ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-22819/2021 от 07.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18508/2022

г. Казань Дело № А12-22819/2021

14 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:

публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» - ФИО1 (доверенность от 01.01.2022 № 1222),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 № 01-03-33-13),

прокуратуры Среднеахтубинского района Волгоградской области – ФИО3 (доверенность от 01.06.2022 № 8.52/2022),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022

по делу № А12-22819/2021

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по делу об административном правонарушении, заинтересованные лица: прокуратура Среднеахтубинского района Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 01.07.2021 о назначении административного наказания по делу №034/04/9.21-609/2021 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.07.2021 №04-9/4600.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Среднеахтубинского района Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области, а также ФИО4.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.11.2021 по делу №А12-22819/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе публичное акционерное общество «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2022 судья Хакимов И.А. заменен на судью Ольховикова А.Н.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.

Прокуратура Волгоградской области, ФИО4 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области проверки установлено, что ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» не выполнены обязательства по осуществлению технологического присоединения объекта ФИО4 (далее – ФИО4) По указанному факту прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области вынесено постановление от 27.05.2021 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Юг» по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Волгоградским УФАС России вынесено постановление от 01.07.2021 №034/04/9.21-609/2021, которым ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Также Управлением предложено заявителю совершить действия, направленные на исполнение договора от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между ПАО «Россети Юг» и ФИО4; провести проверку соблюдения дисциплины труда в порядке статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в отношении должностных лиц, ответственных за нарушение ПАО «Россети Юг» сроков исполнения обязательств по договору от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному между ПАО «Россети Юг» и ФИО4, рассмотрев вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (представление от 01.07.2021).

ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» оспорило данные постановление и представление в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861).

В пункте 3 Правил №861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 года – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.

Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил №861, является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Правил №861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил №861 процедура технологического присоединения предусматривает выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

В пункте 18 Правил №861 определены мероприятия по технологическому присоединению.

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт доминирующего положения определяется на основании критериев, установленных статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В силу части 5 статьи 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Законом об электроэнергетике закреплено, что в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка (пункт 1 статьи 20).

Судами установлено, что от ФИО4 в Среднеахтубинский район электрических сетей производственного отделения «Левобережные электрические сети» филиала ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» (далее – Среднеахтубинского РЭС ПО «ЛЭС» филиала ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго») поступила заявка от 09.01.2020 на технологическое присоединение щита учета и электрооборудования жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

ПАО «МРСК Юга» с ФИО4 заключен договор от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 5 указанного договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора.

Пунктом 10.1.1 Технических условий, являющихся приложением к договору технологического присоединения, определено, что сетевая организация осуществляет мероприятия, необходимые к выполнению по строительству новых и реконструкции существующих энергетических объектов – запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП№595/160кВА по ВЛ-6кВ №31 ПС 110/35/6 кВ «Ахтуба» до границ участка заявителя. Участок проектируемый ВЛИ-0,4 кВ выполнить совместным подвесом с ВЛ-6кВ №31 ПС 110/35/6 кВ «Ахтуба» от ТП№595/160кВА до опоры №138 с заменой опор ВЛ-6кВ. Протяженность линии, марку и сечение определить проектом.

Таким образом датой завершения мероприятий по договору является 13.09.2020.

Однако ПАО «Россети Юга» мероприятия по договору на технологическое присоединение в указанный срок не выполнены.

Суды признали, что бездействие ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» противоречит пунктам 16, 18 Правил №861.

Доводы заявителя о наличии объективных причин невозможности своевременного исполнения договора ввиду отсутствия технической возможности размещения в связи с отказами частных лиц (собственников смежных земельных участков) в размещении линии электропередач рассмотрены и отклонены судами.

Так, проектируемая ВЛИ-0,4 кВ проходит через земельный участок с кадастровым номером 34:28:070008:2190, находящийся в собственности у ФИО5

По условиям договора от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 общество обязано было выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым) фактическое технологическое присоединение не позднее 13.09.2020.

Вместе с тем, в адрес ФИО5 Среднеахтубинским РЭС ПО «ЛЭС» филиала ПАО «Россети Юг»-«Волгоградэнерго» соответствующее письмо направлено лишь 15.03.2021. ФИО5 предоставлен отказ от 07.04.2021 в согласовании прокладки линии через указанный земельный участок.

Ближайшие от участка заявителя опоры ЛЭП сетевой организации 137, 138 расположены на соседних земельных участках: опора №137 находится на земельном участке, собственником которого является ФИО6, опора №138 находится на земельном участке, собственником которого является ФИО7; в случае присоединения от опор №137-№138 воздушная линия будет пересекать земельный участок, собственником которого является ФИО8

От данных собственников заявителем получены письма об отказе в согласовании прохождения линейного объекта по принадлежащим им земельным участкам в июне и июле 2021 года

При этом ПАО «Россети Юг» проект на строительство спорной ВЛИ-04 кВ в нарушение обязательств, принятых перед ФИО4, вообще не составлялся.

Согласование прокладки линии через земельные участки иных собственников совершены после истечения предельного срока исполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 и договором о технологическом присоединении от 13.03.2020 №34-1-20-00499247.

При этом, как верно отмечено судами, соблюдение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не должно ставиться в зависимость от наличия у сетевой организации каких-либо затруднений в проведении мероприятий по технологическому присоединению. Данные вопросы, в том числе получение информации, должны разрешаться сетевой организацией оперативно, в максимально короткие сроки, в тот период времени, который предоставлен сетевой организации для исполнения возложенных на нее обязанностей.

Однако в рассматриваемом случае до марта 2021 года ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» не предпринимало действий для получения необходимых ему сведений, то есть фактически бездействовало.

Тем самым обществом нарушены положения пунктов 16, 18 Правил №861.

Доказательства, подтверждающие отсутствие у ПАО «Россети Юг» реальной возможности предпринять все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства с целью предотвращения совершения административного правонарушения, обществом не представлены, судами не установлены.

Также судами рассмотрены и отклонены доводы заявителя, ссылавшегося на то, что решением Волжского городского суда Волгоградской области от 07.10.2021 договор от 13.03.2020 №34-1-20-00499247 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям расторгнут.

Суды указали, что договор расторгнут по истечении срока, установленного для исполнения обществом мероприятий по технологическому присоединению.

Проанализировав материалы дела в совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия общества антимонопольным органом квалифицированы верно, существенных нарушений при привлечении к административной ответственности не допущено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок не нарушен.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, для назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией вменяемой статьи, судами не установлено, также не установлено доказательств наличия исключительных обстоятельств (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно постановлению Волгоградского УФАС России от 01.07.2021 о назначении административного наказания по делу №034/04/9.21-609/2021 датой совершения ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» административного правонарушения является 14.09.2020.

В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Ранее общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по следующим делам:

- постановлением по делу №034/04/9.21-18/2020 об административном правонарушении, вступившим в законную силу 01.06.2020, на ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» наложен административный штраф по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, оплата которого была произведена 08.06.2020. Таким образом, ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» в период с 08.06.2020 по 08.06.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ;

- постановлением по делу об административном правонарушении от 18.10.2019 №034/04/9.21-503/2019, вступившим в законную силу 19.05.2020 (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А12-44983/2019) на ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» наложен административный штраф по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, оплата которого была произведена 08.06.2020. Таким образом, ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» в период с 08.06.2020 по 08.06.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ;

- постановлением по делу об административном правонарушении от 18.10.2019 №034/04/9.21-567/2020, вступившим в законную силу 17.08.2020 на ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» наложен административный штраф по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, оплата которого была произведена 07.08.2020. Таким образом, ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» в период с 07.08.2020 по 07.08.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо Волгоградского УФАС России при рассмотрении вынесении постановления по делу об административном правонарушении №034/04/9.21-609/2021 обоснованно пришло к выводу о повторности нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям (статья 9.21 КоАП РФ).

Поскольку представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, суды не усмотрели оснований для признания его незаконным.

При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение и постановление, принятое судами первой и апелляционной инстанций, законными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу № А12-22819/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

Л.Ф. Хабибуллин