300164800004, № 34532113300105200004, № 34532113300174300004, № 34532113300088200004, № 34532113400728900004, № 34532113400687600005, № 34532113300051300004, № 34532113400672400004, № 34532113400577000004, № 34532113300226600004, № 34532113400587800004, № 34532113400693200004, № 34532113300205400004, № 34532113400773100004, № 34532113400598300004, № 34532113400712500004, № 34532113400619300005, № 34532113400762800004, № 34532113400632400004, № 3453211330021290000, № 34532113300234300004, № 34532113400564600004, № 34532113400732700004, № 34532113400745200004, № 34532113400520800004, № 34532113400519700004 и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 07.07.2021 № 540 (далее –Управление).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2021, оставленным без изменением постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененных правонарушений, поскольку действующими валютным и трудовым законодательствами не установлена обязанность физического лица – нерезидента обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации с целью получения заработной платы от юридического лица – резидента. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие ущерба от его действий и возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Управление в отзыве на кассационную жалобу, а также представитель Инспекции в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена документарная проверка соблюдения Обществом валютного законодательства, в ходе которой установлено, что Обществом были заключены трудовые договоры с иностранными гражданами, не имевшими вида на жительство в Российской Федерации. Обществом в период с 12.07.2019 по 28.12.2020 указанным иностранным гражданам была выплачена заработная плата наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации.
Усмотрев в деянии Общества признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, Инспекция составила в отношении него протоколы об административном правонарушении и вынесла постановления от 08.06.2021 № 34532113400621500004, № 34532113400652800004, № 34532113400702100004, № 34532113400606600004, № 34532113400665700005, № 34532113400544400004, № 34532113400535300004, № 34532113400558800004, № 34532113400649200004, № 34532113400754800004, № 34532113300194400004, № 34532113300034000004, № 34532113300079000004, № 34532113300095900004, № 34532113300137400004, № 34532113300066100004, № 34532113300146900004, № 34532113300114900004, № 34532113300041200004, № 34532113300154300004, № 34532113300188300004, № 34532113400786700004, № 34532113300129700004, № 34532113300164800004, № 34532113300105200004, № 34532113300174300004, № 34532113300088200004, № 34532113400728900004, № 34532113400687600005, № 34532113300051300004, № 34532113400672400004, № 34532113400577000004, № 34532113300226600004, № 34532113400587800004, № 34532113400693200004, № 34532113300205400004, № 34532113400773100004, № 34532113400598300004, № 34532113400712500004, № 34532113400619300005, № 34532113400762800004, № 34532113400632400004, № 3453211330021290000, № 34532113300234300004, № 34532113400564600004, № 34532113400732700004, № 34532113400745200004, № 34532113400520800004, № 34532113400519700004 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказаний в виде административных штрафов в размере 75% от суммы выплаченной заработной платы.
Общество обжаловало указанные постановления в Управление, решением которого от 07.07.2021 № 540 жалобы Общества оставлены без удовлетворения, а постановления Инспекции – без изменения.
Посчитав названные постановления Инспекции и решение Управления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Согласно пунктам 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ под резидентами понимаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах». Иные физические лица относятся к нерезидентам.
Согласно сведениям, представленным Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, иностранным гражданам, получившим от Общества заработную плату наличными денежными средствами, вид на жительство в Российской Федерации не выдавался, следовательно, по смыслу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ они являются нерезидентами.
На основании подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выдача юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам – нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Статья 14 Закона № 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
В силу части 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В этой же норме установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
При этом часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ не допускает возможность осуществления юридическим лицом – резидентом расчетов с физическими лицами – нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами (пункт 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2021 № 1664-О).
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в период с 12.07.2019 по 28.12.2020 Общество – резидент в нарушение требований Закона № 173-ФЗ выплатило иностранным работникам – нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации заработную плату без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на то, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать банковские счета в валюте Российской Федерации как на обстоятельство, позволяющее производить расчеты, минуя банковский счет, судами правомерно не принята. В силу статьи 11 ТК РФ отношения по выплате физическим лицам – нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплату заработной платы, урегулированы Законом № 173-ФЗ, то есть к данным отношениям должны применяться нормы специального законодательства.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судами также установлено, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размеры назначенных штрафов соответствуют санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оснований для признания совершенных административных правонарушений малозначительными (статья 2.9 КоАП РФ) либо для замены назначенных оспариваемыми постановлениями наказаний в виде административных штрафов на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) не имеется.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений Инспекции и решения Управления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административных наказаний в виде административных штрафов на предупреждение, являлись предметом проверки судов предыдущих инстанций и правомерно отклонены, поскольку совершенные Обществом правонарушения посягают на установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и в необходимой степени обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и противодействие незаконным финансовым операциям; соблюдение такого порядка является обязанностью каждого участника рассматриваемых правоотношений.
Переоценка исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, а несогласие подателя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу № А12-21237/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи С.В. Мосунов
Л.Ф. Хабибуллин