ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-22494/14 от 26.05.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23820/2015

г. Казань                                                 Дело № А12-22494/2014

02 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,

при участии:

заявителя – ФИО1, доверенность от 30.03.2015 № 7,

ответчика – ФИО2, доверенность от 28.05.2014 № 04-01-06-01/854,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2014 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)

по делу № А12-22494/2014

по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Диана» Волгоградская область к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании недействительными предписаний от 26.05.2014 № 920-1, № 920-2,

УСТАНОВИЛ:

 садовое некоммерческое товарищество «Диана» (далее – СНТ «Диана», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – Инспекция, госорган) о признании недействительными предписаний от 26.05.2014 № 920-1, № 920-2.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2014 заявленные требования СНТ «Диана» удовлетворены в части. Признаны недействительными предписания Инспекции от 26.05.2014 № 920-1, № 920-2, внесенные в адрес СНТ «Диана», как не соответствующие положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В части требований о признании незаконными протоколов об административном правонарушении от 26.05.2014 № 920-1, № 920-2 производство по делу прекращено в связи с отказом от заявленных требований.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

 Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

Общество в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, как обоснованные и соответствующие действующему законодательству, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением заявлений от граждан Инспекцией проведена внеплановая проверка товарищества на предмет соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В ходе проверки госорганом установлено, что на территории СНТ «Диана» в п. Царицын Городищенского района Волгоградской области на момент проверки напряжение на выходных клеммах из трансформаторной подстанции ТП—А.207-250 кВА составляет 0 вольт, чем не обеспечивается электроснабжение жилых домов садоводческого товарищества. В связи с отсутствием электроснабжения подача воды из скважин, расположенных на территории товарищества и осуществляющих водоснабжение жилых домов и садоводческих участков, не осуществляется, давление в системе водоснабжения 0 кгс/см. кв.

Выявленные нарушения госорганом зафиксированы в акте проверки от 26.05.2014 № 920.

По результатам проверки в отношении товарищества 26.05.2014 составлены протоколы об административном правонарушении № 920-1 и № 920-2 о совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Госорганом 26.05.2015 в отношении СНТ «Диана» вынесены предписания. Предписанием № 920-1 на товарищество в срок до 04.06.2014 возложена обязанность обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение жилых домов СНТ «Диана». Предписанием № 920-2 в срок до 04.06.2014 возложена обязанность обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение жилых домов СНТ «Диана».

Постановлениями от 10.06.2014 № 920-1 и № 920-2 товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей по каждому.

Заявитель полагая, что выданные госорганом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы товарищества, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недоказанности госорганом события и вины заявителя во вменяемом правонарушении.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов основанными на фактических обстоятельствах дела.

Согласно пункту 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Учитывая пункты 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В силу пункта 13 раздела 2 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно пунктам 31 и 32 раздела 4 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «г» пункт 4 Правила).

Подпунктом «а» пункта 31 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу подпункта «в» пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно пункту 9 раздела 4 приложения № 1 к Правилам допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В пункте 119 Правил предусмотрено право исполнителя (если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг) в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в установленном данным пунктом порядке.

Как установлено судами, в соответствии с пунктом 4 Устава СНТ «Диана» целями и задачами товарищества является организация и подача технической воды для полива индивидуальных приусадебных участков, организация обеспечения коммунальными услугами (электроснабжение, водоснабжение, вывоз мусора и т.п.) членов - владельцев личных приусадебных участков и организация оплаты этих услуг соответствующим службам.

Между товариществом и открытым акционерным обществом «Волгоградэнергосбыт» (далее – ОАО «Волгоградэнергосбыт», общество) 20.11.2009 заключен договор № 4010556/10 о поставке электрический энергии. 

Письмом от 28.02.2014 № 25/1948 ОАО «Волгоградэнергосбыт» сообщило СНТ «Диана» о нарушении сроков оплаты за потребленную электрическую энергию. Сумма задолженности перед обществом составляет 531 200 руб., в срок до 24.03.2014 товариществу предложено погасить задолженность.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2010 по делу № А12-7041/2010 СНТ «Диана» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

По состоянию на 29.03.2014 в виду тяжелого финансового положения, задолженность товарищества перед ОАО «Волгоградэнергосбыт» составила 732 200 руб.

Ресурсоснабжающая организация в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), 29.03.2014 произвела отключение линии электроснабжения СНТ «Диана» на изоляторах опоры линии электропередачи, осуществляющей подачу электроэнергии на ТП-А.207-250 кВА, путем отсоединения перемычек. Данное обстоятельство нашло отражение в акте проверки от 26.05.2014 № 920.

В ходе судебного разбирательства суды установили, что ОАО «Волгоградэнергосбыт» уведомлениями от 10.06.2014, 28.07.2014, 19.08.2014 извещало товарищество о дальнейшем ограничении режима потребления электроэнергии в случае неоплаты имеющейся у СНТ «Диана» задолженности. При этом, указанными уведомлениями подтверждается что СНТ «Диана» предпринимало попытки погасить образовавшуюся перед поставщиком задолженность за потребленную электроэнергию. Кроме того, конкурсный управляющий товарищества ФИО3 в ходе судебного разбирательства пояснила, что на момент рассмотрения заявления СНТ «Диана» электроснабжение и соответственно водоснабжение товарищества было возобновлено в связи с оплатой задолженности членами садового общества.

Установив, что водоснабжение, (поскольку оно зависит от наличия или отсутствия электроснабжения) и энергоснабжение отсутствовали не по вине товарищества, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания не соответствуют положениям Правил и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, и нарушают права товарищества в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него обязанности, исполнение которых зависит не только от него, но и от других хозяйствующих субъектов.

Судами было также принято во внимание то, что конкурсным управляющим СНТ «Диана» предпринимались меры к возобновлению электроснабжения товарищества.

Довод инспекции о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о реальной возможности СНТ «Диана» предоставлять коммунальные услуги после принятия соответствующих мер, что исключает наличие обстоятельств, препятствующих товариществу исполнять свои обязанности перед потребителями коммунальных услуг судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом норм Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 44 и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Суды пришли к выводу, что товарищество является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для граждан-собственников жилых домов, приобретает у гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения электрическую энергию для оказания коммунальной услуги электроснабжения гражданам.

Между СНТ «Диана» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» заключен договор электроснабжения от 20.11.2009 № 4010556/10, согласно которому гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии через сетевую организацию МУПП «ВМЭС» в точке раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Согласно письму ОАО «Волгоградэнергосбыт» от 28.02.2014 № 25/1948 и служебной записке инженера энергетика СНТ «Диана» от 08.09.2014 поставка электрической энергии была отключена сетевой организацией МУПП «ВМЭС» на границе балансовой эксплуатационной ответственности.

Суды установили, что СНТ «Диана» ограничение поставки электрической энергии не инициировало, в связи с чем, не имело реальной возможности предоставить собственникам жилых домов товарищества услуги по электроснабжению и водоснабжению в виду их отсутствия как таковых.

Довод госоргана о том, что причиной непредоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений является задолженность СНТ «Диана» перед ресурсоснабжающей организацией судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку непредоставление коммунальных услуг в виде энергоснабжения и водоснабжения, явилось отключение линии электропередачи, осуществляющий подачу электроэнергии на ТП-А.207-250 кВА, путем отсоединения перемычек, а не наличие задолженности товарищества и приостановление или ограничение коммунальной услуги потребителю.

В связи с вышеизложенным, полученные результаты проверки правомерно не приняты судом предыдущих инстанций в качестве допустимых и достоверных доказательств события и виновности заявителя во вменяемом правонарушении.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела. Между тем в соответствии с  положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.

Принятые по делу судебные акты следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу № А12-22494/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                 Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                      И.Ш. Закирова

                                                                                                            Н.Н. Сафин