ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А12-21652/2009
09 апреля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Баширова Э.Г., Хасанова Р.Г.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 25.06.2009 № б/н), ФИО2 (доверенность от 29.07.2009 № 58-юр)
ответчика – ФИО3 (доверенность от 20.08.2009 № б/н),
в отсутствие:
третьего лица – извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Трансстрой»
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Кузьмичева С.А., Лыткиной О.В.)
по делу № А12-21652/2009
по заявлению закрытого акционерного общества «Трансстрой» к Государственному автономному учреждению Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» о признании недействительным экспертного заключения, при участии третьего лица – Управления государственного строительного надзора администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество «Трансстрой» (далее - ЗАО «Трансстрой», общество, заявитель) с заявлением к Государственному автономному учреждению Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» (далее - ГАУ ВО «Облгосэкспертиза», Управление) о признании недействительным повторного отрицательного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту «Комплекс жилой застройки «Семь ветров» в Дзержинском районе г. Волгограда», III этап I очередь строительства» (далее – объект) от 05.12.2009 № 34-3-4-0111-09/1 в части пунктов 1.1, 1.2, 1.З., 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 раздела VI.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать ответчика выдать ЗАО «Трансстрой» положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту без учета замечаний и требований, отраженных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 раздела VI.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 требования ЗАО «Трансстрой» удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Управление устранить допущенное нарушение прав заявителя и выдать положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту без учета замечаний и требований, отраженных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 раздела VI.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 отменено и обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя постановление суда апелляционной инстанции общество просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Отмечается, что суд апелляционной инстанции отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, фактически рассмотрел только замечания ГАУ ВО «Облгосэкспертиза», указанное в пункте 1.6 Заключения Управления. В отношении замечаний относительно остальных пунктов Заключения Управления постановление суда апелляционной инстанции не содержит оснований, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отзывом на кассационную жалобу Управление просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв до 09.04.2010 до 16 часов 00 минут.
Проверив законность обжалуемого судебного акта судебная коллегия кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации Волгограда от 28.02.2007 № 471 ЗАО «Трансстрой» (застройщик) предоставлен в аренду на три года земельный участок (учетный номер № 3-87-9, кадастровый номер № 34:34:03 00 32:0113) площадью 46 281 кв.м. из земель населенных пунктов, для строительства капитального объекта - первой очереди комплекса малоэтажной застройки по ул. Шекснинской в Дзержинском районе г. Волгограда. Между администрацией Волгограда и застройщиком заключен договор аренды земельного участка от 28.02.2007 № 7260.
Генеральным подрядчиком капитального строительства объекта является общество с ограниченной ответственностью «Волготрансстрой», строительство которого запланировано в несколько этапов.
Проектная документация объекта проходила государственную экспертизу.
Государственным учреждением «Управление государственной экспертизы проектов Волгоградской области» выдано положительное заключение государственной экспертизы от 06.06.2008 № 34-1-4-0136-08 о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов.
Для выполнения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства, между ЗАО «Трансстрой» и ГАУ ВО «Облгосэкспертиза» заключен договор от 27.04.2009 № 111-09.
В соответствии с условиями договора Управление обязалось провести по заданию заказчика (ЗАО «Трансстрой») государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту, а заказчик обязался принять и оплатить работы.
По итогам проведения экспертизы Управлением выдано отрицательное заключение государственной экспертизы от 13.07.2009 № 34-3-4-0111-09 с указанием ряда замечаний.
После устранения замечаний 23.07.2009 заявитель вновь обратился к ответчику с заявлением о проведении повторной государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов по объекту.
Результатом повторной государственной экспертизы стало повторное отрицательное заключение государственной экспертизы № 34-3-4-0111-09/1 с указанием замечаний, которые послужили основанием для выдачи отрицательного заключения.
Не согласившись с отрицательным заключением государственной экспертизы, ЗАО «Трансстрой» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд перовой инстанции исходил из того, что замечания ГАУ ВО «Облгосэкспертиза», которые явились основанием для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы № 34-3-4-0111-09/1, являются необоснованными и возлагают на заявителя дополнительные обязанности по предоставлению сведений и документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством для данного вида экспертизы.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень работ), был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 № 274 «Об утверждении Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 148-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 55.8 Федерального закона № 148-ФЗ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 № 274, утвержден Перечень видов работ на выполнение которых лицу, которое будет их выполнять, надлежит получить от саморегулируемой организации Свидетельство о допуске к данному виду работ.
В соответствии, с частью 1 статьи 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) до 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:
1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
ЗАО «Трансстрой» в ГАУ ВО «Облгосэкспертиза» были предоставлены копии лицензий организаций, привлеченных для выполнения соответствующих работ (приложения к Заявлению от 20.03.2009 № Т-И 94).
Отношения, связанные с определением критериев отнесения проектной документации к типовой модифицированной проектной документации и возможности ее повторного использования, регулируется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 № 62 «Об утверждении Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства» (далее - Положение о критериях).
В соответствии с Положением о критериях модифицированная проектная документация может применяться повторно в случае, если она не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 Положения о критериях следует, что критерии отнесения проектной документации к модифицированной типовой документации, подлежащей к повторному применению, определяются как условия, которые должны быть соблюдены застройщиком или заказчиком при проведении отбора проектной документации для ее повторного применения в качестве модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В пункте 7 Положения о критериях, указано, что при отнесении проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в пункте 6 Положения о критериях, то есть совокупность документально подтвержденных обстоятельств:
- положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 3 (трех) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;
- заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;
- документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;
- наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.);
- заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации.
В качестве подтверждения соблюдения обществом условий при проведении отбора проектной документации для ее повторного применения в качестве модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, последним были предоставлены все необходимые документы, о чем было указано в заявлении о проведении государственной экспертизы от 20.03.2009 № Т-И 94.
Следует отметить, что перечень документов, которые предоставляются для проведения государственной экспертизы, определен пунктом 15 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Данный перечень документов является исчерпывающим и, в соответствии с пунктом 17 данного Положения, истребование от заявителя иных сведений и документов не допускается.
Все необходимые документы, определенные законодательством, ЗАО «Трансстрой» были предоставлены ГАУ ВО «Облгосэкспертиза».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2009 по делу № А12-357/2009 были удовлетворены требования ЗАО «Трансстрой» о признании незаконным решения ГАУ ВО «Облгосэспертиза» об отказе в проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по типовой проектной документации объекта.
Указанным решением признано незаконным уклонение ГАУ ВО «Облгосэкспертиза» в проведении экспертизы и было обязано устранить нарушение прав общества путем проведения указанной экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу № А12-21652/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 по делу № А12-21652/2009 оставить в силе.
Взыскать с Государственного автономного учреждения Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» в пользу закрытого акционерного общества «Трансстрой» государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закрытому акционерному обществу «Трансстрой» выдать справку на возврат государственной пошлины 1000 рублей, как излишне уплаченной по платежному поручению от 25.02.2010 № 58.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Н. Афанасьев
Судьи Э.Г. Баширов
Р.Г. Хасанов