ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-21739/14 от 24.02.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20656/2013

г. Казань                                                 Дело № А12-21739/2014

27 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Вильданова Р.А.,

судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 (судья Сапова А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)

по делу №А12-21739/2014

по исковому заявлению администрации Качалинского сельского поселения (ОГРН 1053458084657, ИНН 3430008166) к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) о взыскании суммы, при участии третьего лица ‑ Министерства финансов Волгоградской области, г. Волгоград,

УСТАНОВИЛ:

администрация Качалинского сельского поселения (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее ‑ Миндортранс области, ответчик) о взыскании 5 152 100 руб. задолженности по соглашению № 228-13 от 13.05.2013.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, оставленным без изменения постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014, исковые требования удовлетворены в части взыскания с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Качалинского сельского поселения 5 152 100 руб. по соглашению № 228‑13 от 13.05.2013. В остальной части исковых требований производство по делу прекращено в связи с принятием судом отказа от иска.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Миндортрансобратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что Миндортранс области не должно нести ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета, поскольку предприняло все возможные меры для погашения задолженности, кроме того, считает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области, Администрацией городского поселения г. Суровикино Суровикинского муниципального района и Администрацией Качалинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение рег. № 228-13 от 13.05.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Суровикинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области (далее ‑ Соглашение рег. №228-13 от 13.05.2013).

В пункте 1.2 Соглашения рег. № 228-13 от 13.05.2013 предусмотрено, что Миндортранс области  в 2013  году направляет  в  бюджет Качалинского сельского поселения субсидию в размере 5 152 100 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Качалинское сельское поселение, в свою очередь, обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 1 030 500 рублей на долевое финансирование работ (пункт 1.4 Соглашения рег. № 228-13 от 13.05.2013).

Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег. №228-13 от 13.05.2013 администрация Качалинского сельского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП «Волгоградавтодор» муниципальный контракт № 0329300190613000001‑0186237-01 от 08.07.2013 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. Центральная в х. Качалин Суровикинского муниципального района Волгоградской области. Стоимость контракта составила 6 182 600 руб.

При этом (с учётом Соглашения рег. №228-13 от 13.05.2013) из общей суммы контракта 6 182 600 руб. на долю местного бюджета отнесено 1 030 500 руб. и на долю областного – 5 152 100 руб.

Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Качалинского сельского поселения в сумме 1 030 500 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 по делу № А12-10553/2014, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования подрядчика ОГУП «Волгоградавтодор» о взыскании с администрации Качалинского сельского поселения как со стороны по муниципальному контракту № 0329300190613000001-0186237-01 от 08.07.2013 задолженности в размере 5 152 100 руб., то есть взыскана та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 221 969,64 руб. в связи с просрочкой оплаты работ.

Истцом и ответчиком составлен и подписан совместный акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2014, согласно которому задолженность по предоставлению субсидии в 2013 году составляет 5 152 100 руб.

Ссылаясь на наличие у Миндортранса области кредиторской задолженности по Соглашению рег. № 228-13 от 13.05.2013 в размере 5 152 100 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая возникший спор, судебные инстанции исходили из следующего.

В соответствии со статьей 6 Бюджетном кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).

В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 № 91-п в «Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области» (далее ‑ Порядок № 91‑п).

В Порядке №91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).

Согласно пункту 1.7 Порядка № 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.

В соответствии с пунктом 1.9 Порядка № 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 №105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 №2246-ОД «О дорожном фонде Волгоградской области» и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 №181-ОД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для Качалинского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 5 152 100 руб.

Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.

Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения рег. № 228-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Качалинским сельским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, указание в Соглашении рег. №228-13 от 13.05.2013 о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс Волгоградской области по перечислению в бюджет Качалинского сельского поселения причитающуюся сельскому поселению субсидию (абзац 1 пункта 6.2 Соглашения рег. №228-13 от 13.05.2013).

Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Качалинского сельского поселения в 2013 году перечислена лишь частично.

Существование задолженности по Соглашению рег. № 228-13 от 13.05.2013 Миндортрансом области не оспорено и не опровергнуто.

Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу №А12-14439/2012).

Таким образом, то обстоятельство, что Миндортранс области подавал заявки в Министерство финансов Волгоградской области на оплату задолженности по Соглашению рег. № 228-13 от 13.05.2013, однако они не были оплачены, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства по вышеуказанному Соглашению.

Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по Качалинскому сельскому поселению выполнен, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 по делу № А12‑10553/2014. Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением рег. № 228-13 от 13.05.2013.

Материалы дела не содержат доказательств исполнения Миндортрансом области своих обязательств по предоставлению субсидии администрации Качалинского сельского поселения, документы, подтверждающее обратное ответчиком также не представлены.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что Миндортранс области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, Миндортранс области не должно нести ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из областного бюджета, поскольку предприняло все возможные меры для погашения задолженности, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку не содержат аргументов, опровергающих выводы судов, кроме того, по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, и направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ и, судом кассационной инстанции не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу № А12-21739/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Р.А. Вильданов

Судьи                                                                                    М.М. Сабиров

                                                                                              М.З. Желаева